Система судов в Росси и судебные органы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в следующем, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

Содержание

Введение
Глава I. Система судов в РФ.
1. Судебная система РФ
2. Судебное звено и судебные инстанции
3.Федеральные суды
3.1 Конституционный суд РФ
3.2 Верховный суд РФ
3.3 Высший Арбитражный суд РФ
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие
4. Суды субъектов РФ
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
4.2 Мировые судьи
Глава II. Органы судебной власти в РФ.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

· подготавливает предложения  по совершению законодательства;

· анализирует судебную статистику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Дисциплинарное судебное присутствие.

Дисциплинарное судебное присутствие — судебный орган, рассматривающий  дела по жалобам на решения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации  о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков и обращениям на решения  Высшей квалификационной коллегии судей  Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации об отказе в досрочном  прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие было сформировано и  приступило к исполнению своих обязанностей в марте 2010 года. Дисциплинарное судебное присутствие:

-рассматривает жалобы граждан, судейские полномочия которых досрочно прекращены решением Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации или решением квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации за совершение ими дисциплинарных проступков, на указанные решения квалификационных коллегий судей;

-рассматривает обращения Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о досрочном прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков в тех случаях, когда Высшей квалификационной коллегией судей Российской Федерации или квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации отказано в удовлетворении представлений председателей федеральных судов о прекращении полномочий судей за совершение ими дисциплинарных проступков.

Дисциплинарное судебное присутствие формируется из числа  судей Верховного Суда Российской Федерации  и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в количестве 6 членов.

4. Суды субъектов РФ

4.1 Конституционные  (уставные) суды субъектов РФ

 

В соответствии с Конституцией РФ одной из основ современного государственного устройства России является признание права входящих в ее состав республик иметь свои конституции и законодательство, а других субъектов Федерации — уставы, и законодательство (ч. 2 ст. 5). Признано также право органов государственной власти и органов местного самоуправления субъектов Федерации издавать на базе действующих конституций (уставов) и законодательства иные нормативные правовые акты (ч. 4—5 ст. 76) Другими словами, допускается возможность существования локальных правовых систем, включающих в себя множество нормативных актов и, естественно, нуждающихся в четкой внутренней согласованности, без которой невозможно обеспечение того, что принято считать законностью.[1]

Налаживанию такой согласованности  призвано способствовать многое. Это прежде всего конституционные предписания о верховенстве Конституции РФ и о том, что она и федеральные законы подлежат неуклонному исполнению на территории всей страны, что им не могут противоречить все другие издаваемые в России правовые акты. Существенную роль в достижении согласованности, как было видно по материалу предыдущих глав учебника, играют федеральные суды, их повседневная деятельность. Имея широкие полномочия, в частности, в осуществлении конституционного контроля и контроля за законностью действий (или бездействия) и решений всех органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, они постоянно корректируют российскую правовую систему — очищают ее от законов, полностью или частично противоречащих Конституции РФ (Конституционный Суд РФ), и иных правовых актов, не соответствующих федеральным законам (суды общей юрисдикции и арбитражные суды).

Однако такого рода деятельность федеральных судов не охватывает в достаточной мере полно довольно важный массив нормативных правовых актов — законодательство и иные нормативные правовые акты, которые издаются в субъектах Федерации в ходе реализации их исключительных полномочий, т.е. по вопросам государственной и общественной жизни, в отношении которых им предоставлена вся полнота власти (ст. 73 Конституции РФ). [1]

Такой пробел в механизме  обеспечения согласованности всей правовой системы и должны устранять  конституционные (уставные) суды субъектов  Российской Федерации.

Идея их учреждения начала возникать вскоре после того, как  в конце 80-х —начале 90-х гг. обозначился процесс поиска эффективных форм конституционного контроля. Уже тогда и несколько позднее стали появляться в республиках, краях и областях квазисудебные органы, бравшие на себя функцию обеспечения соответствия местных правовых актов республиканским конституциям и подобным актам, принимавшимся в других субъектах Федерации. Назывались они по-разному — не только конституционными судами, но и комитетами конституционного надзора, уставными палатами, конституционными палатами.

Первый официальный шаг  по признанию легитимности такого рода органов сделан 31 декабря 1996г., когда  состоялось подписание Президентом  РФ неоднократно упоминавшегося выше Закона о судебной системе.

В ч. 2 ст. 4 этого Закона отмечено, что составной частью судебных систем субъектов Российской Федерации могут быть конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации. 

Более конкретно об этих судах сказано в ст. 27 Закона. В  ч. 1 этой статьи обозначены их полномочия. К ним отнесено рассмотрение  вопросов о соответствии конституции (уставу) субъекта Федерации:[2]

- принятых в нем законов;

- нормативных правовых актов его органов государственной власти;

- нормативных правовых актов органов местного самоуправления;

- а также вопросов толкования конституции (устава).

Порядок рассмотрения вопросов такого рода должен определяться законами субъектов Федерации. Финансирование этих судов возложено также на субъекты Федерации.

Решение конституционного (уставного) суда, принятое в пределах предоставленных  ему полномочий, не может быть отменено никаким другим судом (ч. 4 ст. 27 Закона). Этим подчеркивается автономность таких  судов от всех других судов, в том  числе Конституционного Суда РФ.[2]

Практически формирование рассматриваемых  судов идет крайне медленно. Реально  они возникли лишь в нескольких субъектах  Федерации.[4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2 Мировые судьи

Вопрос об учреждении дополнительного  звена судебной системы, которое  позволило бы освободить суды основного  звена судов общей юрисдикции от рассмотрения незначительных уголовных  и гражданских дел, а также  дел об административных правонарушениях, — предмет дискуссий, длившихся  значительное время с различной  степенью интенсивности. Ему уделялось  много внимания еще в дореволюционные  годы. К нему вернулись во второй половине 80-х гг. На этом этапе дискуссия завершилась принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о судоустройстве (ноябрь 1889 г.), предусмотревших учреждение при районных судах судей по административному и исполнительному производству. Предполагалось, что на них будет возложено рассмотрение материалов об административных правонарушениях, подведомственных судам, и вопросов, касающихся исполнения судебных решений.

Но в дальнейшем от этого  замысла отказались. Начались поиски иных путей, и они привели к идее возрождения существовавших до 1917 г. институтов мировых судей и судебных приставов. В наши дни идея возрождения института мировых судей начинает обретать реальные очертания; сначала принятый 31 декабря 1996 г. Закон о судебной системе в общих чертах обозначил "контуры" этого института, а затем появился закон, решивший большинство конкретных вопросов его организации и основ деятельности, — Закон о мировых судьях (17 декабря 1998 г.).

В соответствии с этим законом  мировые суды (мировые судьи) учреждаются  во всех субъектах Российской Федерации. Они наделяются своеобразным положением в судебной системе — отнесены к числу возглавляемых Верховным Судом РФ судов общей юрисдикции, входят в их систему, но при этом не являются судами федеральными. Они — суды субъектов Федерации, хотя их финансирование должно осуществляться из средств федерального бюджета. При отправлении правосудия по гражданским и уголовным делам эти суды обязаны руководствоваться федеральными законами. Лишь при рассмотрении материалов об административных правонарушениях их разрешено при отсутствии федеральных правил прибегать к правилам судопроизводства, устанавливаемым законами субъектов Федерации.

Существенно и то, что  большая часть вопросов их организации  и полномочий подлежит регламентации  в федеральных законах. К ведению  субъектов Федерации отнесено только определение порядка назначения (избрания) мировых судей и установление некоторых правил, касающихся их организации  и деятельности. Свои решения они  должны выносить именем Российской Федерации, и эти решения то же общеобязательное значение, что и акты правосудия федеральных судов.

На мировых судей и  членов их семей распространяются гарантии зависимости судей, их неприкосновенности, а также материального обеспечения  и социальной защиты, установленные  для федеральных судей Законом  о статусе судей и иными  федеральными законами.

     Общее число  мировых судей и количество  судебных участков субъекта Федерации  определяются федеральным законом  по законодательной инициативе  соответствующего субъекта Федерации,  согласованной с Верховным Судом  РФ, или по инициативе последнего, согласованной с соответствующим  субъектом Российской Федерации.  Судебные участки создаются из  расчета численности населения  на одном участке от 15 до 30 тыс.  человек. В административно-территориальных  образованиях с численностью  населения менее 15 тыс. человек  создается один судебный участок.

''Компетенция мировых  судей определена довольно широко. Они должны единолично рассматривать  по первой инстанции:

- уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух  лет лишения свободы;

- дела о выдаче судебного приказа;

- дела о расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях;

- дела о разделе между супругами совместно нажитого имущества;

- иные дела, возникающие из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установлении отцовства, о лишении родительских прав, об усыновлении (удочерении) ребенка;

- дела по имущественным спорам при цене иска, не превышающей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления;

- дела, возникающие из трудовых отношений, за исключением дел о восстановлении на работе;

- дела об определении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом;

- дела об административных правонарушениях, отнесенные КоАП к компетенции мирового судьи.

Они также уполномочены пересматривать свои собственные приговоры и  иные решения по вновь открывшимся  обстоятельствам.

Вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям является районный суд, на территории которого находится участок мирового судьи.

В целом, когда мировые  судьи приступят к выполнению своих функций повсеместно, они  существенно сократят нагрузку, которая  в наши дни приходится на долю районных судов. Это даст последним возможность  внимательнее относиться к белее  сложным делам, что, естественно, будет  способствовать повышению эффективности  и качества их деятельности.[4]

 

 

 

 

Глава II. Органы судебной власти в РФ.

Конституционный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом защиты конституционного строя  РФ, осуществляющим судебную власть в  форме конституционного судопроизводства.

Конституционный контроль относится  к числу эффективных средств  обеспечения верховенства конституционных  предписаний, которое является главным  атрибутом любого демократического государства. Основное назначение конституционного контроля состоит, в выявлении правовых актов и действий государственных  органов или должностных лиц, противоречащих конституционным предписаниям, а также в принятии мер по устранению выявленных отклонений.

2.2 Верховный Суд Российской  Федерации

Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Верховный Суд РФ возглавляет  систему судов общей юрисдикции страны, действует самостоятельно и  независимо от других органов государственной  власти и никому не подотчетен. Он является высшим судебным органом по гражданским, уголовным и иным делам, подсудным  судам общей юрисдикции. В своей  деятельности по осуществлению правосудия Верховный Суд РФ руководствуется  Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, общепризнанными  принципами и нормами международного права и международными договорами РФ, а также конституциями (уставами) и другими законами субъектов  РФ.

Перечень дел, в отношении  которых Верховный Суд РФ является высшим судебным органом, выглядит не очень определенно. Упомянуты общеизвестные  категории гражданских, уголовных  и административных дел, но не раскрыто содержание «иных дел», что должно быть истолковано, как возможность в будущем расширить подсудность судов общей юрисдикции.

Информация о работе Система судов в Росси и судебные органы России