Шпоры по ОТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка

Описание работы

Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.

Работа содержит 1 файл

ОТП шпоры готовые, кроме 70 вопроса.docx

— 104.49 Кб (Скачать)

Система права носит объективный характер , будучи отражением реально существующей системы общественных отношений, право  делится на определенные части в  зависимости от содержания тех общественных отношений, которые и регулирует право.

Общественные  отношения могут быть земельными, имущественными, трудовыми, семейными. Каждый вид общественных отношений  регулируется строго определенной группой норм.

Системность общественных отношений придает  и праву системные свойства. Право  состоит из отраслей, подотраслей, институтов и норм. Отрасль - совокупность взаимосвязанных  юридических норм, кот. регулируют обширный круг однородных общественных отношений. Подотрасль -совокупность родственных  институтов одной и той же отрасли. Правовой институт – обособленный комплекс правовых норм, который является специфической частью отрасли права  и регулирует разновидность определенного  вида общественных отношений.

31. Виды норм права.

Существует  много оснований для классификации  норм права. В зависимости от вида общественных отношений, которые нормы права регулируют, они делятся на: нормы конституционного, уголовного, гражданского, семейного, финансового права и т. д. В зависимости от функциональных особенностей выделяются: 1) нормы материального права. Это нормы, которые закрепляют права и обязанности субъектов права. 2) нормы процессуального права регулируют порядок рассмотрения различных юридических дел (уголовный, административный кодекс и т. д.). По назначению: I) регулятивные (правоустановительные) нормы регулируют общественные отношения путём предоставления их участникам прав и возложенных на них обязанностей. 2) охранительные нормы направлены на регламентацию мер юридической ответственности, а также на специфические меры защиты субъективных прав. По характеру их предписания: 1) императивные нормы. Это строгие категоричные предписания, которые не могут быть изменены участниками общественных отношений. 2) диспозитивные допускают значительную свободу поведения субъектов общественных отношений. 3) рекомендательные нормы представлены в виде советов, рекомендаций, предложений. По юридической силе: 1) законодательные нормы. 2) подзаконные нормы создаются в подзаконных актах (указы, декреты, постановления). По времени действия: 1) постоянные нормы с неопределённым сроком действия; 2) временные - с чётким сроком действия. По кругу лиц: 1) общие; 2) специальные. Общие нормы распространяются на всех участников общественных отношений независимо от их профессиональной деятельности, от принадлежности к социальной группе. Специальные нормы распространяют своё действие па отдельные категории граждан (пенсионеры, военнослужащие и т. д. 

32. Структура норм  права.

Норма права состоит из трёх элементов: гипотеза, диспозиция, санкция. Гипотеза - это часть нормы права, которая  предусматривает обстоятельства при  наступлении которых необходимо руководствоваться этой нормой. Диспозиция - часть нормы права, которая указывает  каким должно быть поведение субъектов  права в случаи наступления условий, обстоятельств предусмотренных  гипотезой. Санкция - это часть нормы, в которой указываются неблагоприятные  юридические последствия в случаи невыполнения предписаний предусмотренных диспозицией. Виды гипотезы: простая (одно условие), сложная (несколько условий). Виды диспозиции: 1) простая (короткое изложение); 2) описательная (более широкое описание); 3) отсылочная (необходимо смотреть другой нормативный акт). Виды санкции: 1) абсолютно-определённая указывает конкретный вид неблагоприятных юридических последствий. 2) относительно-определённая указывает нижние и верхние пределы наказания. 3) альтернативная - имеются варианты видов наказания.  
 

35. Предмет и метод  правового регулировании.

Предмет и метод правового регулирования- это критерии деления права на отрасли.

Предмет - общественные отношения, которые регулируются правом. Несмотря на важность этого критерия, его одного не достаточно для деления права на отрасли, поскольку одни и те же общественные отношения регулируются различными отраслями права. Метод -совокупность способов, при помощи которых осуществляется правовое регулирование. Метод правового регулирования показывает какое:

- правовое отношение участников общественных отношений; - равноправное или в отношениях подчинения; - как возникли субъективные права и юридические обязанности, какие юридические факты необходимы для возникновения правовых отношений (императивный, диспозитивный, рекомендация). 

39.Осн  черты романо-германской  прав семьи.

Романо-германская правовая семья (система континентального права) сложилась в Европе достаточно давно (XIII—XVI вв.) на основе рецепции римского права, что и предопределило ее особенности. Основным источником (формой) права в странах, где она утвердилась, является нормативный правовой акт. Другие источники играют вспомогательную роль. Это система писаного права. На вершине иерархии законов стоит конституция страны, за нормами которой признается высшая юридическая сила. В большинстве стран континентальной Европы законодательство кодифицировано. Значительную роль играют подзаконные нормативные правовые акты. Заметно достаточно четкое деление права на отрасли, на частное и публичное право. Широко используется ряд общеправовых принципов, ведущим среди которых признается принцип справедливости. В большинстве стран Европы судебные решения не признаются источниками права, но широко применяется толкование законов. Для этой системы является характерным использование абстрактных юридических понятий, обобщений и др. 
 
 
 
 
 

36. Хар-ка основных отраслей нрава РБ.

Система права современного общества состоит из отраслей: 1)конституционное право (закрепляет основы общественного и государственного устройства страны, основы правового положения страны, основы правового положения граждан, систем органов гос-ва и их полномочия); 2)административное (регулир. общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органов гос-ва. 3)финансовое (регулир. общ. отн-ия в сфере финансовой деятельности гос-ва т.е.деятельности, которая связана с аккумуляцией и распределением денежных средств и осуществлением финансового контроля в гос-ве. 4)земельное (регулир. общ. отн-ия в области использования и охраны земель, недр, вод, лесов. 5)гражданское ( регулир. имущественные отношения и связанные с ними личные неимущественные отношения, закрепляют формы собственности). 6)семейное (регулир. брачно-семейные отн-ия , т.е. которые вытекают из кровного родства, брака, усыновления, опеки и попечительства. 7)трудовое ( регул, общ. отн-ия возникающие в процессе трудовой деятельности человека, определяют условия приема на работу, рабочее время, время отдыха, порядок увольнения). 8)уголовное (устанавливают какие общественно опастные деяния являются преступлением.

Системность права заключается еще и в  делении его на: Материальное- те отрасли права, кот. регулируют общественные отношения, закрепляющие права и обязанности субъектов в различных сферах общественной жизни. Процессуальное - те отрасли права, которые закрепляют порядок разрешения различных юридических дел. Частное - те отрасли, нормы которых закрепляют интересы личности в первую очередь. Публичное - нормы которых регулируют отношения государства, его органов с другими гос-ми и органами. 

37.Правовая  система: понятие,  структура.

Правовая  система представляет собой закономерно  связанную целостность всех правовых норм, форм их выражения, институтов и  отраслей, предназначенных для упорядочения общественных отношений с целью  обеспечения социального процесса. Признаки: 1)четкая иерархия: норма права->институт->подотрасль->отрасль; 2)целостность и единство элементов; 3)объективно обусловленный характер. Эл-ты с-мы права: Норма права - формально-определенное правило поведения, установленное и обеспечиваемое государством и направленное на урегулирование общественных отношений. Институт права -обособленная внутри отрасли группа правовых норм, регулирующая однородные общественные отношения (институт гражданства, институт избирательного права и др.) Подотрасль права совокупность правовых норм родственных институтов отрасли права. Отрасль права - совокупность правовых норм институтов и подотраслей права, регулирующая общественные отношения. Отрасли права: 1)конституционное; 2)Гражданское; 3)Административное; 4)Уголовное; 5)Земельное; 6)Трудовое; 7)Семейное право; 8)исправительно-трудовое; 9)Аграрное; 10)Финансовое; 11)Уголовно-процессуальное; 12)Гражданско-процессуальное. Метод правового регулирования — совокупность приемов и способов воздействия права на определенный род обществ, отношений.: -императивный (запреты, обязанности, наказания и др.); -диспозитивный (свобода выбора, равноправие сторон); -поощрительный; -рекомендательный. 

38.Понятие правовой семьи.

Теоретическое понятие правовой системы охватывает обширный комплекс правовых явлений  общества и дает представление о  правовой действительности соответствующей  страны, об уровне ее правового развития.

Национальные  правовые системы, имеющие относительно сходные признаки и свойства, объединяются в группы, получившие в юридической науке название «правовые семьи». В литературе применяются и другие термины - «правовые круги», «структурные общности». Иногда правовые семьи называют правовыми системами мира в отличие от национальных правовых систем отдельных стран. Но термин «правовая семья» является наиболее распространенным.

В сравнительном  правоведении (компаративистике) используются различные критерии отнесения национальных правовых систем к соответствующим семьям. Но в первую очередь учитываются такие факторы, как общность исторического формирования и развития, сходство системы источников (форм) права, основных отраслей и правовых институтов, характерные особенности правореализации, юридического мышления, юридической терминологии, правовой и общей культуры, традиций и др.

В современной  научной юридической литературе выделяются такие наиболее крупные правовые семьи, как романо-германская, англосаксонская (англо-американская), семья религиозно-традиционного права и др. 
 
 
 
 
 
 

40.Осн  черты англосаксонской  прав семьи.

Англосаксонская (англо-американская) правовая семья (система  «общего права») сложилась в Англии, США, в странах, входивших прежде в Британскую империю (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Исторически сложилось так, что в Англии понимание права связывается не с системой выработанных законодателем правил поведения в определенной ситуации (как в континентальной Европе), а с тем, к чему приведет судебное рассмотрение конкретного дела, т.е. с правилами, формулируемыми судьями судов определенного уровня в процессе разрешения споров. В связи с этим в государствах с англосаксонской правовой системой основным источником (формой) права является не закон, а судебный прецедент. Хотя используется и статутное право, т.е. писаное право парламентского происхождения. Для этой правовой семьи характерно отсутствие кодексов европейского типа, поэтому четко не выражены и отрасли права. Нет деления права на частное и публичное. В англосаксонской правовой семье концепция права, юридический язык и др. значительно отличаются от рома н о - гер м ан с кой семьи. Юридическое мышление основано не на абстрактных понятиях и обобщениях, а на опыте судей, на их прагматизме. Вырабатываемые ими нормы являются более гибкими, но в значительной степени казуистическими и менее определенными, чем нормы законов в континентальной Европе. 

41.Понятие и виды правотворчества

Правотворчество - деятельность государственных органов должностных лиц, о предусмотренном законом случаев и народа но созданию, изменению и отмене норм права.

Различают правотворчество  по субъектам правотворческой  деятельности: 1)Государственное правотворчество в лице должностных лиц по подготовке к рассмотрению, принятию. 2)Так называемое непосредственное правотворчество народа. Принятие законов путем референдума. 3)Судебное правотворчество. Суд. проектика и прецедент. В странах, где используется судебный прецедент (акты высших судебных органов). 4)Правотворческая деятельность общественных организаций. Корпоративные нормы: уставы, положения.

Ф-ии правотворчества: издание новых форм права; отмена установленных норм права; устранение ошибок допущенных правотворческими органами; пробелы в праве устранения 

42.Виды источников права в РБ

1)правовой обычай, 2)Правовой прецедент, 3)Правовая доктрина, 4)Договор нормативного содержания, 5)НПА, 6)Канонические нормы или нормы церковного права.

В РБ широко используются следующие виды права: 1)Правовой обычай – широко используется в международном праве, во внешней торговле Беларусь, как субъект международного права руководствуется обычаями, регламентирующими международно-правовые отношения, а также отношения в сфере внешней торговли. 2) Нормативный договор - используется как источник и во внутринациональном праве. В качестве примера используют коллективный договор. Заключается между нанимателем и наемным рабочим в лице профсоюзов для регулирования взаимных обязательств работодателей и работников в сфере трудовых и социально-экономических отношений. Такие договора имеют локальный (общий) характер. 3)НПА - официальный документ установленной формы, принимаемый государственным органом, должностным лицом и содержащий нормы права. Преимущество НПА: 1)Известен акт и субъект его издающий.2)НПА легко может изменятся. 3)заключается в письменной форме, а значит более доступен для восприятия и ознакомления всеми субъектами. 

44.НПА  - основной источник  права в РБ.

НПА является источником права во всех правовых системах мира в виду его систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также в виду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германской правовой системе  это основной источник права. Его  определяют как акт, который оформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В Законе РБ "О  НПА РБ" под НПА понимается официальный документ установленной  формы, принятый в пределах компетенции  уполномоченным государственным органом, должностным лицом или путем  референдума с соблюдением установленной  законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц и неоднократное  применение. В данном определении указаны следующие признаки НПА:

Информация о работе Шпоры по ОТП