Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:39, курсовая работа

Описание работы

Потребность в систематизации всего российского законодательства в целом признается, и учеными-юристами, и рядовыми гражданами, сталкивающимися с невозможностью отыскать нужные правовые предписания и оценить их актуальность ввиду огромного массива правовых актов, а также активного процесса по изменению отдельных норм.

Содержание

Введение
1 Систематизация законодательства 6
1.1 Понятие систематизации законодательства 7
1.2 Учет нормативных актов как информационная служба по законодательству 10
2 Виды систематизации законодательства 15
2.1 Инкорпорация законодательства 16
2.2 Консолидация как вид систематизации нормативно-правовых актов 21
2.3 Кодификация законодательства как особая содержательная форма упорядочения нормативно-правовых актов 23
3 Основные тенденции развития системы законодательства России 29
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения

Работа содержит 1 файл

ТГП.doc

— 96.37 Кб (Скачать)

     Заключение

     Систематизация  – это юридическая деятельность по приведению и систему уже принятых нормативно-правовых актов, форма упорядочения по определенным критериям законодательства. Систематизация обеспечивает учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов, возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним, обнаруживать пробелы, противоречия и т.п. Главное - на этой основе появляется возможность качественно совершенствовать законодательство. Таким образом, систематизация - это, с одной стороны, специализированная правотворческая деятельность, а с другой, важная часть эффективного практического использования законодательства. Но, кроме того, имеется и еще одно назначение систематизации. Это еще и средство расчистки накопившихся массивов нормативно-правовых актов, своего рода способ чистить правовые авгиевы конюшни. Упорядоченность общественной жизни становится возможной на прочной основе систематизированного законодательства.

     Правовая система России с самого начала должна создаваться не как совокупность разрозненных актов по узким вопросам, а как научно-обоснованная и взаимоувязанная система кодификационных актов, которые должны быть базой, основой системы законодательства страны.

     Генеральной линией совершенствования российского законодательства в будущем следовало бы избрать курс на постепенное осуществление его всеобщей кодификации. К такой кодификации следует стремиться уже сейчас, постепенно обновляя и укрупняя наше законодательство, создавая кодификационные "блоки", которые не только бы отвечали задачам текущего упорядочения законодательства, но и были рассчитаны на включение в качестве составных частей в будущем кодификационный свод. Текущие акты уместно составлять так, чтобы их, по возможности не расчленяя на части, можно было включать в более крупные кодификационные подразделения - в кодексы, единые тома свода.

     Подготовка и издание так называемого Кодекса законов Российской Федерации (или "Кодекса кодексов"), создаваемого на базе Свода законов единого систематизированного законодательного акта, имеющего многоуровневую структуру объединяющего все действующее законодательное регулирование, — это задача совершенствования законодательств России на длительную перспективу.

     Тенденции совершенствования законодательства можно представить следующим  образом:

     1. Приведение всего законодательного  массива в соответствие с Конституцией  РФ. Этот процесс включает в  себя пересмотр действующего  законодательства, отмену устаревших  нормативных актов, создание новых  законов, совершенствование законодательной  техники и законодательного процесса. В частности, Федеральный закон  о порядке опубликования и  вступления в силу федеральных  конституционных законов, актов  палат Федерального Собрания  от 14 июня 1994 г. признал утратившими силу два устаревших закона, определил новую процедуру опубликования и вступления в силу законов, обозначил «Собрание законодательства Российской Федерации» в качестве официального периодического издания и предписал Президенту и Правительству РФ привести свои правовые акты в соответствие с настоящим законом.

     2. Формирование новых комплексных  отраслей законодательства —  о банках и банковской деятельности, приватизации, банкротстве предприятий,  налогах, местном самоуправлении  и др. Комплексное правовое воздействие  позволяет более эффективно и  целенаправленно решать экономические  и социальные вопросы.

     3. Становление новой структуры  законодательства, вызванное разграничением  полномочий между Федерацией, республиками  в составе РФ и другими субъектами  Федерации. Появляются новые виды  законодательных актов (уставы  краев, областей, краевые, областные  законы, указы, постановления губернаторов, глав администраций и иные  нормативные акты).

     Глоссарий

№ п/п Понятие Определение
Инкорпорация одна из форм систематизации действующего законодательства, которая выражается в сведении воедино  действующих нормативных актов  без изменения их содержания. Инкорпорация не имеет правотворческой природы. Различается официальная и неофициальная  инкорпорация.
Кодексы систематизированные комплексные законодательные акты, объединяющие в определённом порядке переработанные нормы права, регулирующие однородную сферу общественных отношений (например, ГК РФ, УК РФ, УИК РФ, СК РФ и т.п.)
Кодификация законодательства наиболее совершенный  вид систематизации законодательства, заключающийся в коренной переработке  действующих ранее нормативно-правовых актов в процессе осуществления  правотворческой деятельности, устранении противоречий, неточности, искажений, а также восполнении пробелов, создании на этой основе нового кодифицированного  акта (кодекса, устава), заменяющего  все прежние действующие акты по этому вопросу
Консолидация это такая форма  систематизации, при которой происходит объединение нескольких нормативно-правовых актов, действующих в одной и той же области общественных отношений, в единый сводный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Корпоративные нормы правила, разрабатываемые  и принимаемые различными корпоративными формированиями: политическими партиями, коммерческими и некоммерческими, профсоюзными, кооперативными организациями  и т.д. Наиболее распространенной формой их закрепления являются уставы и  программы. Как правило, они регулируют внутриорганизационные отношения, складывающиеся в процессе реализации уставных функций, распространяются только на членов данной организации и обеспечиваются мерами общественного воздействия. Среди корпоративных норм выделяется большая группа таких, которые санкционируются государственной властью и приобретают юридическое значение. К числу таких относятся, например, нормы устава кооператива, зарегистрированного или утвержденного местными органами власти. Такие нормы в необходимых случаях обеспечиваются государственной защитой
Основы законодательства кодифицированные нормативные правовые акты федерального уровня, содержащие наиболее важные общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и её субъектов;
Положения кодифицированные нормативные правовые акты, определяющие юридический статус и порядок деятельности каких-либо субъектов права, регламентирующие полномочия определённых органов, их структуру, функции (например, положения о министерствах, ведомствах, государственных комитетах, о филиалах учреждений и т.д.)
Правила кодифицированные нормативные правовые акты, устанавливающие порядок какого-либо вида деятельности (например, правила дорожного движения)
Система законодательства совокупность  действующих законов и подзаконных  актов
Систематизация законодательства официальная деятельность государственных органов и профессиональная деятельность других организаций, коллективов  и лиц, связанная с расположением  по заранее определенным принципам  нормативно-правовых актов, приведением  их во внутренне согласованную систему. Различают официальную и неофициальную  систематизацию законодательства. Официальная  систематизация законодательства осуществляется в форме кодификации нормативно-правовых актов, предполагающей коренной пересмотр и унификацию действующего нормативного материала в определенной области регулирования общественных отношений и создание нового единого нормативного акта (например, Земельный кодекс), а также в форме инкорпорации, состоящей в объединении разнообразных действующих нормативных актов по предметному, хронологическому, алфавитному и другим признакам в сборники, собрания. Происходит в этом случае лишь внешняя обработка нормативных актов при неизменности их содержания (например, собрания законодательства). Особым видом систематизации является консолидация законодательства, в процессе осуществления которой разнопорядковые нормативные акты объединяются в едином новом акте. Этот вид считается приближением к кодификации. Неофициальная систематизация законодательства осуществляется научными учреждениями, коллективами, лицами и только в форме инкорпорации (например, внесение в действующий нормативно-правовой акт всех последующих дополнений и изменений).
Уставы кодифицированные нормативные правовые акты, объединяющие нормы, регулирующие деятельность министерств, ведомств, служб в определённой сфере управления (например, уставы железных дорог, центрального банка, общевойсковые уставы, дисциплинарные уставы и т.п.)

     Список  использованных источников

Алексеев С.С. Общая теория права: Учебник [Текст] / С.С.Алексеев — М.: Велби, Проспект, 2008
Бахрах, Д. Н. Очерки теории российского права [Текст] / Д. Н. Бахрах. - М. : Норма, 2008.
Большая юридическая  энциклопедия [Текст] - М. : Эксмо, 2007.
Бошно С.В. Теория государства и права: Учебн. пособие [Текст] / С.В.Бошно. — М.: Эксмо, 2007
Венгеров, А. Б. Теория государства и права : учебник  для вузов [Текст] / А. Б. Венгеров. – 4-е изд. стереотипное. – М. : Омега-Л, 2007.
Керимов, А. Д. Современное  государство: вопросы теории [Текст] / А. Д. Керимов. – М. : Норма, 2007.
Малиновский, А. А. Злоупотребление субъективным правом (теоретико-правовое иссле-дование) [Текст] / А. А. Малиновский. – М. : Юрлитинформ, 2007.
Мальцев, Г. В. Социальные основания права [Текст] / Г. В. Мальцев. - М. : Норма, 2007.
Марченко, М. Н. Источники права [Текст] : учеб. пособие / М. Н. Марченко. - М. : ТК Вел-би, Проспект, 2007.
Марченко, М. Н. Проблемы теории государства и права [Текст] : в 2 т. : учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007.
Марченко, М. Н. Теория государства и права [Текст] : учебник / М. Н. Марченко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ТК Велби, Проспект, 2007.
Матузов, Н. И. Теория государства и права [Текст] : учебник / Н. И. Матузов, А. В. Маль-ко. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 2007
Общая теория государства  и права. Академический курс в 3 т. / Под ред. М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2007
Проблемы общей  теории права и государства [Текст] : учебник для вузов ; под ред. В. С. Нерсесянца. - М. : Норма, 2008.
Радько Т.Н. Теория государства и права в схемах и определениях: [Текст] / учебное пособие. – М.: "Проспект", 2011 г.

     Приложения

     
     А      
     Б      
     В      

Информация о работе Систематизация законодательства и ее значение для совершенствования правового регулирования