Социальная функция государства и ее развитие в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 15:13, курсовая работа

Описание работы

Предмет курсовой работы – социальная функция современного Российского государства; деятельность государственных институтов в области социального обеспечения граждан.
Цель курсовой работы – охарактеризовать содержание социальной функции современного Российского государства и определить ее значение в системе иных функций государства.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………....3-4
ГЛАВА 1. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ В СИСТЕМЕ ФУНКЦИЙ
СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА………5
1.1. Социальная функция как внутренняя функция
государства………………………………………………………5-9
1.2. Роль социальной функции в системе других
функций государства…………………………………………...9-13
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В
ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………..14
2.1. Правовые основы осуществления социальной
функции………………………………………………………14-19
2.2. Деятельность органов социального обеспечения,
как одно из направлений реализации социальной
функции………………………………………………………20-25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………..26-27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………

Работа содержит 1 файл

курсовая - теория гос.и права.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

Так как социальная функция направлена на создание необходимых условий для достойного развития населения, экономическая деятельность современного правового госу­дарства направлена на развитие по следующим направлениям:

1) государственное воздействие на экономическую жизнь общества в целом, что выражается в формировании государством бюджета и кон­тролем за его расходованием; в составлении программ экономического развития в масштабе страны; в финансировании программ промышлен­ных и научных исследований; в выдаче субсидий производителям материальных благ для стимулирования производства.

Стимулирующее воздействие на экономику оказывают и местные органы государства. Они обеспечивают приток капитала и развитие бизнеса на подопечной территории с целью получения больших средств для местного бюджета. Таким образом, поддерживая предпринимательство, привлекая на свою территорию новые компании, местные власти, таким образом, развивают инфраструктуру, решают проблему безработицы, а тем самым решается социальная функция государства.

Взаимодействие социальной функции государства с функцией обороны позволяет удовлетворять социальные нужды и потребности военнослужащих и их семей (охрану здоровья, обеспечение жильем, предоставление времени для отдыха, коммунальные услуги, пенсии на общегосударственном уровне).

Посредством взаимодействия социальной функции с функцией охраны правопорядка успешно решаются вопросы по охране законных прав и интересов личности, тем самым, государство одновременно охраняет свои интересы и интересы всего общества.

Охрана правопорядка – функция, присущая любому государству во все исторические периоды его развития. Правопорядок – необходимое условие нормальной жизнедеятельности любого организованного в государство общества, его объективная необходимость.

В последние десятилетия в демократических государствах приобрела особую актуальность проблема надежного обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, без чего невозможен демократический правопорядок. Статья 2 Конституции Российской Федерации гласит: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.

Таким образом, несмотря на то, что функции государства подвижны и изменчивы, они характеризуются некоторыми общими чертами:

1. Содержание каждой функции государства складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности. Сходные стороны государственной деятельности объединяются в одну функцию исходя из специфики и характера тех общественных отношений, на которые они воздействуют.

2. В отличие от функций многочисленных государственных органов (финансовых, народного образования, прокуратуры), специально предназначенных для определенной деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом. Сказанное не умоляет значения отдельных органов в осуществлении определенных функций государства, поскольку иногда эти органы играют ведущую роль в решении основных задач государства (например, ведущая роль вооруженных сил в выполнении функции обороны страны от нападения извне). Таким образом, функции государства необходимо отличать от функций его отдельных органов. Если функции государства отвечают основным, общественно значимым направлениям его деятельности, которым подчинена работа всего государственного аппарата и каждого из его органов, то далеко не всегда в функциях отдельных государственных органов находит выражение социальное назначение и сущность государства.

3. Функции государства носят комплексный, собирательный характер. В них воплощается сосредоточение усилий государства на решающих, жизненно важных направлениях его внутренней или внешней деятельности.

4. Функции государства необходимо также отличать от видов государственной деятельности, которые могут осуществляться либо специально уполномоченными на то органами, либо структурными подразделениями различных органов государства. Видами государственной деятельности являются, например, расследование уголовных дел, таможенный контроль.

5. Функции государства нельзя отождествлять с формами и методами их реализации. Основными правовыми формами осуществления функций современного государства являются правотворчество, исполнительно-распорядительная и правоохранительная деятельность. Государство в соответствии с теми задачами, которые стоят перед ним на том или ином этапе развития, может использовать методы убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкретная же функция государства представляет собой единство содержания, форм и методов осуществления государственной власти, неразрывно связанных с данным направлением деятельности государства.

Таким образом, рассматривая роль социальной функции в системе других функций государства, можно сказать, что вся функциональная деятельность государства направлена на достижение генеральной цели: блага человека, его нравственного, материального и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.

Государство всегда должно выступать как верховный хранитель и защитник законных интересов личности. Через личность государство содействует общественному прогрессу в целом, совершенствует и обогащает всю систему общественных отношений.

 


ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ ГОСУДАРСТВА В ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАН

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

2.1. Правовые основы осуществления социальной функции

Юридически закрепленные права, свободы и обязанности человека – основа жизненных сил человека, которая формирует его индивидуальную и социальную субъективность, способы и средства реализации интересов и потребностей. Наличие официальных прав и свобод индикативно указывают на развитость жизненных сил человека, содружество и их органичную связь с «жизненным пространством».

Во «Всеобщей Декларации прав человека», принятой 10 декабря 1948 года, закреплено на международном уровне основные социально значимые обстоятельства для реализации основных прав человека. Основные права человека не отчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Они равноценны, не предусматривается их деление на более или менее значимые. Определены свойства основных прав, которые напрямую связаны с безопасностью человека и гражданина.[6] Одно из них состоит в том, что для возникновения прав человека достаточно самого факта рождения. Второе свойство определяет механизм их отчуждаемости: ни одно из провозглашенных прав человека и гражданина не может быть изъято государством или ограничено в объеме без указания оснований ограничения. Также запрещается нарушение прав и свобод других лиц при осуществлении лицом своих прав. Среди обстоятельств для реализации этих прав были перечислены наряду с другими такие как: безработица, болезни, инвалидность, вдовство, старость, материнство, младенчество.

Кроме международного уровня в РФ также принят ряд важнейших законов и других актов, направленных на социальную защиту отдельных категорий граждан, например:

В соответствии статьи 7 пункта 1 Конституции  Российской  Федерации  в  частности  сказано:  «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», а в пункте 2 отражено то, что в Российской Федерации охраняется труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи и материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.[7]

Правовому обеспечению социальной функции также служат:

Федеральный Закон от 15 декабря 2001 г. № 166 – ФЗ «О государственном пенсионном обеспечение в Российской Федерации». В данном законе отражаются основания, в соответствии которых возникают права на пенсию по государственному пенсионному обеспечению и назначаются следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; социальная пенсия.

В Федеральном законе «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ отражается система правовых, экономических и организационных мер, направленная на компенсацию гражданам заработка (выплат вознаграждений в пользу застрахованного лица).

Большую роль для людей, достигших пенсионного возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) играет трудовая пенсия. В соответствии с Федеральным Законом от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» сказано, что трудовая пенсия является ежемесячной выплатой в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, что позволяет им в дальнейшем удовлетворять материальные и духовные потребности человека.[8]

В Российской Федерации также действуют нормативные акты, регулирующие обеспечение граждан пособиями и иными социальными выплатами.

Например, в соответствии Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 81 – ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» устанавливаются следующие виды государственных пособий:

- пособие по беременности и родам;

- единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

- единовременное пособие при рождение ребенка;

- ежемесячное пособие по уходу за ребенком; ежемесячное пособие на ребенка.

Выплачивая пособия, государство тем самым, не только решает социальные вопросы, но и улучшает демографическую ситуацию в стране.

Для решения проблем в области безработицы населения, был принят Федеральный закон от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», где сказано, что государство гарантирует безработным:

- выплату по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного;

- выплату стипендии в период профессиональной подготовки;

- повышения квалификации;

- переподготовки по направлению органов службы занятости, в том числе в период временной нетрудоспособности; а также предоставляется возможность участия в оплачиваемых общественных работах.

Согласно Федеральному закону РФ от 21 декабря 1996 г. № 159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено предоставление бесплатного медицинского обслуживания и оперативное лечение в государственном и муниципальном лечебно-профилактическом учреждении, в том числе проведение диспансеризации, оздоровления, регулярных медицинских осмотров.

Детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, могут предоставляться путевки в школьные и студенческие спортивно-оздоровительные лагеря, в санаторно-курортные учреждения при наличие медицинских показателей, а также оплачивается проезд к месту лечения и обратно.

Большую роль в системе нормативно-правовой базы по поддержке семьи играет Федеральный закон РФ от 29 декабря 2006 г. № 256 – ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей». Основные его направления заключаются в возможностях семьи по улучшению жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения.[9]

Одно из направлений, данного Федерального закона является материнский капитал, представляющий собой средства федерального бюджета. На данный момент сумма материнского капитала составляет 250000 тыс. рублей. [10] Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом темпов роста инфляции.

Лица, получившие сертификат, могут распоряжаться средствами материнского капитала в полном объеме либо по частям по следующим направлениям:

- улучшение жилищных условий;

- получение образования ребенком (детьми);

- формирование накопительной части трудовой пенсии для женщин.

В законодательстве в области охраны здоровья граждан от 22 июля 1993 № 5487 – 1 говорится, что охрана здоровья граждан – это совокупность мер политического, экономического, социального, культурного, медицинского характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья.[11]

В данном направление выделяются основные принципы охраны здоровья граждан:

- соблюдение прав человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий;

- приоритет профилактических мер в области здоровья граждан;

- доступность медико-социальной помощи;

- социальная защищенность граждан в случае утраты здоровья;

- ответственность органов государственной власти и органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности, должностных лиц за обеспечение прав граждан в области охраны здоровья.

Немаловажную роль в области развития социальной функции государства играют нормативные акты, регулирующие государственную социальную помощь, социальное обслуживание граждан и предоставление льгот.

В Федеральном законе РФ от 17 июля 1999 г. № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» отражены правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям или малоимущим одиноко проживающим гражданам. Государственная социальная помощь им оказывается в целях:

Информация о работе Социальная функция государства и ее развитие в России