Система законодательства

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2010 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Четкость, логичность и последовательность нормативных актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.
Цель данной работы - изучить систему и структуру законодательства и рассмотреть тенденции развития двух системы законодательства на современном этапе.

Работа содержит 1 файл

Система законодательства 2010.doc

— 109.00 Кб (Скачать)

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ

ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

заочное отделение 
 
 
 
 
 
 

ПО  КУРСУ: Теория государства и права 

Курсовая  работа 

Тема: “Система законодательства” 
 
 
 

Выполнил: Тугулбаев Ербол

Курс 1 гр.ЮИТ-121

Проверил:

Доц. Петрова Е.И 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Абакан 2010 г.

Введение 

     Процесс преобразования российского общества находит свое отражение в функционировании многих закономерностей социально-правового  характера. Одновременно с формированием новых социально-экономических, политических и духовных предпосылок построения российского правового государства обновляется содержание нормативного материала, видоизменяются тенденции его совершенствования и развития. Это необходимость строгого обеспечения верховенства закона во всех сферах жизни общества; специализация, унификация, интенсификация законодательства; увеличение массива технико-юридических предписаний.

     Четкость, логичность и последовательность нормативных  актов говорит о характере государственного режима, существующего в стране. Несомненна актуальность данной проблемы. Особую важность она приобретает в процессе построения правового государства, потому что от построения системы законодательства зависит не только деятельность государства в целом, но и жизнь каждого человека. Свободным и защищенным чувствует себя человек, который знает, что существующие нормативно-правовые акты закрепляют его права и обязанности, что законы не имеют обратной силы и т.п.

     Цель  данной работы - изучить систему и структуру законодательства и рассмотреть тенденции развития двух системы законодательства на современном этапе. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Понятие системы законодательства, соотношение системы  права и системы  законодательства 

     В теории права под системой законодательства принято понимать совокупность нормативных правовых актов различной юридической силы, которые исходя из необходимости решения стоящих перед государством задач обладают согласованностью действий и внутренним единством .

     Вопрос  о системе законодательства как совокупности нормативных правовых актов связан с классификацией и систематизацией правового материала в целях обеспечения его доступности и удобства пользования субъектами и права реализации.

     Систематизация  законодательства – это упорядочение, приведение действующих нормативных актов в единую, согласованную, целостную систему1.

     Под законодательством в широком  смысле понимают совокупность законов  и подзаконных актов. Законодательство по уровню юридической силы делится  на законы, нормативные указы главы государства и другие. А по сферам регулирования общественных отношений – на гражданское, трудовое, семейное и другие.

     Система законодательства выступает как  результат, следствие систематизации, а также как органическое свойство законодательства.

     Словари понятие «законодательство» определяют по-разному: как «общность и дух  всех постановлений, законов страны»2 ; «совокупность всех правовых норм, действующих в данном государстве» ; «совокупность законов».

     В то же время реализация органами прокуратуры одной из своих основных функций заключается в надзоре за законностью – законами и указами Президента России, имеющими силу закона. В комментарии к статье 21 («Предмет надзора») Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» говорится о том, что прокурор осуществляет надзор только за исполнением всей системы действующих законов. В их число входят: «Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы; конституции, уставы и законы субъектов Российской Федерации…» .

     Зарубежный  опыт свидетельствует о следующем. Например, исходя из смысла содержания главы VII Конституции ФРГ («Законодательство  Федерации») под законодательством  следует понимать совокупность нормативных  правовых актов, принимаемых органами власти .

     Конституция СССР 1977 г. ввела для законов и  иных нормативных актов высших федеральных  органов власти специальный термин, имевший родовое значение – «акты  законодательства». В тексте ныне действующей  Конституции Российской Федерации 1993 г. этот термин не применяется.

     В теории права законодательство принято  рассматривать в широком и  узком смыслах. В первом случае законодательство понимается как внешняя форма  объективного права, включающая в себя совокупность всех видов нормативных  правовых актов, действующих в государстве.

     Во  втором – понятие законодательства сужается лишь до нормативных правовых актов Федерального Собрания Российской Федерации (ранее: Верховный Совет  СССР), т.е. до законов.

     На  практике дело обстоит несколько  иначе. Это можно объяснить тем, что правовое регулирование общественных отношений нельзя разорвать на части и рассматривать только на федеральном или только на местном уровнях. Оно опирается на весь комплекс правовых норм сверху донизу. От самых общих (законы) до самых конкретных (ведомственных или локальных нормативных актов). Здесь просматривается определенное противоречие между позицией общей теории права с конкретными правовыми науками и правовыми реалиями общественных отношений.

     Широкое понимание термина «законодательство» – это то, что гораздо более жизненно и что действительно работает на практику. Мировой и отечественный опыт свидетельствуют о том, что развитие системы законодательства и системы права идет по пути их дальнейшей специализации, т.е. приобретает не только более предметный, но и обособленный характер.

     Федеральное законодательство включает в себя Конституцию  Российской Федерации, нормативные  правовые акты федеральных органов  государственной власти и международные  договоры, участниками которых является Россия.

     Система законодательства, как и система права, носит объективный характер. Ее содержание, в конечном счете, определяется не только материальными и социальными условиями жизни общества. Одна из определяющих характеристик принадлежит характеристике сущности самого государства и задачам, которые оно решает на конкретном этапе исторического развития, а также роли мирового сообщества. Общая система законодательства выступает не только как результат, следствие систематизации, но и как органическое свойство законодательства. Особенностью формирования законодательства Российской Федерации, позволившей ей достичь достаточно высокой степени системности, является то, что оно создается на базе ранее принятых концепций , отражающих роль и место России в мировом сообществе, а также собственный и международный опыт в этой сфере. Например, для того, чтобы вступить во Всемирную торговую организацию (ВТО), Россия должна привести свое законодательство в соответствие с требованиями этой организации. Для этого потребуется принять заново или внести соответствующие изменения почти в 60 нормативных правовых актов.

     Нормы законодательства с учетом системной  взаимозависимости отражают разные уровни внутрисистемных связей. Их юридическая сила характеризует  внутреннюю соотносимость не только нормативных правовых актов, но и создаваемой при этом системы специальных субъектов реализации и объема их полномочий.

     В основе системы законодательства лежит  нормативный правовой акт, оформляющий  решение полномочного органа государства. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен – прежде всего закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. Основной, иерархически самый важный акт – конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Это достигается с помощью систематизации.

     Системность законодательства специалистами рассматривается  не только как один из основных факторов повышения его качества и результативности воздействия на регулирование общественных отношений, но и как показатель качества законотворческой работы Федерального Собрания Российской Федерации. Общие упреки к качеству системы законодательства сводятся к следующим: бессистемность, внутренняя противоречивость, излишняя множественность нормативных правовых актов . Это же следует отнести и к характеристике системы чрезвычайного законодательства.

     Изменения, происходящие в системе законодательства, обусловлены целым комплексом разнообразных факторов объективного и субъективного свойства. Не последнюю роль среди них играет трансформация системы права под влиянием процессов интеграции, дифференциации, а также расширения или сужения сферы правового регулирования. Изменения системы обычного и чрезвычайного законодательства можно наблюдать, хотя и в разных объемах, во всех трех ее структурных образованиях: иерархической, федеративной и отраслевой.

     Право, являясь отражением жизненных реалий, находится в постоянном развитии. Государство посредством процесса нормотворчества отслеживает происходящие в обществе тенденции и с учетом собственных интересов придает им обязательный характер. Законодательство в силу своей непосредственной связи с практической деятельностью субъектов права более оперативно, нежели правовая система, путем установления обязательных правил поведения отражает постоянно происходящие процессы в общественной жизни.

     В основе системы законодательства лежит  нормативный правовой акт, оформляющий  решение полномочного органа государства. К нормативному акту применено понятие внешней формы права. Юридическая сила нормативного акта определяется тем, в какую внешнюю форму он облачен прежде всего – закона или какого-либо подзаконного акта. Система законодательных актов представляет собой иерархию по признаку внешней формы. В основе этой системы лежит иерархически важный акт – конституция государства. Система законодательства постоянно развивается. Законодательство должно быть внутренне согласованным, логичным. Обеспечение согласованности правовых норм, устранение противоречащих друг другу и дублирующих нормативных правовых актов достигается с помощью систематизации законодательства.

     Основным  элементом системы законодательства является отрасль законодательства – системная совокупность нормативных правовых актов, регулирующих сферу сходных общественных отношений.

     Существуют  два вида систематизации: инкорпорация и кодификация. Однако в научной  литературе выделяют и такой вид  систематизации, как консолидация. Инкорпорация – это вид систематизации, т.е. такое упорядочение, которое, во-первых, не затрагивает содержания инкорпорированных правовых актов и, во-вторых, происходит без учета отраслей права, которые существуют объективно. Можно провести инкорпорацию в хронологическом порядке, но она может быть проведена и по отраслям права. Инкорпорация – это низшая форма систематизации, при которой нормативные акты объединяются в единые сборники или собрания в определенном порядке: алфавитном, хронологическом или предметном. Нормативные акты, объединяемые при инкорпорации, не подлежат никаким изменениям или дополнениям. Главная задача здесь состоит в том, чтобы расположить их в определенной последовательности, чтобы можно было удобно пользоваться ими не только юристам, а всем категориям населения.

     Высшая  ступень систематизации законодательства – кодификация. Речь идет о создании кодексов. Кодификацию осуществляют по отраслям права. При создании кодексов происходит обновление законодательства. Кодексы создаются и по отраслям законодательства (Трудовой кодекс РФ). Кодификация – это деятельность нормотворческих органов государственной власти, направленная на создание нового нормативно-правового акта, призванного регулировать определенные общественные отношения. При кодификации не только собирается нормативный материал, но и устраняются противоречия в системе норм права, вносятся новые правовые положения, отвечающие требованиям времени. Кодификация осуществляется только органами, издающими нормативно-правовые акты, а инкорпорацию может провести любая организация либо частное лицо.

Информация о работе Система законодательства