Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является изучение и анализ системы государственного управления в России в XVI веке.
Задачи реферативной работы: поиск и систематизация научной литературы по данной теме
Введение……………………………………………………………………………..3
1. Государственное управление в России в XVI в……………………………..4
2. Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в……...7
2.1. Земские соборы………………………………………………………………...8
2.2. Приказы………………………………………………………………………..10
2.3. Местный аппарат управления……………………………………………...11
3. Опричное управление………………………………………………………….14
Заключение………………………………………………………………………...18
Список использованных источников…………………………………………..20
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
МАРИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Факультет управления и права Кафедра
управления
и права
РЕФЕРАТ
по дисциплине
«История государственного управления в России»
Тема:
«Система государственного
управления в XVI веке»
Выполнил студент группы ГМУ-II
Иванов А.Н.
Руководитель: уч. степень, звание, должность
ФИО
Йошкар-Ола
2011
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Государственное управление в России в XVI в……………………………..4
2. Реформы центральных и местных органов власти в 50-е гг. XVI в……...7
2.1.
Земские соборы…………………………………………
2.2.
Приказы……………………………………………………………
2.3.
Местный аппарат
управления……………………………………………...
3.
Опричное управление……………………………
Заключение……………………………………………………
Список
использованных источников…………………………………………..20
Введение
События
и процессы, имевшие место в
России XVI в., во многом предопределили
направление и темпы
Целью данной работы является изучение и анализ системы государственного управления в России в XVI веке.
Задачи
реферативной работы: поиск и систематизация
научной литературы по данной теме.
На рубеже XV — XVI вв. завершился процесс объединения земель Северо-Восточной Руси под властью Москвы.
По своей форме Российское государство первой половины XVI в. было сословной монархией. Свою власть в стране великий князь фактически делил с удельными и служилыми князьями, боярской Думой как органом власти феодальной аристократии и церковью как органом власти духовенства.
В первой половине XVI в. наблюдается тенденция ограничения власти кормленщиков: 1) Сроки кормлений сократились до 1—3 лет. 2) Получает распространение и укрепляется институт городовых приказчиков, которые занимаются военно-административным управлением на местах. Назначаемые великим князем из поместного служилого дворянства, городовые приказчики не зависели ни от наместника, ни от боярской Думы, а подчинялись непосредственно великому князю. 3) В 1539—1541 гг. началась губная реформа.
Первые годы правления Ивана IV делятся на два периода: регентство Елены Глинской, вдовы Василия III (1533—1538 гг.), и боярское правление (1538—1547 гг.). Этот термин принят в исторической литературе для обозначения управления Российским государством враждующими придворными партиями Шуйских, Бельских, Воронцовых, Глинских, сменявших друг друга у власти после смерти в апреле 1538 г. Е. Глинской.
Внутренняя политика в годы боярского правления была противоречивой. В процессе централизации государства были ликвидированы уделы братьев Василия III — князей Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого (оба погибли в тюрьме); проведена денежная реформа (1535—1541 гг.); первый этап губной реформы (1539—1541 гг.), верстание поместьями поместных феодалов (1538—1539 гг.), описаны земли в большинстве районов страны (1536—1544 гг.); упорядочивались землевладение и государственное обложение. В то же время помимо расхищения земель боярами и княжатами, непомерного роста феодальной эксплуатации произошло ослабление центрального и местного аппарата управления, который был расшатан междоусобными распрями отдельных группировок придворной знати, боровшихся за чины и звания. Бесчисленные местничества ослабляли русскую армию. Мздоимство и неправый суд царили в центре и на местах [3, с.222]. Окончание боярского правления обычно связывали с воцарением (январь 1547 г.) Ивана IV и формированием правительства компромисса (1549 г., Избранная рада). Иное мнение имеет по этому вопросу Р.Г. Скрынников [6, с.25].
Важным событием в политической жизни страны было принятие 16 января 1547 г. Иваном IV титула царя. Люди средневековья представляли мировую политическую систему в виде строгой иерархии. Согласно византийской доктрине, центром Вселенной была Византия, воспринявшая наследие Римской империи. На Руси «царями» называли византийских императоров. Позже, когда Русь после своего поражения была включена в но вую для себя политическую систему — империю великих монгольских ханов, русские князья перенесли титул «царя» на татарских владык. Падение Золотой Орды и крушение Византийской империи в 1453 г. положили конец как вполне реальной зависимости от татар, так и старым представлениям русских относительно высшей власти греческих «царей».
Русское
политическое сознание отразило происшедшие
перемены в новых доктринах, самой
известной из которых стала теория
«Москва — третий Рим». Согласно
ей московские князья выступали прямыми
преемниками властителей «
За период с середины XV до середины XVI в. территория России увеличилась более чем в 6 раз. Население страны в конце XV в. составляло примерно 5—6 млн. человек, в середине XVI в. — около 9 млн. человек (по другим данным — 6—7 млн. человек).
В этих условиях система управления, рассчитанная на небольшие владения, должна была уступить место новому аппарату власти.
Государственная
централизация, как показывает исторический
опыт, является необходимым этапом
поступательного развития общества
и внутренней закономерностью эволюции
самой государственности. Оптимальное
соотношение между
Работы Л.В. Черепнина, A . M . Сахарова, Д.А. Альшица, А. А. Зимина и других исследователей свидетельствуют об отсутствии в исторической науке единой точки зрения по вопросу хронологических рамок формирования централизованного государства в России. Так, Л.В. Черепнин считал, что процесс централизации нарастал на протяжении XIV — XV вв. и завершился к концу XV в. вместе с образованием территории единого Российского государства [3, с.60]. В 50-е гг. эту точку зрения разделял и А. А. Зимин, который, в частности, писал: «Конец пятнадцатого века ознаменовался созданием Российского централизованного государства» [9, с.20]. Однако в последующем А.А. Зимин пересмотрел эту точку зрения. Он утверждал, что следует избавиться от переоценки степени централизации государственного аппарата в России на рубеже XV — XVI вв. Объединение земель под великокняжеской властью, по мнению автора, еще не означало создания централизованного государства. Это — только единое государство.
Ряд
факторов не позволяет охарактеризовать
сложившуюся в тот момент систему
управления страной как централизованную:
1) неразвитость общегосударственных
органов власти (дворец и казна) и
отсутствие в них строгого разграничения
функций; 2) центральные органы управления
не только не дублировались на местах,
но и не имели там своих
Видимо,
есть два способа управления большими
территориями: первый — когда значительную
роль играет местное самоуправление,
выбранное населением и отчасти
контролируемое из центра. Второй способ
— сверху донизу всеведущая административная
власть, которая подавляет всяческое
самоуправление. В ряде стран Запада
пошли первым путем: короли плюс парламенты,
городские и провинциальные общины,
суды и т.п. Россия в период правления
Ивана Грозного (1533—1584 гг.) окончательно
выбрала второй путь.
Многие историки усматривают альтернативу установлению единоличной власти Ивана IV в том историческом пути развития, который был намечен реформами правительства Адашева в 1549— 1560 гг. В состав Избранной рады [9] входили князья И.Ф. Мстиславский, В.И. Воротынский, Д.Ф. Палецкий, Д.И. Курлятев, дьяк И. Висковатый [5, с 11], печатник Н.А. Фунтиков и другие. Не входили в состав правительства, но оказывали большое влияние на всю правительственную деятельность конца 40-х — начала 50-х гг. XVI в. митрополит Макарий и протопоп Благовещенского собора Сильвестр.
Основные
шаги и направления деятельности
Избранной рады: а) созыв Земских
и церковных соборов; б) создание
центральных органов
2.1. Земские соборы
Для
обсуждения важнейших вопросов внешней
и внутренней политики с середины
XVI в. стали созывать Земские соборы.
Исследователи отмечают их генетическую
связь с предшествующими
В XVI в. Земский собор как учреждение лишь формировался и первоначально не имел ни четкой структуры, ни четкой компетенции. Практика созыва и порядок заседаний, тем более состав собора не были строго регламентированы и изменялись. Установить четкие различия между собственно Земскими соборами [8, с.63] и более или менее широкими совещаниями соборной формы (такие совещания были типичны для правительственной практики той поры) не всегда возможно. Отсюда споры о том, сколько соборов было в XVI — XVII вв. Л.В. Черепнин за период с 1549 по 1684 г. насчитал 57 Земских соборов [8, с.65] (из них при Иване Грозном — 6, при Федоре Ивановиче — 3), но предполагает, что в действительности их было больше. В памятниках XVI в. термин «земский собор» не встречается. Он редко употребляется и в XVII столетии. Документы XVII в., трактующие о созыве земских соборов, чаще говорят просто «собор», «совет», «земский совет».
Что же такое Земский собор? Крупнейший специалист в этом вопросе Л.В. Черепнин считает, что для современников Земский собор — это совещание представителей «земли», посвященное государственному строительству: «совет» «о устроении земском», «отчинах, судах и управах земских» [8, с.64]. Л.В. Черепнин считает, что Земские соборы условно можно разделить в зависимости от того: 1) кто и с какой целью собрал собор; 2) характера представительства [8, с.66]. Исходя из первого критерия автор делит Земские соборы на: а) созванные царем — большинство соборов; б) созванные царем по инициативе сословий — ряд соборов времени Михаила Романова и собор 1648 г.; в) созванные сословиями или по инициативе сословий в отсутствие царя — соборы 1565, 1611 — 1613 гг.; г) избирательные на царство — соборы по избранию Бориса Годунова, Василия Шуйского, Михаила Романова и других.
Информация о работе Система государственного управления в России в 16 веке