Система судов в Росси и судебные органы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в следующем, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

Содержание

Введение
Глава I. Система судов в РФ.
1. Судебная система РФ
2. Судебное звено и судебные инстанции
3.Федеральные суды
3.1 Конституционный суд РФ
3.2 Верховный суд РФ
3.3 Высший Арбитражный суд РФ
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие
4. Суды субъектов РФ
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
4.2 Мировые судьи
Глава II. Органы судебной власти в РФ.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава I. Система судов в РФ.

1. Судебная система РФ

2. Судебное звено и  судебные инстанции

3.Федеральные суды

3.1 Конституционный суд  РФ

3.2 Верховный суд РФ

3.3 Высший Арбитражный  суд РФ

3.4 Дисциплинарное судебное  присутствие 

4. Суды субъектов РФ

4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ

4.2 Мировые судьи

Глава II. Органы судебной власти в РФ.

Заключение

Библиографический список

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность данной темы состоит в следующем, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

Суд занимает особое место  среди других органов государственной  власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан  на действия должностных лиц, рассматривает  некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

В Конституции РФ существует глава под названием «Судебная  власть», устанавливающие отделение  судебной власти от законодательной и исполнительной.[1]

Но представляет интерес суждение Ш. Монтескье, высказанное в труде "О духе законов", о том, что "в каждом государстве есть три рода власти: власть законодательная, власть исполнительная, ведающая вопросами гражданского права". Последняя карает за преступления и разрешает столкновения частных лиц, ее можно назвать судебной властью.

Ж.Ж. Руссо значительно полнее представлял спектр  взаимоотношений ветвей власти, а также более глубоко и обстоятельно исследовал существенные аспекты третьей власти, хотя и не употреблял этого выражения в своем основном труде "Общественный договор".

По мнению профессора университета Париж-1 М. Лессажа, выделение судебной власти в отдельную власть, на вершине которой находится Конституционный Суд Российской Федерации, - это весьма решительный шаг с точки зрения утверждения принципа разделения властей. Вместе с тем, подчеркнул он, в России еще не все поняли, что разделение властей "означает также их сотрудничество".[5]

Конституция и федеральный  конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» от 31 декабря 1996 года (в редакции от 5 апреля 2005 г.) предусматривают, что только суды обладают особым видом государственной  деятельности - отправлением правосудия.[2]

Цель данной работы - показать, что представляет собой судебная система РФ и основные органы правосудия.

Задачи данной работы:

  1. Изучить систему судов в Российской Федерации.
  2. Раскрыть виды судебных органов Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I. Система  судов в РФ.

  1. Судебная система РФ

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции РФ и Законом о судебной системе. Судебная система строится в соответствии с национально-государственным и административно-территориальным делением страны. Согласно ст.71 Конституции Российской Федерации, субъекты не в праве по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, которые не предусмотрены федеральным Законом «О судебной системе», так же они не должны устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территории федеральных судов. Согласно п. «г» ст.71 Конституции РФ, Российская Федерация устанавливает систему федеральных органов судебной власти, порядок их организации и деятельности.[1]

Субъекты РФ вправе иметь  собственное законодательство. В  совместном ведении РФ и ее субъектов  находятся кадры судебных и правоохранительных органов.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральный суд - орган государственной  власти, который создается и упраздняется только Конституцией РФ (высшие судебные суды) или федеральным законом (другие федеральные суды). Согласно ст.17 ФКЗ «О судебной системе», ни один суд не может быть упразднен, пока отнесенные к его ведению вопросы отправления правосудия одновременно не переданы в юрисдикцию другого суда.[2]

К федеральным судам относятся:

· Конституционный Суд РФ;

· Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды;

· военные и специализированные суды;

· Высший Арбитражный Суд  РФ, арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов РФ.

Федеральные конституционные  законы предусматривают создание других судов федерального уровня. Так, Закон  об арбитражных судах предусматривает  учреждение межрегиональных арбитражных судов округов.

К судам субъектов РФ относятся:

· конституционные(уставные) суды субъектов РФ;

· мировые судьи.

Законодательством установлен исчерпывающий перечень судов, которые  могут существовать в стране. Конституция  не исключает возможность создания специализированных судов (судов специальной  юрисдикции). Для таких судов характерно рассмотрение дел, имеющих свою специфику, либо наличие особенностей в организации. Пока в РФ специализированных судов  не существует.

Система судов, которая осуществляет судебную власть в данный момент, должна гарантировать:

· соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов  Российской Федерации по реализации функций государственной власти;

· независимость судебной системы от законодательной и исполнительной ветвей власти

· доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан;

· рассмотрение дел в судах  и судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом;

· действенная защита прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке;

· право сторон на пересмотр  всех приговоров и решений судов  первой инстанции вышестоящим судом;

· право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Недопустимо принятие законов, которые отменяют или умаляют  самостоятельность органов судебной власти, независимость судов и  судей, ограничивают судебную защиту человека и гражданина

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Судебное звено и судебные инстанции

Суды, которые входят в  судебную систему, отличаются по объему полномочий, то есть совокупностью  прав и обязанностей, которыми суд  действует в определенной ситуации способом, предусмотренным законом.

Звеном судебной системы  можно считать суды, занимающие одинаковое положение в судебной системе.

С учетом этого гражданские  суды общей юрисдикции подразделяются на суды трех звеньев (уровней);   

— основное звено — районные суды;

— среднее звено — верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов;

— высшее звено — Верховный Суд РФ.

— Подобным образом организованы и военные суды:

— основное звено — гарнизонные военные суды;

— среднее звено — окружные (флотские) военные суды;

— высшее звено — Военная  коллегия Верховного суда РФ.

С 1 июля 1995 г. стала трехзвенной и подсистема арбитражных судов (до этого момента она была двухзвенной). В ее состав входят:

— основное звено — арбитражные  суды субъектов Российской Федерации (они перечислены выше в данном параграфе учебника);

— среднее звено —  федеральные арбитражные суды округов (всего таких округов образовано десять);

— высшее звено —  Высший Арбитражный Суд РФ.

Суды субъектов Российской Федерации, как это видно по сказанному выше, не образуют подобного рода систем (подсистем), поскольку их конституционные (уставные) суды и учреждаемые там мировые судьи не являются взаимосвязанными или взаимоподчиненными органами.

Вся судебная система Российской Федерации — единое целое. По этому  поводу в ст. 3 Закона о судебной системе  сказано следующее:[2]

   "Единство судебной  системы Российской Федерации обеспечивается путем:

установления судебной системы  Российской Федерации Конституцией Российской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом;

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных  федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;

 законодательного закрепления  единства статуса судей;

 финансирования федеральных  судов и мировых судей из  федерального бюджета".

 Для обеспечения единства  судебной системы принципиальное не имеет порядок создания и упразднения конкретных судов. В соответствии со ст. 17 Закона о судебной системе этот порядок предполагает, что создание и упразднение судов должно происходить не произвольно, по усмотрению местных или каких-то иных государственных органов или должностных лиц, а путем принятия федеральных законов или законов субъектов федерации. Коротко порядок создания и упразднения судов, входящих в судебную систему, можно было бы изложить следующим образом:[2]

- высшие судебные органы (Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ), созданные на основании предписаний Конституции РФ, могут быть упразднены только путем внесения поправок в нее;

- все другие федеральные суды создаются и упраздняются только федеральными законами;

- суды  субъектов федерации, (конституционные (уставные) суды субъектов федерации и должности мировых судей) создаются и упраздняются с соблюдением требований федеральных законов и законов соответствующих субъектов федерации.

Судебной инстанцией считается  суд (или его структурное подразделение), выполняющий (или выполняющее) конкретную судебную функцию, связанную с разрешением  судебных дел (принятие решения по существу дела, проверка законности и обоснованности решения, вступившего или не вступившего  в законную силу).

Судом первой инстанции называют суд, который уполномочен принимать  решение по существу тех вопросов, которые являются основными для  данного дела. Исключение составляют федеральные арбитражные суды округов: им не дано право быть судами первой инстанции.

Суд второй (кассационной) инстанции  призван проверять законность и  обоснованность приговоров и других судебных решений, как правило, не вступивших в законную силу.

Широкое признание получил  термин "надзорная инстанция". В системе гражданских и военных  судов общей юрисдикции в таком  качестве могут выступать президиумы судов среднего звена, а также судебные коллегии по гражданским и уголовным делам. Военная коллегия и Президиум Верховного Суда РФ, а в системе арбитражных судов — Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ. Основная задача этих инстанций — проверка законности и обоснованности всех видов судебных решений, вступивших в законную силу с соблюдением особого порядка производства — надзорного.

С принятием Закона об арбитражных  судах от 28 апреля 1995г. российской судебной системе вновь (почти после семидесятилетнего перерыва) стал известен термин "апелляционная инстанция". Пока что такого рода инстанции есть в подсистеме арбитражных судов. По закону под ними понимаются суды, уполномоченные повторно и в полном объеме рассматривать дела, по которым решение еще не вступило в законную силу, а какая-то из сторон не согласна с ним и подала апелляционную жалобу. В подобных случаях происходит новое разбирательство дела по существу и по его итогам выносится новое решение. Такую функцию могут выполнять только арбитражные суды субъектов Российской Федерации в отношении решений, вынесенных этими же судами по первой инстанции.[3]

Информация о работе Система судов в Росси и судебные органы России