Система государственного управления в России в 16 веке

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение и анализ системы государственного управления в России в XVI веке.
Задачи реферативной работы: поиск и систематизация научной литературы по данной теме

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Государственное управление в России в XVI в……………………………..4
2. Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в……...7
2.1. Земские соборы………………………………………………………………...8
2.2. Приказы………………………………………………………………………..10
2.3. Местный аппарат управления……………………………………………...11
3. Опричное управление………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………………..20

Работа содержит 1 файл

2.КУРСОВАЯ.docx

— 45.92 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ 

УНИВЕРСИТЕТ 

Факультет управления и права Кафедра

управления  и права 
 
 

РЕФЕРАТ

по  дисциплине

«История  государственного управления в России»

Тема: «Система государственного управления в XVI веке» 
 
 

Выполнил  студент группы ГМУ-II

Иванов  А.Н.

Руководитель: уч. степень, звание, должность

ФИО 
 

Йошкар-Ола

2011

Содержание

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Государственное управление в России в XVI в……………………………..4

2. Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в……...7

2.1. Земские соборы………………………………………………………………...8

2.2. Приказы………………………………………………………………………..10

2.3. Местный аппарат  управления……………………………………………...11

3. Опричное управление………………………………………………………….14

Заключение………………………………………………………………………...18

Список  использованных источников…………………………………………..20 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

     События и процессы, имевшие место в  России XVI в., во многом предопределили направление и темпы последующего развития страны. Именно в данный период: а) завершился процесс объединения  различных земель в единое Российское государство; б) сформировался механизм управления государством; в) определился  характер взаимоотношений между  государством и феодалами (полное бесправие); г) оформились отношения между феодалами  и крестьянами (крепостное право), —  которые с модификациями просуществовали  свыше трех столетий до начала XX в.

     Целью данной работы является изучение и  анализ системы государственного управления в России в XVI веке.

     Задачи  реферативной работы: поиск и систематизация научной литературы по данной теме. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Государственное управление в России в XVI в.

     На  рубеже XV — XVI вв. завершился процесс  объединения земель Северо-Восточной  Руси под властью Москвы.

     По  своей форме Российское государство  первой половины XVI в. было сословной  монархией. Свою власть в стране великий  князь фактически делил с удельными  и служилыми князьями, боярской Думой  как органом власти феодальной аристократии и церковью как органом власти духовенства.

     В первой половине XVI в. наблюдается тенденция  ограничения власти кормленщиков: 1) Сроки кормлений сократились  до 1—3 лет. 2) Получает распространение  и укрепляется институт городовых  приказчиков, которые занимаются военно-административным управлением на местах. Назначаемые  великим князем из поместного служилого  дворянства, городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от боярской Думы, а подчинялись непосредственно  великому князю. 3) В 1539—1541 гг. началась губная реформа.

     Первые  годы правления Ивана IV делятся на два периода: регентство Елены Глинской, вдовы Василия III (1533—1538 гг.), и боярское правление (1538—1547 гг.). Этот термин принят в исторической литературе для обозначения  управления Российским государством враждующими  придворными партиями Шуйских, Бельских, Воронцовых, Глинских, сменявших друг друга у власти после смерти в  апреле 1538 г. Е. Глинской.

     Внутренняя  политика в годы боярского правления была противоречивой. В процессе централизации государства были ликвидированы уделы братьев Василия III — князей Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого (оба погибли в тюрьме); проведена денежная реформа (1535—1541 гг.); первый этап губной реформы (1539—1541 гг.), верстание поместьями поместных феодалов (1538—1539 гг.), описаны земли в большинстве районов страны (1536—1544 гг.); упорядочивались землевладение и государственное обложение. В то же время помимо расхищения земель боярами и княжатами, непомерного роста феодальной эксплуатации произошло ослабление центрального и местного аппарата управления, который был расшатан междоусобными распрями отдельных группировок придворной знати, боровшихся за чины и звания. Бесчисленные местничества ослабляли русскую армию. Мздоимство и неправый суд царили в центре и на местах [3, с.222]. Окончание боярского правления обычно связывали с воцарением (январь 1547 г.) Ивана IV и формированием правительства компромисса (1549 г., Избранная рада). Иное мнение имеет по этому вопросу Р.Г. Скрынников [6, с.25].

     Важным  событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в  виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской  империи. На Руси «царями» называли византийских императоров. Позже, когда Русь после  своего поражения была включена в  но вую для себя политическую систему — империю великих монгольских ханов, русские князья перенесли титул «царя» на татарских владык. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей».

     Русское политическое сознание отразило происшедшие  перемены в новых доктринах, самой  известной из которых стала теория «Москва — третий Рим». Согласно ей московские князья выступали прямыми  преемниками властителей «второго Рима» — Византии. Уже дед Ивана IV Иван III именовал себя «царем всея Руси». Правда, он воздержался от официального применения этого титула, не рассчитывая  на то, что соседние государства  признают его за ним. Иван III употреблял этот титул только в отношениях с  Ливонским орденом и некоторыми немецкими князьями. Известен также  эпизод, когда в 1498 г. Иван III «венчал  на царствие» своего преемника —  внука Дмитрия. Однако меньше чем  за год Дмитрии Иванович оказался в опале у своего деда. Его царское венчание было отменено, а сам он, как и его мать, оказался в темнице. Коронация Ивана IV в глазах самого князя и большинства его подданных стала начальной вехой самостоятельного правления Грозного. Благодаря царскому титулу Иван IV вдруг явился перед своими подданными в роли преемника римских кесарей и помазанника Божьего на земле. Постепенно в обиход современников вошло словоупотребление «Московское царство».

     За  период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более  чем в 6 раз. Население страны в  конце XV в. составляло примерно 5—6 млн. человек, в середине XVI в. — около 9 млн. человек (по другим данным — 6—7 млн. человек).

     В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти.

     Государственная централизация, как показывает исторический опыт, является необходимым этапом поступательного развития общества и внутренней закономерностью эволюции самой государственности. Оптимальное  соотношение между централизацией и децентрализацией — сложная теоретическая и практическая проблема, которая должна решаться по-разному для тех или иных обществ и тех или иных стадий их истории,

     Работы  Л.В. Черепнина, A . M . Сахарова, Д.А. Альшица, А. А. Зимина и других исследователей свидетельствуют об отсутствии в исторической науке единой точки зрения по вопросу хронологических рамок формирования централизованного государства в России. Так, Л.В. Черепнин считал, что процесс централизации нарастал на протяжении XIV — XV вв. и завершился к концу XV в. вместе с образованием территории единого Российского государства [3, с.60]. В 50-е гг. эту точку зрения разделял и А. А. Зимин, который, в частности, писал: «Конец пятнадцатого века ознаменовался созданием Российского централизованного государства» [9, с.20]. Однако в последующем А.А. Зимин пересмотрел эту точку зрения. Он утверждал, что следует избавиться от переоценки степени централизации государственного аппарата в России на рубеже XV — XVI вв. Объединение земель под великокняжеской властью, по мнению автора, еще не означало создания централизованного государства. Это — только единое государство.

     Ряд факторов не позволяет охарактеризовать сложившуюся в тот момент систему  управления страной как централизованную: 1) неразвитость общегосударственных  органов власти (дворец и казна) и  отсутствие в них строгого разграничения  функций; 2) центральные органы управления не только не дублировались на местах, но и не имели там своих представителей; 3) сохранявшиеся удельные княжества; 4) кормленщики; 5) местничество; 6) относительная  самостоятельность церкви [4, с.25].

     Видимо, есть два способа управления большими территориями: первый — когда значительную роль играет местное самоуправление, выбранное населением и отчасти  контролируемое из центра. Второй способ — сверху донизу всеведущая административная власть, которая подавляет всяческое  самоуправление. В ряде стран Запада пошли первым путем: короли плюс парламенты, городские и провинциальные общины, суды и т.п. Россия в период правления  Ивана Грозного (1533—1584 гг.) окончательно выбрала второй путь.  

  1. Реформы центральных и  местных органов  власти в 50-е гг. XVI в.

     Многие  историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами  правительства Адашева в 1549— 1560 гг. В состав Избранной рады [9] входили  князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый [5, с 11], печатник Н.А. Фунтиков и другие. Не входили в состав правительства, но оказывали большое влияние на всю правительственную деятельность конца 40-х — начала 50-х гг. XVI в. митрополит Макарий и протопоп Благовещенского собора Сильвестр.

     Основные  шаги и направления деятельности Избранной рады: а) созыв Земских  и церковных соборов; б) создание центральных органов государственного управления — приказов; в) Судебник 1550 г.; г) частичное ограничение местничества в 1550 г.; д) Уложение о службе 1555—1556 гг.; е) отмена кормлений в результате губной и земской реформы; ж) ограничение церковного землевладения.  

    2.1.  Земские соборы

     Для обсуждения важнейших вопросов внешней  и внутренней политики с середины XVI в. стали созывать Земские соборы. Исследователи отмечают их генетическую связь с предшествующими институтами. Земские соборы, требовавшие участия  представителей господствующего класса всей земли, в какой-то мере заменяли княжеские съезды и вместе с Боярской думой унаследовали их политическую роль. В то же время Земские соборы — это орган, пришедший на смену  вече, восприняв традиции участия  общественных групп в решении  правительственных вопросов, но заменив  присущие ему элементы демократизма началами сословного представительства. Наименование, некоторые организационные  и процедурные формы Земские  соборы получили от церковных, которые  появились раньше их [8, с.56].

     В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально  не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок  заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и  изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами [8, с.63] и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI — XVII вв. Л.В. Черепнин за период с 1549 по 1684 г. насчитал 57 Земских соборов [8, с.65] (из них при Иване Грозном — 6, при Федоре Ивановиче — 3), но предполагает, что в действительности их было больше. В памятниках XVI в. термин «земский собор» не встречается. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII в., трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».

     Что же такое Земский собор? Крупнейший специалист в этом вопросе Л.В. Черепнин считает, что для современников  Земский собор — это совещание  представителей «земли», посвященное  государственному строительству: «совет»  «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских» [8, с.64]. Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того: 1) кто и с какой целью собрал собор; 2) характера представительства [8, с.66]. Исходя из первого критерия автор делит Земские соборы на: а) созванные царем — большинство соборов; б) созванные царем по инициативе сословий — ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.; в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя — соборы 1565, 1611 — 1613 гг.; г) избирательные на царство — соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.

Информация о работе Система государственного управления в России в 16 веке