Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
Потребность в систематизации всего российского законодательства в целом признается, и учеными-юристами, и рядовыми гражданами, сталкивающимися с невозможностью отыскать нужные правовые предписания и оценить их актуальность ввиду огромного массива правовых актов, а также активного процесса по изменению отдельных норм.
Введение
1 Систематизация законодательства 6
1.1 Понятие систематизации законодательства 7
1.2 Учет нормативных актов как информационная служба по законодательству 10
2 Виды систематизации законодательства 15
2.1 Инкорпорация законодательства 16
2.2 Консолидация как вид систематизации нормативно-правовых актов 21
2.3 Кодификация законодательства как особая содержательная форма упорядочения нормативно-правовых актов 23
3 Основные тенденции развития системы законодательства России 29
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения
Курсовая работа
Теория государства и права
Систематизация
законодательства и ее значение для
совершенствования правового регулирования
Введение 3
Основная часть 6
1 Систематизация законодательства 6
1.1 Понятие систематизации законодательства 7
1.2 Учет
нормативных актов как
2 Виды
систематизации
2.1 Инкорпорация законодательства 16
2.2 Консолидация
как вид систематизации
2.3 Кодификация
законодательства как особая
содержательная форма
3 Основные
тенденции развития системы
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения 38
Потребность
в систематизации всего российского
законодательства в целом признается,
и учеными-юристами, и рядовыми гражданами,
сталкивающимися с
В 1998 г. был принят Указ Президента РФ от 14 февраля 1998 г. № 170 «О мерах по повышению эффективности работы, связанной с формированием Свода законов Российской Федерации», а в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации «Не будет ни революций, ни контрреволюций» 2001 г. указывалось на необходимость систематизации законодательства, которая «позволила бы не только учесть новые экономические реалии, но и сохранить традиционные отрасли, опасно «размытые» в последние годы».
Тезисы
о том, что российское законодательство
превратилось в хаотическое, бессистемное
и не подчиняющееся в своем
развитии образование, что лавина новых
актов сделала нормы
В
условиях отсутствия ясно выраженной
и реализуемой позиции
Существующая
в настоящее время практика разграничения
компетенции между различными органами
государственной власти, а также
реальный объем вносимых в Государственную
Думу законопроектов свидетельствуют
о том, что основными субъектами
законодательной инициативы являются
Правительство РФ и Президент
РФ. В то же время анализ компетенции
различных органов
Столь
незначительное отражение важности
проведения систематизации законодательства
в компетенции органов
Законотворческий
процесс - главная составная часть
правотворческого процесса, его сердцевина.
Именно принятие законов прежде всего
характеризует данный процесс в
целом. Кроме законов, продукцией правотворчества
выступают подзаконные
Законотворчество – сложный, неоднородный процесс, включающий в себя следующие стадии.
1.
Законодательная инициатива –
закрепленное в Конституции РФ
право определенных субъектов
внести предложение об издании
закона и соответствующий
2.
Обсуждение законопроекта - важная
стадия, которая начинается в
Государственной Думе с
3.
Принятие закона, что достигается
с помощью двух механизмов
голосования (простым
а)
принятие закона Государственной Думой
(федеральные законы принимаются
простым большинством голосов от
общего числа депутатов
б) одобрение закона Советом Федерации (в соответствии с ч. 4 ст. 105 Конституции РФ "федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации"; в соответствии с ч. 2 ст. 108 Конституции РФ "федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации");
в) подписание закона Президентом РФ (согласно ч. 2 ст. 107 и ч. 2. ст. 108 Конституции РФ Президент в течение четырнадцати дней подписывает одобренный закон и обнародует его).
4.
Опубликование закона (как правило,
федеральные конституционные
1.1 Понятие систематизации
законодательства
Систематизация законодательства — это постоянная форма развития и упорядочения действующей правовой системы. В современных цивилизованных государствах имеется значительное число нормативных актов, принимаемых различными правотворческими органами. Правотворчество не может остановиться на определенном этапе, а все время находится в движении, развитии в силу динамизма социальных связей, возникновения новых потребностей общественной жизни, требующих правового регулирования. Постоянно меняющаяся система права, ее развитие и совершенствование, принятие новых нормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативных решений объективно обусловливают упорядочение всего комплекса действующих нормативных актов, их укрупнение, приведение в определенную научно обоснованную систему, издание разного рода сборников и собраний законодательства. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства6.
Систематизация законодательства необходима, во-первых, для его дальнейшего развития. Анализ и обработка действующих нормативных актов, группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов, устарелостей и противоречий в действующем законодательстве.
Во-вторых, она обеспечивает удобства при реализации права, возможность оперативно находить и правильно толковать все нужные нормы.
В разные периоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бывает различной. Когда накапливается в течение многих лет большой объем нормативно-правового материала, когда действует значительное число Нормативных актов, принятых в разные периоды жизни государства и к тому же перекрывающих друг друга, действующих в усеченном объеме или попросту устаревших, фактически утративших силу, систематизация законодательства особенно необходима. В условиях же существенной ломки, революционного преобразования правовой системы, когда отменяются целые нормативные блоки, регулирующие отживающие подлежащие существенному реформированию отношения, когда по сути дела создается качественно новая общественно-экономическая система, объективно требующая обновленных законов, систематизация законодательства как бы уходит на второй план.
В России темпы правотворческой, законодательной, деятельности очеь высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового регулирования. Однако если не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, которая увеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в российском нормативном хозяйстве. Дело осложняется еще и тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в Российской Федерации, нужно также решать судьбу формально действующих в стране нормативных актов и их частей, которые полностью либо частично противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Обычно в понятие систематизации законодательства включаются четыре самостоятельные формы правовой деятельности7:
1) сбор государственными органами, предприятиями, фирмами и другими учреждениями и организациями действующих нормативных актов, их обработка и расположение по определенной системе, хранение, а также выдача справок для заинтересованных органов, учреждений, отдельных лиц по их запросам (учет нормативных актов);