Система судов в Росси и судебные органы России

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:49, контрольная работа

Описание работы

Актуальность данной темы состоит в следующем, что современная судебная система России представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия, в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.
Суд занимает особое место среди других органов государственной власти. Задачи суда - признание виновным или оправдание человека в совершении преступления, реализация прав граждан на действия должностных лиц, рассматривает некоторые виды административных правонарушений. Другие органы не могут выполнять данные функции.

Содержание

Введение
Глава I. Система судов в РФ.
1. Судебная система РФ
2. Судебное звено и судебные инстанции
3.Федеральные суды
3.1 Конституционный суд РФ
3.2 Верховный суд РФ
3.3 Высший Арбитражный суд РФ
3.4 Дисциплинарное судебное присутствие
4. Суды субъектов РФ
4.1 Конституционные (уставные) суды субъектов РФ
4.2 Мировые судьи
Глава II. Органы судебной власти в РФ.
Заключение
Библиографический список

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 53.59 Кб (Скачать)

Вышестоящей инстанцией или  вышестоящим судом обычно называют суды или их структурные подразделения, закипающие более высокую ступень. Как отмечено в ч. 2 ст. 36 Закона о  судебной системе, " суды, рассматривающие  дела в апелляционном или кассационном порядке, считаются вышестоящими по отношению к судам инстанции. Суды, рассматривающие дела в порядке  надзора, считаются вышестоящими по отношению к судам, принимавшим  решения по делу". [2]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.Федеральные  суды

3.1 Конституционный  суд РФ

Конституционный Суд является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Впервые в России он был создан в 1991 году в целях  защиты конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого  действия Конституции на всей территории РФ.

Конституционный суд проверяет  соответствие Конституции федеральных  законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной  Думы, Правительства, конституций и  нормативных актов субъектов  РФ, изданных по вопросам, относящихся  к ведению органов государственной  власти к совместному ведению, договоров  между органами государственной власти и субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров, разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан. Проверяет конституционность закона, применяемого в конкретном деле, по запросу судов. Дает толкование Конституции, заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения.

Конституционный Суд состоит  из 19 судей, назначаемых на должность  Советом Федерации по представлению  Президента РФ сроком на двенадцать лет.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда РФ - независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.

Обращения в Конституционный  Суд происходят в форме запроса, ходатайства или жалобы.

Правом обращения в  Конституционный Суд обладают все  граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства  и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Право на иск принадлежит  и органам государственной власти и управления, а также официально не зарегистрированным группам.

Рассмотрением обращений  после регистрации занимаются специалисты  подразделения Секретариата Конституционного Суда.

После рассмотрения обращения  Секретариатом, они передаются Председателю КС либо его заместителю.

Для того чтобы подготовить  дело к слушанию, составить проект решения, а также изложение материалов в заседании Конституционный  Суд РФ назначает одного или нескольких судей-докладчиков.

Судья-докладчик находит  необходимые документы и другие материалы, поручает производство проверок, исследований, пользуется консультациями специалистов. Также вместе с председательствующим определяет круг лиц, подлежащих приглашению  и вызову в заседание, дает распоряжение об оповещении о месте и времени заседания, направляет участникам процесса необходимые материалы.

В заседаниях Конституционного Суда могут участвовать эксперты, которые обладают необходимыми знаниями по вопросам, касающимся рассматриваемого дела.

Лица, которые желают присутствовать на открытых заседаниях Конституционного Суда, допускаются в зал до начала слушания дела или во время перерыва с учетом свободных мест.

Судебный пристав присутствует в заседаниях Конституционного Суда с целью сделать замечания  лицам, присутствующим в зале судебных заседаний, требовать от них соблюдения установленного порядка и принимать  соответствующие меры к устранению его нарушений. Требования пристава обязательны для присутствующих.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2 Верховный суд  РФ

Верховный суд РФ является высшим судебным органом в системе  судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ. Верховный Суд дает разъяснения  по вопросам судебной практики, вместе с другими судебными инстанциями - Конституционным Судом и Высшим Арбитражным Судом обладает правом законодательной инициативы. Верховный  Суд вправе пересмотреть в установленном  порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу. Судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Верховный Суд обладает следующими полномочиями:

· рассматривать по существу (по первой инстанции) наиболее сложные  гражданские, уголовные и административные дела, подсудные судам общей юрисдикции - все дела, кроме тех, которые  отнесены к ведению Конституционного Суда;

· вести судебный надзор за деятельностью судов общей  юрисдикции, включая военные и  специализированные федеральные суды;

· изучать и обобщать судебную практику, анализировать судебную статистику.

При возбуждении Государственной  Думой процесса об отрешении Президента РФ от должности Верховный Суд  РФ дает заключении о наличии в  действиях Президента РФ признаков преступления.

Верховный Суд создан в  силу предписания Конституции РФ и может быть упразднен только путем внесения поправок в нее. Верховный  Суд образуется высшими органами государственной власти: Президентом  РФ и Советом Федерации Федерального Собрания РФ. Судьи назначаются Советом  Федерации по представлению Президента РФ. В состав назначаемых судей  входят Председатель Суда, его заместители, члены Суда.

Судьями Верховного Суда могут  стать лица, имеющие высшее юридическое  образование, стаж работы по юридической  специальности не менее 10 лет, возраст которых не менее 35 лет, а также отвечающие высоким нравственным требованиям. Судья, впервые назначенный на должность, приносит присягу.

Большая часть судебная деятельности Верховного Суда осуществляется Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по уголовным  делам, состав которых определяется Пленумом Верховного Суда по представлению  его Председателя из числа судей, назначенных в Верховный Суд. Работой судебных коллегий руководят  председатели, которые являются заместителями  Председателя Верховного Суда РФ.

По первой инстанции гражданские  и уголовные дела рассматриваются  судьями ВС единолично или коллегиально в составе не менее трех судей. Приговоры могут быть обжалованы и опротестованы в Кассационной коллегии ВС РФ.

В качестве кассационной инстанции  ВС рассматривает дела по кассационным жалобам и протестам на не вступившие в законную силу приговоры и решения  судебные акты областных и приравненных к ним судов.

Кассационная коллегия рассматривает  в качестве суда второй инстанции  гражданские и уголовные дела по жалобам и протестам на судебные акты, которые не вступили в силу, вынесенные одной их трех коллегий ВС РФ в качестве суда первой инстанции.

Президиум Верховного Суда - коллегиальный орган, состоящий  из 13 судей, проводящий заседания не реже раза в месяц. Президиум рассматривает  судебные дела в порядке надзора  и ввиду новых или вновь  открывшихся обстоятельств; рассматривает  материалы изучения и обобщения  судебной практики, анализа судебной статистики, вопросы организации  работы судебных коллегий и аппарата ВС, меры по оказанию помощи нижестоящим  судам в правильном применении законодательства.

Пленум ВС включает всех судей ВС - около 100 человек. Он созывается не реже одного раза в четыре месяца. В работе Пленума участвует Генеральный  прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели нижестоящих судов, ученые и специалисты. Пленум не рассматривает  конкретных дел как судебная инстанция. Главная функция Пленума - рассмотрение материалов изучения и обобщения  судебной практики и судебной статистики, а также представлений Генерального прокурора РФ, Министра юстиции РФ и дача разъяснений судам по вопросам применения законодательства.

Секретарь Пленума, который  также является судьей ВС, организует подготовку его заседаний, обеспечивает ведения протокола, участвует в  разработке постановлений Пленума  ВС.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3 Высший Арбитражный  суд РФ

К арбитражным судам в  РФ относятся:

· Высший Арбитражный Суд  РФ;

· Федеральные арбитражные  суды округов (арбитражные кассационные суды);

· арбитражные апелляционные суды;

· арбитражные суды первой инстанции в республиках, краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах.

Высший Арбитражный Суд  РФ - высший судебный орган, который: разрешает  экономические споры, рассматриваемые  арбитражными судами, осуществляет в  предусмотренных федеральным законом  процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Высший Арбитражный Суд  РФ рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании  нормативных актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов  исполнительной власти, нарушающих права  и законные интересы организаций  и граждан в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности; дела о призвании недействительными (полностью или частично) ненормативных  актов Президента РФ, Правительства  РФ, Совета Федерации и Государственной  Думы, не соответствующих закону и  нарушающих права и законные интересы организаций и граждан; экономические  споры между РФ и субъектами РФ, между субъектами РФ.

В порядке надзора рассматривает  дела о проверке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов в РФ.

Пересматривает вновь  открывшиеся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты.

Обращается в Конституционный  Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных  актов и договоров, указанных  в ч.2. ст.125 Конституции РФ. Обращается в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции.[1]

Высший Арбитражный Суд  РФ изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской  и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики; разрабатывает предложения  по совершенствованию законов и  иных правовых актов, регулирующих отношения  в сфере предпринимательской  иди другой экономической деятельности; ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах.

Высшей Арбитражный Суд РФ в своем составе имеет:

· Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ;

· Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебную коллегию по рассмотрению споров, которые возникают из административных правоотношений.

Федеральные арбитражные  суды проверяют в кассационном порядке  законности вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов  субъектов РФ и арбитражных апелляционных судов.

В состав федерального арбитражного суда входят:

· президиум федерального арбитражного суда округа;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;

· судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.

 

Апелляционные арбитражные  суды проверяют в апелляционном  порядке законность и обоснованность судебных актов арбитражных судов  субъектов РФ, принятых ими в первой инстанции.

Федеральный и апелляционный  арбитражный суд имеют следующие функции:

· проверяет в апелляционной  инстанции законность и обоснованность судебных актов, не вступивших в законную силу, по делам, рассмотренным арбитражными судами субъектов РФ в первой инстанции, повторно рассматривая дело;

· пересматривает по вновь  открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;

· обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

· обращается в Конституционный  Суд РФ с запросом о проверке конституционности  закона, примененного или подлежащего  применению в деле, рассматриваемом им в апелляционной инстанции;

· изучает и обобщает судебную практику;

Информация о работе Система судов в Росси и судебные органы России