Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2012 в 12:39, курсовая работа
Потребность в систематизации всего российского законодательства в целом признается, и учеными-юристами, и рядовыми гражданами, сталкивающимися с невозможностью отыскать нужные правовые предписания и оценить их актуальность ввиду огромного массива правовых актов, а также активного процесса по изменению отдельных норм.
Введение
1 Систематизация законодательства 6
1.1 Понятие систематизации законодательства 7
1.2 Учет нормативных актов как информационная служба по законодательству 10
2 Виды систематизации законодательства 15
2.1 Инкорпорация законодательства 16
2.2 Консолидация как вид систематизации нормативно-правовых актов 21
2.3 Кодификация законодательства как особая содержательная форма упорядочения нормативно-правовых актов 23
3 Основные тенденции развития системы законодательства России 29
Заключение 32
Глоссарий 34
Список использованных источников 37
Приложения
2) такой акт регулирует значительную и достаточно обширную сферу отношений (имущественные, трудовые, брачно-семейные отношения, борьба с преступностью и т. д.);
3) будучи итогом совершенствования законодательства, кодификационный акт представляет собой сводный акт, упорядоченную совокупность взаимозависимых предписаний. Он является единым, внутренне связанным документом, включающим в себя как проверенные жизнью, общественной практикой действующие нормы, так и новые правила, обусловленные динамикой социальной жизни, назревшими потребностями развития общества;
4) кодификация направлена на создание более устойчивых, стабильных норм, рассчитанных на длительный период их действия. Эффективность кодификационного акта во многом зависит от того, сможет ли законодатель учесть объективные тенденции развития отношений, являющихся предмете регулирования такого акта, их динамику;
5) предмет кодификации обычно определяется в зависимости от деления системы законодательства на отрасли институты. Кодификация укрепляет системность нормативных актов, их юридическое единство и согласованность. Кодификационный акт обычно возглавляет систему взаимосвязанных нормативных актов, образующих определенную отрасль, подотрасль или отдельный институт законодательства;
6) акт кодификации всегда значителен по объему, имеет сложную структуру. Это своеобразный укрупненный блок законодательства, обеспечивающий более четкое построение системы нормативных предписаний, а также удобство их использования.
Обычно в юридической литературе и практике различает несколько видов кодификации. Первый вид — это всеобщая кодификация, под которой понимается принятие целой серии кодификационных актов по всем основным отраслям законодательства и, как следующий этап, создание объединенной, внутренне согласованной системы таких актов в виде кодекса кодексов". Другой вид — это отраслевая кодификация, охватывающая законодательство той или иной отрасли права (гражданский, трудовой, уголовный кодексы и т. д.). Наконец, специальная (комплексная) кодификация, включающая акты той или иной подотрасли, института или однородного комплекса законодательства (налоговый, лесной, таможенный кодексы и т. д.).
2. Кодификационные акты могут внешне выражаться в различных формах. Одна из них — это Основы законодательства, которая активно используется в кодификационной деятельности нашего федеративного государства. Это акт федерального законодательства, содержащий принципиальные, наиболее общие нормы по предмету совместного ведения Федерации и ее субъектов, которые должны развиваться и конкретизироваться в первую очередь в нормативных актах, принимаемых субъектами Федерации, а также и в актах федеральных правотворческих органов.
Основы законодательства обычно стоят во главе тех или иных отраслей либо институтов права, обеспечивают взаимообязанность и согласованность всех норм соответствующих отраслей и институтов. Обычно они делятся на крупные, обособленные подразделения (разделы, главы). В них определяются единые для всех субъектов Федерации принципы регулирования, даются определения важнейших понятий, используемых 8 соответствующей сфере.
Чаще всего используемый вид кодификационного акта кодекс. Это крупный сводный акт, детально и конкретно регулирующий определенную сферу отношений и подлежащий не посредственному применению. Он либо полностью поглощает все нормы соответствующей отрасли (Уголовный кодекс), или содержит основную по объему, самую важную часть таких норм (Гражданский кодекс, Кодекс законов о труде). Наряду с нормами-принципами и нормами-дефинициями в кодексах формулируются также нормы непосредственного регулирования конкретные варианты поведения, которые составляют основное их содержание.
Кодекс — оптимальный вариант обобщения и систематизации законодательства по определенной теме, действенное средство ликвидации множественности актов по одному и тому же вопросу. Ныне во главе большинства отраслей российского федерального законодательства стоят кодексы, многие из которых подвергаются существенной переработке. Кроме того, в современных условиях кодексы принимаются также и субъектами Российской Федерации. Так, в Башкортостане действует более десятка кодексов. Среди них жилищный, трудовой, экологический кодексы, кодексы о браке и семье, о недрах, о средствах массовой информации и др.
По характеру охвата регулируемых кодексами общественных отношений они бывают отраслевыми либо комплексными (межотраслевыми). Первые регулируют конкретную сферу общественных отношений, определяющую деление права на отрасли и институты. Это уголовный, уголовно-процессуальный, гражданский кодексы, кодекс законов о труде и др. Комплексный кодекс систематизирует нормы, которые собраны вместе не по отраслям права, а по иным основаниям (сфера государственной деятельности, отрасль хозяйства или социально-культурного строительства) и объединены единой концепцией, общими принципами регулирования в области отношений (Воздушный кодекс, Таможенный Кодекс, Кодекс торгового мореплавания и др.).
Интересы создания единой, логически согласованной мысли законодательства требуют, чтобы в законодательной деятельности предпочтение отдавалось в первую очередь отраслевые кодексам как актам, непосредственно отражающим научно обоснованное распределение нормативного материала по предмету и методу правового регулирования.
В правовой системе могут существовать и иные виды кодификационных актов: уставы, положения, правила и т. д.
Уставы — это комплексные нормативные акты, регулирующие правовое положение определенных органов и организаций (например, Устав Центробанка РФ), либо ту или иную сферу государственной деятельности (Устав железных дорог, устав внутреннего водного транспорта). Ныне в форме устава модифицируются также основные нормы, определяющие правовой статус субъектов Российской Федерации (исключая республики в составе РФ, которые принимают конституции), структуру, полномочия и организацию деятельности их государственных органов.
Положения регламентируют правовое положение, задачи и компетенцию определенного органа, учреждения или группы однородных органов, учреждений, организаций (Положение о Верховном Суде РФ, Положение о службе в органах внутренних дел РФ и др.).
Правила содержат процедурные нормы, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности (например, Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей).
В ряде случаев кодификационный акт может приниматься в форме закона без дополнительного наименования (например, Закон о государственных пенсиях, Закон об образовании, Закон об основах государственной службы и т. д.). Отнесение того или иного закона к разряду кодификационных определяется в зависимости от его содержания, объема и сферы регулирования им общественных отношений, направленности на объединение действующих норм и одновременное внесение нормативных новелл.
3. Кодификация способствует усилению стабильности законодательства, созданию базирующейся на научном фундаменте системы нормативных актов, обеспечивает оптимальную скоординированность между действующими нормами, создание в законодательстве укрупненных нормативных блоков. Она позволяет решить две взаимосвязанные задачи — совершенствовать и содержание, и форму законодательства.
В
перспективе кодификационные акты призваны
быть основой правотворческой и в первую
очередь законодательной деятельности.
Множественность и фрагментарность законов
их узкая тематика — это существенный
недостаток законодательства, и он будет
становиться все более очевидным по мере
развития и усложнения правовой системы,
углубления правового регулирования.
3
Основные тенденции
развития системы законодательства
России
Изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системы законодательства можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой9.
В иерархической подсистеме на протяжении последнего десятилетия наблюдается дальнейшее увеличение множественности нормативных актов..
По-прежнему недостаточно упорядочен вопрос о соотношении законов и указов, подзаконности последних и праве Президента РФ восполнять пробелы, имеющиеся, по его мнению, в законодательстве.
В федеративной структуре законодательства заметным явлением стал фактический отказ от такой формы федеральных законов по вопросам совместного ведения Федерации и регионов, как Основы законодательства. На их место приходят кодексы.
Однако не разрешен пока законодательно и существенный для построения и функционирования федеративной структуры законодательства вопрос о правовой природе соглашений между органами исполнительной власти РФ и ее субъектами по вопросам разграничения компетенции, число которых все время возрастает.
Сильное
воздействие изменений, происходящих
в системе права, испытывает отраслевая
структура законодательства. Подобно
системе права в системе
О значимости интеграционных процессов в системе законодательства можно судить по тому, в какой мере его эффективность зависит от завершенности процессов формирования тех или иных законодательных массивов (комплексов).
К общим тенденциям развития системы законодательства Российской Федерации необходимо отнести следующие:
1.
Устойчивая тенденция по
2.
Принятие последовательных мер,
3.
Формирование новых отраслей
и комплексов законодательства,
соответствующих задачам,
4. Наполнение новым содержанием действующего законодательства Российской Федерации.
Все более активное развитие рыночных отношений в России повлекло за собой необходимость совершенствования правовой регламентации действий субъектов этих отношений. Это повлекло за собой обособление корпоративного законодательства и придание ему системного характера. Процесс формирования относительно нового для России вида законодательства носит не всегда последовательный и логически поступательный характер. В целом он идет по следующим направлениям: формирование правового поля для участников рыночных отношений; предоставление им возможностей реализовать свои планы в экономической сфере; разработка системы мер юридического воздействия на лиц, нарушающих установление правила поведения.
Одним
из показателей несовершенства корпоративного
законодательства России являются силовые
захваты (рейдерство) одной из сторон
спорной собственности, или так
называемые "корпоративные захваты".
В МВД России на основе имеющихся
материалов пришли к следующему выводу.
"Фактически нет ни одного хозяйствующего
субъекта, который мог бы чувствовать
себя в полной безопасности. Рейдерским
нападениям подвергаются как промышленные
гиганты, так и научно-
Углубление рыночных отношений влечет за собой необходимость формирования новых отраслей законодательства, сейчас в основе этого лежат экономические факторы.