Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 10:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы состоит в том, чтобы изучить теоретический аспект использования стимулов и ограничений в правовом регулировании.

Содержание

Введение 3
1. Правовые стимулы 5
1.1 Понятие «правовой стимул» 5
1.2 Классификация правовых стимулов 6
3. Правовые ограничения 8
3.1 Понятие «правовые ограничения» 8
3.2 Классификация правовых ограничений 10
5. Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах 15
Заключение 18
Список использованных источников 19

Работа содержит 1 файл

Кр Стимулы и органичения в праве.doc

— 104.50 Кб (Скачать)

      Содержание 

 

       Введение

 

      Стимулы и ограничения регулируют деятельность и в социальной системе, где «энергия» в основном проявляется в форме активности людей. Влиять на данную активность можно через интересы, путем распределения материальных, социальных и духовных ценностей. Если главным для человека выступают его интересы и те ценности; которые способны их удовлетворить, то основные усилия в социальном управлении должны быть направлены на упорядочение связей «интересы – ценности», проявляющихся в общественных отношениях.

      Результат достигается в значительной мере благодаря социальным стимулам («прянику») и социальным ограничениям («кнуту»), составляющим информационную сущность социальной регуляции. «По отношению к действиям и поступкам человека, – писал В.М. Бехтерев, – имеются социальные тормоза в виде запретов со стороны старших в семье, со стороны власть имущих, со стороны обычаев, правил приличия, моды, законов и общественного мнения. Эти тормоза налагают соответствующие ограничения на человека, заставляют его держаться в рамках, не допускающих конфликтов с окружающей средой, а где они появились – к возможному их ограничению и устранению таковых впредь. С другой стороны, наряду с тормозами имеются и социальные стимулы в виде похвалы старших, высокой оценки поступка, общественных мнений и иных поощрительных мер разного рода. Эти-то стимулы и побуждают человека к деятельности на пользу общества вообще, иногда даже в ущерб своим личным интересам» [8, с. 322].

      По  нашему мнению, правовые стимулы и  правовые ограничения, как факторы, влияющие на поведение субъектов правоотношений, сами по себе достаточно далеки как от индивидуальных представлений о добре, справедливости и о должном поведении, присутствующих у каждого, так и от принуждения путём прямого насилия, поэтому только они могут широко применяться при социальном регулировании. Мы считаем, что прямое насилие неприемлемо по определению, а рассчитывать на чужую совесть – наивно, поэтому использование стимулов и ограничений – своеобразная золотая середина среди двух крайностей.

      Следует отметить, что современная отечественная юридическая наука не уделяет нашей теме того внимания, которого она заслуживает: среди ученных, в последнее время, исследовавших стимулы и ограничения в праве, можно вспомнить только А.В.Малько, опубликовавшего подробный труд, посвященный этой проблеме, а также, ряд статей и лекций. Некоторые аспекты нашей темы изучались коллегами А.В.Малько по Саратовской академии права: так И.С.Морозова занималась проблемой эффективности льгот в Российском праве, а О.М.Киселёва изучала историко-юридический аспект института правового поощрения в России; проблемы правовых ограничений в своих трудах касались К.К.Гасанов – доцент Московского гуманитарного университета МВД России, и А.В.Стремоухов – профессор Санкт-Петербургского гуманитарного университета профсоюзов. Что касается других признанных специалистов в области права, то они избегают нашей темы.

      Цель  данной работы состоит в том, чтобы  изучить теоретический аспект использования  стимулов и ограничений в правовом регулировании.

 

       1. Правовые стимулы

      1.1 Понятие «правовой стимул»

 

      При формировании любого определения, следует  выделить все существенные признаки, присущие предмету данного определения. Так правовые стимулы характеризуются  следующими признаками [3, с.82]:

      1) они связаны с благоприятными  условиями для осуществления собственных интересов личности, так как выражаются в обещании либо предоставлении ценностей, а иногда в отмене либо снижении меры лишения ценностей (например, отмена или снижение меры наказания есть стимул);

      2) сообщают о расширении объема возможностей, свободы, ибо формами проявления правовых стимулов выступают субъективные права, законные интересы, льготы, поощрения;

      3) обозначают собой положительную  правовую мотивацию; 

      4) предполагают повышение позитивной  активности;

      5) направлены на упорядоченное изменение общественных отношений, выполняют функцию развития социальных связей.

      В этих признаках заключается их необходимость  и социальная ценность.

      Таким образом, правовой стимул – это правовая мера, регулирующая общественные отношения, путём побуждения субъекта этих отношений к определённому поведению за счёт представления ему дополнительных возможностей и благ [3, с.83].

      Следует отметить, что стимулирующее воздействие  должно быть связано с добровольностью, свободой выбора поведения, личной заинтересованностью, служить интересам данного субъекта, а не интересам стороны, противостоящей ему в правоотношении. Характерной чертой правового стимула является его ориентация на общественно-активное поведение, при этом, для государства, как формального творца права, выгодно, чтобы это активное поведение было ещё и творческим. Хотя, может показаться, что для власти выгодно, чтобы граждане просто выполняли приказы, поступающие сверху, были подобны винтикам в едином механизме, одни служили государству своей физической силой, другие – мозгами, но подобная схема не может сохранять свою эффективность в течение долгого времени и неизбежно приводит к кризису. В качестве примера можно вспомнить любой авторитарный режим, который в начале своей истории может, хотя это и не обязательно, добиться определённых выдающихся успехов, но потом изживает себя и заканчивается либо радикальным реформированием (в лучшем случае), либо крупными социальными потрясениями [3, с.85].

      Таким образом, для государства более  разумно проводить политику стимулирования творческой активности граждан, не зависимо от сферы её приложения, хотя и это подлежит регулированию через стимулирование, социальная активность – залог прогресса, а прогресс – гарантия благополучия.

      1.2 Классификация правовых стимулов

 

      В зависимости от основания деления  существует несколько вариантов  классификации правовых стимулов.

      В зависимости от элемента структуры  нормы права можно выделить юридический  факт-стимул (гипотеза), субъективное право, законный интерес, льготу (диспозиция), поощрение (санкция) [7, с.324].

      В своей деятельности люди учитывают, что желаемые или нежелаемые ими  правовые последствия обусловлены определенными юридическими фактами. Поэтому в одних случаях они стремятся к возникновению юридических фактов, а в других же, наоборот, препятствуют их появлению. Например, согласно статье 242 КЗоТ РФ, для получения пенсии необходим соответствующий трудовой стаж.

      Следовательно, лицо, рассчитывающее получить пенсию, вынуждено согласовывать свое поведение  с закрепленными в норме юридическими фактами, прежде всего учитывать необходимость накопления соответствующего трудового стажа. Таким образом, юридический факт стимулирует определенное поведение, выступая в роли факта-стимула.

      На  уровне диспозиции стимулирующим элементом выступает субъективное право, которое выражает возможность действия и связано с удовлетворением собственных интересов.

      Наряду  с субъективным правом стимулирующим  средством в диспозиции может  быть и законный интерес (охраняемый законом интерес), который является разновидностью дозволений и направлен на удовлетворение собственных интересов.

      Вместе  с тем законный интерес и субъективное право – различные правовые дозволения. Субъективное право – дозволение, которое возводится в правовую возможность, обеспеченную юридической необходимостью. Законный интерес тоже можно считать возможностью, но преимущественно фактической. Это лишь разрешенность действий. Следовательно, законный интерес есть простая правовая дозволенность, в которой отсутствует указание действовать строго зафиксированным в законе образом и требовать соответствующего поведения от других лиц, ей не противостоит конкретная юридическая обязанность. Данное положение может служить главным критерием для разграничения субъективных прав и законных интересов [7, с.326].

      Льгота  выражается в предоставлении каких-либо преимуществ, или частичном освобождении от выполнения обязанностей, или облегчении условий их выполнения. Например, фиксируя в нормативных актах налоговые льготы для предпринимателей, законодатель стимулирует в конечном счете общественно полезную деятельность определенных категорий граждан, повышает позитивную активность, создает благоприятные условия для удовлетворения их интересов.

      Поощрение выступает в роли стимула на уровне санкции, ведь санкции могут быть не только отрицательными, но и положительными.

      В зависимости от отраслевой принадлежности правовые стимулы подразделяются на конституционные, гражданские, экологические и т.п.; в зависимости от объема – на основные (субъективное право), частичные (законный интерес) и дополнительные (льгота); в зависимости от времени действия – на постоянные (право на собственность) и временные (разовая премия); в зависимости от содержания – на материально-правовые (зарплата) и морально-правовые (благодарность) [7, с.329].

      3. Правовые ограничения

      3.1  Понятие «правовые  ограничения»

 

      Толковый  словарь русского языка определяет «ограничение» как «стеснение, ограничивающее права, возможности»

      К.К.Гасанов  и А.В.Стремоухов в статье, которая  называется «Абсолютные права человека и ограничение прав» выделяют четыре существенных признака, которые характеризуют правовые ограничения [5, с.502]:

      1. «Неблагоприятные условия (угроза  или лишение определённых ценностей)  для осуществления собственных  интересов субъектов, направленных на их сдерживание и одновременно на удовлетворение общественных интересов в охране и защите;

      2. Негативный характер, т.е. использование  преимущественно принудительных, силовых  средств;

      3. Уменьшение объёма возможностей, свободы, что осуществляется с помощью обязанностей, запретов, мер защиты, наказаний и т.п., сводящих разнообразие в поведении субъекта до определённого, «предельного» состояния;

      4 Направленность на охрану общественных  отношений, индивидуальной и коллективной  свободы»

      А теперь приведём определение А.В.Малько: «Правовое ограничение – это правовое сдерживание противозаконного деяния, создающее условия для удовлетворения интересов контр-субъекта и общественных интересов в охране и защите [6, с.84].

      Общие признаки реализации правовых ограничений: 1) они связаны с неблагоприятными условиями (угроза или лишение определенных ценностей) для осуществления собственных интересов субъекта, ибо направлены на их сдерживание и одновременно на удовлетворение интересов противостоящей стороны и общественных интересов в охране и защите; 2) сообщают об уменьшении объема возможностей, свободы, а значит, и прав личности, что достигается с помощью обязанностей, запретов, наказаний и т.п.; 3) обозначают собой отрицательную правовую мотивацию; 4) предполагают снижение негативной активности; 5) направлены на защиту общественных отношений, выполняют функцию их охраны [6, с.84].

      Ограничения очень важны, поскольку без них, как ни странно, невозможно обрести  и тем более познать свободу, ведь давно известно, что личная свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого.

      Следует отметить, что наличие и правовых ограничений, естественно, признаётся в позитивном праве, например, статья 55 Конституции РФ гласит: «Права и  свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо».

      Свойства  правовых ограничений также раскрываются при их рассмотрении в сочетании  с категорией правовых дозволений: «Правовые дозволения и запреты  призваны выразить и гарантировать всем членам общества максимально возможную на данном этапе его развития равную для всех меру свободы» Речь здесь идёт о формировании правового режима на базе принципа «всё, что не запрещено, то разрешено», то есть, сначала разрешается (теоретически) всё, после чего устанавливается система правовых ограничений, которая и формирует рамки допустимого поведения.

      3.2 Классификация  правовых ограничений

 

      В процессе правового воздействия  правовые стимулы и правовые ограничения  взаимодополняют друг-друга, поэтому их классификации во многом схожи. Так, в зависимости от элемента структуры нормы права можно выделить юридический факт-ограничение (гипотеза), обязанность, запрет, приостановление и пр. (диспозиция), наказание (санкция).

      Фактами-ограничениями  являются сдерживающие обстоятельства, установленные в гипотезе нормы права. В частности, в соответствии со статьей 17 Семейного кодекса РФ факт беременности жены лишает мужа права на развод без ее согласия, препятствует прекращению правоотношения; согласно статье 14 этого же Кодекса факт состояния в одних правоотношениях (родства) преграждает возникновение других (брачных) и т.п. [6, с.87]

Информация о работе Сочетание стимулов и ограничений в правовых режимах