Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 23:06, шпаргалка
Предмет науки - это те явления и процессы реального мира, которые исследуются ею, на что направлено научное познание. Теория государства и права изучает общие закономерности возникновения, развития, назначения и функционирования государства и права.
Договорная теория (Б. Спиноза, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Сторонники данной теории исходили из того, что до появления государства общество находится в естественном состоянии. В естественном состоянии каждый человек обладает личной свободой и другими неотъемлемыми естественными правами. Это, в конечном счете, приводит к противоречиям между людьми и к стремлению их разрешения. Следствием этого является заключение договора о создании государства, которому люди передают часть своих прав. Но государство обязано защищать спою территорию, права граждан, их собственность.
Теория насилия (Л. Гумплович, К. Кауцкий, Е. Дюринг). Основной причина-войны между людьми, завоевания и порабощения сильным слабого. Для закрепления власти победителя над завоеванным народом, для его эксплуатации и создается государство. Марксистская теория (К Маркс, Ф.Энгельс). Гос-во возникает как рез-т классового антагонизма, как орудие подавления эксплуатат-им классом класса эксплуат-ых.
Учения о возникн-ии права обычно тесно связаны с концепциями происхождения государства, хотя и содержат немало специфического. Теологическая теория. Законы существуют вечно, ибо являются Божественным даром. Они определяют порядок жизни в соответствии с идеалами добра и справедливости, дарованной свыше.
Теория естественного права. Человек от рождения и природы обладает неотъемлемыми естественными правами (право на жизнь, свободу, равенство), которые нельзя отменить, изменить. Законы соответствуют нравственным установкам людей и не могут существовать без них. Психологическая теория. Право есть результат человеческих переживаний. Законы государства зависят от психологии людей. Историческая школа. Потребности разрешить противоречия жизни приводят к появлению права, способного уладить конфликт и установить порядок в поведении людей. Право первоначально возникает в сознании человека, а затем фиксируется в законах. Правовые нормы способны изменяться, так как меняется сама жизнь, которую они регулируют. Нормативистская теория. Государство диктует людям модель поведения. Право исходит от государства и является системой норм, построенных в виде пирамиды.
Позитивисткая
теория. Право порождено противоречиями
жизни, конфликтами, в результате которых
победу одерживает сильнейший. Он диктует
свои правила «игры» и устанавливает
свой порядок. Ему подчиняются побеждённые.
Марксистская теория. Право связано
с государством и зависит от социально-экономических
факторов общества.
11. Форма правления: понятие, виды
форма правления - это способ орган-ции высшей власти в гос-ве, отвечает на вопросы: 1)как создаются высшие органы власти 2)как строятся взаимоотношения между высшими органами власти и др. гос. органами; 3)как строятся взаимоотн-ия между высшей госуд. власть и населением страны. Виды формы правления:
1.Монархия- форма правления при, которой высшая госуд. Власть осуществляется одной личностью и передается по наследству Признаки: 1)единоличный глава госуд. пользуется властью пожизненно; 2)наличие у монарха особых преимуществ: неприкосновенность, священность, юридич. безответственность, содержится за счет госуд. казны 3)наследственный порядок получения власти. Монархия делится на: 1)неограниченную (абсолютную) когда власть монарха или царя ни чем не ограничена 2)ограниченную (К.) монархия-форма правления при которой власть монарха ограничена представительным органом К. Монарх не вправе изменить К. она подразделяется на: 1)дуалистическую-разделение гос.власти между монархом и парламентом 2)парламенскую(К.) монарх царствует, но не правит
2. Республика-форма правления при которой верховная госуд.власть осуществляется выборными органами избирается населением на неопределенный срок (Парламент или Президент признаки: 1)выборность высших органов гос-в том числе и главы госуд. 2.осуществение госуд.власти от имени народа 3)юридическая ответственность главы госуд. в случаях предусмотренных законом; 4)обязательность решений верховной госуд. власти для всех других госуд. органов; 5)преимущественная защита интересов гражданского госуд. 6)взаимная ответственность личности и госуд. Республика делится на: 1)парлам-ую-верховенство парламента и деят-ть гос власти; 2)презид-ую; 3)смешанные (полупрезид-ие)
12.Формя
государственно-
Форма
госуд.территор.устройства-это
1.из каких частей складывается структура государства; 2.каково правовое положение этих частей; 3.как строятся взаимоотношения между центральными и местными органами власти
Виды: 1.унитарное(простое)-единое цельное госуд. образование, которое состоит из админ.-территор. единиц. Админ.-территор. единицы подчиняются центральным органам власти и не обладают признаками госуд. суверенитета. В унитарном госуд. действует единая система высших органов власти, общие для всей страны судебные органы, одна К., законодательство, единая денежная, налоговая, кредитная система, одно гражданство, вооруженные силы. Бывает однонациональная, многонациональная
2.федерация-сложное союзное госуд-во территория которого состоит из субъектов частей федерации (земли, республики) Признаки: наличие нескольких систем законодательства
3.конфедерация-союз государств, который создается для обеспечения их общих интересов
Признаки:
1.создается на добровольной основе и входящие
в ее состав гос-ва имеют право выхода
2.субьекты сохраняют суверенитет З.не
имеют общих законодательной, исполнительной
и судебной органов 4.не имеет единой армии,
системы налогов, единого госбюджета,
единого гражданства.
13.Гос-но-правовой режим: понятие, виды.
ГПР — это совокупность средств, способов, мотивов. По степени демократичности в осуществлении государственной власти: осуществления государственной власти Демократические.
Плюрализм общественно-политической (в политической жизни государства участвуют множество партий общественного движения, общественных объединений, которые передают интересы самых разнообразных социальных групп) Свобода личности в экономической сфере.
Разделение
власти на законодательную, исполнительную
и судебную. Наличие эффективных
механизмов воздействия избирателей
на государственную власть (выборы
свободные, равные, тайное голосование).
Реальность прав и свобод личности.
Приоритет права над
Наличие
одной полит-ой правящей партии, которой
принадлежит направляющая и руководящая
роль. Монополия первой формы собственности
Отсутствие свобод личности в экономической
и политической сферах. Безусловный
приоритет государства над
14.Функции гос-ва.
Гос-во, в соответствии с теми задачами, котор. стоят перед ним на том или ином этапе развития, использ. м-ды убеждения, поощрения или принуждения в их различных сочетаниях. Конкр. функц. гос-ва представл. собой единство содержания форм или методов осуществления гос-ой власти. Вся функц-я деят-ть гос-ва, направленная на достижение генеральной цели, т.е. благо человека, его нравственного, материального, физического благополучия, а также максимальн. правовой и социальн. защищённости личности. Гос-во всегда должно выступать как верховн. хранитель и защитник в законных интересах личности.
Функц.
гос-ва - основные направления деят-ти
гос-ва, в которой отраж-ся его соц. роль
и назнач. в конкретн. общ-ве. Включ. непосредственно:
1.Деят-ть гос-ва в конкретн. сфере жизни
общ-ва 2.Те цели и задачи, ктотрые ставятся
гос. в данной сфере. 3. Формы и методы его
деят-ти. Все основн. напрвл-я деят-ти гос-ва
в зависимости от того, в какой сфере обществ-ой
жизни они протекают, делятся на внутренние
и внешние. По продолжительности действ.:
постоянные (осущ-ся на всех этапах деят-ти
и развития гос-ва) и временные (носят чрезвычайный
хар-р и прекращ. своё действ, с реш. определ.
Задач)
15.Внутренние функции гос-ва
Они связаны с реализацией задач гос-ва внутри страны. К внутренним функциям современного бел. гос-ва следует отнести: Экономическая (выражается в выработке и координации гос-ом стратегических направлений развития экономики страны в наиболее оптимальном режиме) Идеологическая (выраж-ся в деят-ти гос-ва по поддержке и научной разработке определённой идеологии, в том числе религиозной, направленности образования.куль гуры,деят-ти СМИ) Социальная (призвана обеспечить соц-ю защищённость личности, норм. усл. жизни для всех членов общ-ва вне зависимости от их непосредственного участия в производстве мат. и дух. благ) Охрана конституционного строя, прав и свобод граждан, обеспечение законности и правопорядка (выражается в деят-ти гос-ва, содержанием которой явл. Защита принципа разделения властей, создание усл. Для точного и неуклонного соблюдения и исполнения законов всеми лицами, обеспечение прав и свобод человека и гражданина) Экологическая (состоит в установлении гос-ом правового режима природопользования, в его обязательстве перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания)
Культурная (составляет разносторонняя гос-ая поддержка развития культуры-прежде всего нац-ой ли г-ры, иск-ва, кино, СМИ и др. )
16.Внешние функции гос-ва.
Они связаны
с реализацией задач гос-ва на
межгосударственном уровне, где оно
выступает субъектом
Обеспечение
обороноспособности страны, которая
базируется на пр-пе поддержания достаточного
у р-н я обороноспособности общ-ва,
отвечающего требованиям его
нац-ой безопасности, защиты суверенитета
и территориальной целостности
Взаимовыгодное сотрудничество с др.
гос-ми - это разнообразная деят-ть
гос-ва, напрвленная на установление
и развитие эк-их, полит-х, культурных
и др. отнош. для Бел. особенно важной
явл-ся гос-ая поддержка иностранных
инвестиций, интеграция в мировую
экономику, объединение усилий с
др. гос-ми по ликвидации последствий
радиационного заражения, вызванного
аварией на ЧАЭС Участие в обеспечении
мира и коллективной безопасности стран
мирового сообщества. Внешняя деят-ть
современных гос-тв основывается на
международно-правовых нормах. При
заключении международных договоров
должны учитываться интересы и национальные
особенности всех народов, входящих
в мировое сообщество.
17.Формы и методы осуществления функций государства.
Формы
осуществлении функции
Правоохранительная
- деятельность по защите прав и свобод
граждан, по предупреждению правонарушений.
Неправовые формы -однородная деятельность
гос-ва, которая не влечет за собой
юр. последствий. Эта деятельность реализуется
в пределах правовых требований на
основепринципа законности. К ним
относятся: Организационно-
Организационно- регламентирующая -оперативная, текущая организационная работа по решению тех или иных конкретных политических задач, по обеспечиванию функционирования органов гос-ва.
Организационно-хозяйственная
— оперативно техническая хозяйственная
работа(экономическая, контрольно-ревизионная
деятельность). Организационно-идеологическая
-повседневная оперативно разъяснительная
воспитательная работа (формирование
общественного мнения, работа в средствах
СМИ).
18.Аппарат (механизм) гос-ва.
Аппарат
гос-ва - целостная иерархическая
система гос. органов, учреждений, организаций,
которые практически
Каждый орган наделен своими обязательными властными полномочиями Для обеспечения властных полномочий гос. органы используют органы принуждения
Механизм гос-ва призван обеспечивать и охранять законные интересы и права граждан