Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
Потребность в систематизации всего российского законодательства в целом признается, и учеными-юристами, и рядовыми гражданами, сталкивающимися с невозможностью отыскать нужные правовые предписания и оценить их актуальность ввиду огромного массива правовых актов, а также активного процесса по изменению отдельных норм.
Введение
1 Систематизация законодательства 6
1.1 Понятие систематизации законодательства 7
1.2 Учет нормативных актов как информационная служба по законодательству 10
2 Виды систематизации законодательства 15
2.1 Инкорпорация законодательства 16
2.2 Консолидация как вид систематизации нормативно-правовых актов 21
2.3 Кодификация законодательства как особая содержательная форма упорядочения нормативно-правовых актов 23
3 Основные тенденции развития системы законодательства России 29
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения
Систематизация – это юридическая деятельность по приведению и систему уже принятых нормативно-правовых актов, форма упорядочения по определенным критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов, возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.п. Главное - на этой основе появляется возможность качественно совершенствовать законодательство. Таким образом, систематизация - это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще одно назначение систематизации. Это еще и средство расчистки накопившихся массивов нормативно-правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы конюшни. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.
Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно-обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.
Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущем кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.
Подготовка и издание так называемого Кодекса законов Российской Федерации (или "Кодекса кодексов"), создаваемого на базе Свода законов единого систематизированного законодательного акта, имеющего многоуровневую структуру объединяющего все действующее законодательное регулирование, — это задача совершенствования законодательств России на длительную перспективу.
Тенденции
совершенствования
1.
Приведение всего
2.
Формирование новых
3.
Становление новой структуры
законодательства, вызванное разграничением
полномочий между Федерацией, республиками
в составе РФ и другими
№ п/п | Понятие | Определение |
Инкорпорация | одна из форм
систематизации действующего законодательства,
которая выражается в сведении воедино
действующих нормативных актов
без изменения их содержания. Инкорпорация
не имеет правотворческой природы.
Различается официальная и | |
Кодексы | систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определённом порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.) | |
Кодификация законодательства | наиболее совершенный
вид систематизации законодательства,
заключающийся в коренной переработке
действующих ранее нормативно- | |
Консолидация | это такая форма систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания. | |
Корпоративные нормы | правила, разрабатываемые
и принимаемые различными корпоративными
формированиями: политическими партиями,
коммерческими и | |
Основы законодательства | кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и её субъектов; | |
Положения | кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определённых органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.) | |
Правила | кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения) | |
Система законодательства | совокупность
действующих законов и | |
Систематизация законодательства | официальная деятельность
государственных органов и | |
Уставы | кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определённой сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.) |
Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С.Алексеев — М.: Велби, Проспект, 2008 | |
Бахрах, Д. Н. Очерки теории российского права [Текст] / Д. Н. Бахрах. - М. : Норма, 2008. | |
Большая юридическая энциклопедия [Текст] - М. : Эксмо, 2007. | |
Бошно С.В. Теория государства и права: Учебн. пособие [Текст] / С.В.Бошно. — М.: Эксмо, 2007 | |
Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник для вузов [Текст] / А. Б. Венгеров. – 4-е изд. стереотипное. – М. : Омега-Л, 2007. | |
Керимов, А. Д. Современное государство: вопросы теории [Текст] / А. Д. Керимов. – М. : Норма, 2007. | |
Малиновский, А. А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое иссле-дование) [Текст] / А. А. Малиновский. – М. : Юрлитинформ, 2007. | |
Мальцев, Г. В. Социальные основания права [Текст] / Г. В. Мальцев. - М. : Норма, 2007. | |
Марченко, М. Н. Источники права [Текст] : учеб. пособие / М. Н. Марченко. - М. : ТК Вел-би, Проспект, 2007. | |
Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права [Текст] : в 2 т. : учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. | |
Марченко, М. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007. | |
Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Маль-ко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007 | |
Общая теория государства и права. Академический курс в 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2007 | |
Проблемы общей теории права и государства [Текст] : учебник для вузов ; под ред. В. С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2008. | |
Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: [Текст] / учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г. |
А | |
Б | |
В |