Система органов государственной власти в городе Москве

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2010 в 13:01, курсовая работа

Описание работы

Органы государства характеризуются следующими основными чертами:

1) Каждый государственный орган наделен государственно-властными полномочиями, позволяющими ему решать в пределах предоставленных ему прав определенные вопросы, издавать акты, обязательные к исполнению другими государственными органами, должностными лицами и гражданами, и обеспечивать выполнение этих актов. Государственно-властные полномочия находят выражение в компетенции государственных органов, под которой следует понимать совокупность предметов их ведения и полномочий, которыми они наделены в отношении этих предметов ведения.

2) Каждый государственный орган образуется в установленном государством порядке.

3) Каждый государственный орган уполномочивается государством осуществлять его задачи и функции.

4) Каждый государственный орган действует в установленном государством порядке.

5) Каждый государственный орган является составной частью единой системы органов государственной власти Российской Федерации.1

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
Глава 1. Система органов государственной власти в городе Москве 5
1.Органы законодательной власти в городе Москве 5
2. Органы исполнительной власти в городе Москве 11
3. Организация судебной власти в городе Москве 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 31

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 1.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

     Работу  Правительства организует Мэр города, он же председательствует на заседаниях Правительства (п. 1 ст. 20 Закона № 65). В целях реализации своих полномочий Правительство Москвы может создавать постоянные и временные комиссии, советы и другие рабочие органы, занимающиеся изучением различных вопросов и их внесением в Правительство Москвы.

     Основной  формой работы Правительства Москвы являются заседания, которые проводятся по мере необходимости в порядке, предусмотренном Регламентом Правительства Москвы. Заседание Правительства Москвы считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины общего числа его членов. На заседаниях Правительства Москвы решения принимаются большинством голосов от общего числа членов Правительства Москвы. Участие в голосовании является для членов Правительства Москвы обязательным. Законом № 65 (ст.ст. 25, 26) установлен перечень вопросов, решения по которым принимаются исключительно на заседаниях Правительства Москвы. Это вопросы, касающиеся подготовки и исполнения бюджета города Москвы, а также формирования и использования территориального государственного внебюджетного фонда города Москвы; Генерального плана города Москвы; городских целевых программ; программ экономического и социального развития города Москвы и отдельных территорий города Москвы; программ приватизации (продажи) объектов собственности города Москвы и др. Обеспечение деятельности Правительства осуществляется Аппаратом Мэра и Правительства Москвы.5

     Система органов исполнительной власти города Москвы. Уставом города (ст.ст. 45-46) и Законом № 65 «О Правительстве Москвы», установлена система органов исполнительной власти, в которую входят:

Правительство Москвы;

Подведомственные  Правительству Москвы отраслевые, функциональные и территориальные органы исполнительной власти города (департаменты, комитеты, главные управления, управления, инспекции, префектуры, управы районов), деятельностью которых руководит Правительство.

Более полно структура органов исполнительной власти города определена в Указе  Мэра Москвы от 19 июля 2007 г. № 44-УМ «Об  органах исполнительной власти города Москвы».6

     Отраслевые  и функциональные органы исполнительной власти города Москвы осуществляют исполнительно-распорядительные функции в определенных отраслях и сферах управления городом. Систему отраслевых и функциональных органов исполнительной власти, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Департаменты: отраслевые или функциональные органы исполнительной власти города Москвы, проводящие государственную политику и осуществляющий управление в приоритетных для города Москвы областях деятельности;

2) Комитеты: отраслевые органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие отраслевое управление в соответствующих областях деятельности;

3) Главные управления и управления: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие межотраслевое регулирование в определенной области городского управления; 4) и н с п е к ц и и: функциональные органы исполнительной власти города Москвы, осуществляющие контрольные и надзорные функции.

     Для координации деятельности органов  исполнительной власти города Москвы, подведомственных Правительству Москвы, создаются комплексы городского управления, возглавляемые членами Правительства Москвы в соответствии с распределением обязанностей. В настоящее время созданы 5 таких комплексов.

2. Систему территориальных органов исполнительной власти города, подведомственных Правительству Москвы, составляют:

1) Префектуры административных округов города Москвы.

Система управления административными округами начала складываться в 1991 г., таким образом, административный округ – сравнительно новый структурный элемент в управлении городским хозяйством. Ранее, до июня 1991 г., действовала двухуровневая система управления городом «город – район», а 10 июня 1991 г. распоряжением Мэра № 47 было образовано промежуточное звено – административный округ, т.е. теперь управление городом базируется на трех уровнях «город – округ – район».

2) Управы  районов города Москвы.

Статус  районной управы города Москвы впервые  был закреплен в Законе города Москвы от 11 сентября 1996 г. № 28-91 «О районной управе в городе Москве».7 Согласно этому Закону, районная Управа представляла собой орган власти района, осуществлявший установленные законодательством функции органа местного самоуправления по вопросам местного значения, за исключением вопросов, отнесенных законодательством города Москвы к компетенции городского (местного) самоуправления. В состав Управы входили районное Собрание и администрация района, возглавляемые главой Управы. В районное Собрание входили избираемые жителями района советники, глава Управы избирался районным Собранием по представлению Мэра Москвы. Администрация района состояла из заместителей главы Управы и руководителей структурных подразделений администрации, назначаемых главой Управы самостоятельно. Управа обеспечивала в пределах своих полномочий и под свою ответственность решение вопросов местного (районного) значения, осуществляла руководство хозяйственными и социальными службами района, являющимися структурными подразделениями администрации района.

     В настоящее время в соответствии с Уставом города Москвы (ст. 46) и Положением об Управе района города Москвы (в ред. от 30 декабря 2008 г.), Управа – территориальный орган исполнительной власти города, подведомственный Правительству Москвы. Оперативное руководство, координацию и контроль за деятельностью управы района осуществляет префект соответствующего административного округа. Глава управы района назначается и освобождается от должности Правительством Москвы по представлению префекта соответствующего административного округа города Москвы, согласованному с заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы, полномочным представителем Мэра Москвы в Московской городской Думе. Работники управы района (кроме обслуживающего персонала) являются государственными гражданскими служащими города Москвы. Положением установлены основные задачи и полномочия управ районов в области экономики, финансов, управления имуществом, строительства, землепользования и охраны окружающей среды, жилищной политики и жилищно-коммунального хозяйства, потребительского рынка и услуг, транспорта, связи и безопасности движения и других областях.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. Организация судебной  власти в городе  Москве

 

       Статья 10 Конституции РФ устанавливает, что  «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Теория разделения властей – это общедемократическая концепция, которая в той или иной степени может использоваться в странах с различным государственным устройством.

       Судебная  власть, в соответствии с данной концепцией, является главным регулятором  исполнительной и законодательной  власти. Конституция Российской Федерации  закрепила исключительные полномочия по осуществлению правосудия за судом. Судьи, в соответствии с частью первой статьи 120 Конституции РФ, независимы и подчиняются только непосредственно Конституции РФ и федеральному законодательству. Отсюда вытекает, что ни один суд, входящий в судебную систему РФ, не может быть учрежден каким-либо правовым актом, кроме федерального конституционного закона. Следовательно, не могут создавать особые судебные системы и субъекты РФ, поскольку это привело бы к нарушению единства судебной системы страны.

       Разумеется, на территориях субъектов РФ существуют судебные органы общей и арбитражной юрисдикции, но они строятся на единых принципах всей федеральной судебной системы и признании Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ высшими судебными инстанциями. Поэтому эти суды называются федеральными судами. Федеральный конституционный закон "О судебной системе Российской Федерации" от 31 декабря 1996 г. закрепляет единство судебной системы, которая обеспечивается путем:

  • установления судебной системы Российской Федерации, Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом;
  • соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;
  • применения всеми судами Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов РФ;
  • признания обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации судебных постановлений, вступивших в законную силу;
  • законодательного закрепления единства статуса судей; финансирования федеральных судов и мировых судей из федерального бюджета.

       Судебную  систему Российской Федерации составляют: федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи  субъектов Российской Федерации.

       На  федеральном уровне действуют: система  арбитражных судов, система судов  общей юрисдикции (кроме мировых  судей), а также Конституционный  суд РФ. На уровне субъектов Федерации  действуют: система уставных судов  субъектов и мировые судьи.

       Рассматривая судебную систему в городе Москве как отдельном субъекте Российской Федерации, следует отметить, что она представлена Уставным судом города Москвы, Московским городским судом, районными судами, Арбитражным судом и мировыми судьями.

       Уставной  суд города Москвы призван рассматривать вопросы соответствия законов и иных нормативно-правовых актов органов местного самоуправления Уставу города Москвы, а также давать официальное толкование Устава города Москвы. Закон города Москвы от 13 февраля 2002 года «Об Уставном суде города Москвы» осуществляет его правовое регулирование.

       В соответствии с данным нормативно-правовым актом правом обращения в Уставной суд города Москвы обладают: Мэр Москвы, Московская городская Дума, Правительство Москвы, Московский городской суд, Арбитражный суд города Москвы, Московская городская избирательная комиссия, Уполномоченный по правам ребенка в городе Москве, районные суды города Москвы, мировые судьи города Москвы, Прокурор города Москвы, главы муниципальных образований города Москвы, представительные органы местного самоуправления муниципальных образований города Москвы.8

       Решения Московского Уставного суда окончательны и не подлежат обжалованию и подтверждению  другими органами и должностными лицами. Акты или их отдельные положения, признанные не соответствующими Уставу, утрачивают силу и не подлежат применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах, признанных не соответствующими Уставу, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном законом порядке. Принятые решения вступают в законную силу немедленно после опубликования, если иное специально не предусмотрено.

       Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации» закрепил за каждым субъектом  Федерации право создавать Конституционный (уставной) суд для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта Российской Федерации, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, органов местного самоуправления субъекта Российской Федерации конституции (уставу) субъекта Российской Федерации, а также для толкования конституции (устава) субъекта Российской Федерации. Финансирование конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации производится за счёт средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации. Конституционный (уставный) суд субъекта Российской Федерации рассматривает отнесённые к его компетенции вопросы в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации.

       Закон города Москвы «Об Уставном суде города Москвы» был принят Ю. М. Лужковым 13 февраля 2002 года. Статья 86 определила порядок вступления данного закона в силу «по истечении десяти дней со дня его первого официального опубликования». К сожалению, по каким-то причинам, данный суд города Москвы, как субъекта Федерации, до сих пор не создан, что представляется существенным упущением со стороны органов государственной власти.

       Московский  городской суд рассматривает  в пределах своей компетенции  дела в качестве суда первой и второй инстанций, в порядке надзора  и по вновь открывшимся обстоятельства. Он служит высшей инстанцией по отношению к районным судам города Москвы.

       Датой образования Мосгорсуда считается 16 декабря 1932 года. Однако в современном виде внутреннее устройство Мосгорсуда было определено Законом РСФСР от 8 июля 1981 года «О судоустройстве РСФСР», в рамках которого в структуру Мосгорсуда входят: президиум, судебные коллегии и судебные составы.

       Задача  президиума Мосгорсуда – исправлять судебные ошибки, не устранённые своевременно в кассационном порядке судебной коллегией, а также рассматривать материалы обобщения судебной практики, статистические отчёты о преступности, отчёты о деятельности суда и другие вопросы.

Информация о работе Система органов государственной власти в городе Москве