Шпора

Автор: Саша Петрова, 07 Июня 2010 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Работа содержит 1 файл

шпоры ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

Нормативный правовой акт — это документ, который устанавливает, изменяет либо отменяет правовые нормы, и обладает следующими признаками:

а) рассчитан на многократное применение;

б) рассчитан на неопределенный круг лиц;

в) принят специальным уполномоченным органом (или на референдуме);

г) принят в специально установленном порядке.

Нормативный правовой акт как официальный  документ обладает следующими обязательными  реквизитами:

а) наименование вида акта (закон, указ и др.);

б) наименование органа, принявшего акт;

в) дата принятия документа и его регистрационный индекс;

г) заглавие акта;

д) текст акта, изложенного в виде последовательности статей, иногда разделенных на главы и разделы;

е) подпись управомоченного лица.

4. Нормативные договоры

Как и нормативный правовой акт, содержит нормы права общего характера, рассчитанные на многократное применение. В отличие от нормативного правового акта является результатом волеизъявления двух и более сторон.

Нормативный договор может быть как источником внутригосударственного права, так  и источником международного права.

5. Другие источники права

а) правовые принципы — основные начала, исходные положения права — применяются в случаях, когда нет конкретной нормы, регулирующей данное или сходное общественное отношение.

Существуют  не во всех правовых отраслях.

б) правосознание населения — одно из проявлений сознания, которое отражает правовую действительность сквозь призму должного, т. е. того, какой она должна быть.

28. Виды нормативно-правовых актов. Поскольку Россия является федеративным государством, в ней действуют нормативные правовые акты Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В РФ установлена следующая иерархическая  система нормативно-правовых актов (в зависимости от их юридической  силы):

Конституция РФ.1. Законы: Федеральные конституционные законы, Федеральные законы.2. Подзаконные правовые акты: Указы Президента РФ,

    • Постановления Правительства РФ, Акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, федеральных ведомств и служб).3. Локальные нормативно-правовые акты. Международные (а так же общепризнанные принципы и нормы международного права составляют особую группу, которая является составной частью правовой системы России и имеет большую юридическую силу, чем законы[4], но не должны противоречить Конституции Российской Федерации).

Нормы права, носителями которых являются Конституция РФ и Федеральные  Конституционные Законы, имеют понятие Конституционно-правовых актов.

    в зависимости от содержания: отраслевые (нормы права, объединённые общими чертами) гражданско-правовые, уголовно-правовые,

29. Законы: понятия и виды.

Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемый высшим представительным органом государства (Парламентом) или путем референдума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важные общественные отношения. По юридической силе законы подразделяются на основные, конституционные, программные и обычные. Закон — это, во-первых, нормативный акт, содержащий нормы права. Во-вторых, он принимается путем всенародного голосования (референдума) или высшим законодательным органом — парламентом. В-третьих, в силу указанного закон обладает высшей юридической силой. Это означает, что другие органы не могут изменять законы, что все прочие норматив ные акты, называемые подзаконными, должны издаваться в соответствии с законами, не нарушать их, Правоприменитель-ные, индивидуальные акты также должны выноситься на ос нове законов. Если при решении конкретного дела возникает ситуация, когда подзаконный акт (например, указ Президента или постановление Правительства РФ) противоречит закону. то право при мен итель должен отдать предпочтение закону. В-четвертых, законы не только регулируют наиболее важные, коренные общественные отношения, но и устанавливают принципиальные положения правового регулирования.

Законы  Российской Федерации можно подразделять по субъектам, их принимающим, по юридической  силе и по от раслям права. По субъектам  принятия законы делятся на:

а) принятые на референдуме;

б) принятые Федеральным Собранием  РФ;

в) законы субъектов федерации.

Путем референдума могут быть приняты  как федеральные законы, так и  законы субъектов федерации.

Федеральные законы подразделяются на федеральные  конституционные законы и просто на федеральные (текущие) законы.

Конституционные федеральные законы принимаются по |вопросам, прямо указанным Конституцией РФ. К их числу относятся законы об изменении Конституции, кроме гл. 1 и 2 (ст. 136 Конституции РФ), о введении чрезвычайного положения (ст. 56), военного положения (ст. 87), о принятии и об разовании новых субъектов федерации и об изменении их ста туса (ст. 65, 66), о Государственном флаге, гербе, гимне (ст. 70), о правительстве, о судебной системе и высших судеб ныхинстанциях (ст. 118, "128). Законы, прямо не отнесенные к числу конституционных, таковыми не являются, несмотря на их важность и необходимость.

Законы  субъектов федерации принимаются  в пределах полномочий этих субъектов, определенных Конституцией РФ, федеральными договорами и специальными договорами, заключенными Российской Федерацией с отдельными субъектами. 

30. Подзаконные акты понятия и виды.  
 
 
 
 

33. Законодательный процесс. Законодательный процесс - порядок деятельности органа законодательной власти по созданию законов, обычно закрепленный в конституции и регламенте соответствующего представительного органа. Для З.п. характерна четкая юридическая регламентация. В РФ включает (чаще всего) пять стадий. Первой предшествует предзаконодательный процесс, охватывающий этап от появления идеи, предложения о необходимости разработки нового закона до поступления этого предложения в соответствующий орган и подготовки законопроекта. По общему правилу законопроекты разрабатываются теми, кто обладает правом законодательной инициативы. Первая стадия З.п. - внесение законопроекта в Государственную Думу органом или лицом, обладающим правом законодательной инициативы. На второй стадии законопроект проходит рассмотрение в Государственной Думе, которое осуществляется в трех чтениях (если Дума не примет по данному законопроекту иного решения). Третья стадия - принятие закона Государственной Думой (обычный закон принимается простым большинством голосов от общего числа депутатов, конституционный - большинством в 2/3). На четвертой стадии закон проходит утверждение в Совете Федерации. Подписание и обнародование закона Президентом РФ составляет пятую стадию З.п. Число стадий может варьировать в зависимости от характера принимаемого закона и позиции по нему каждой из палат Федерального Собрания и Президента РФ. Так, в З.п. появляются дополнительные стадии, если принятый Государственной Думой закон отклоняется Советом Федерации или Президент РФ применяет свое право вето; 

35. Понятие и общая характеристика системы права. Систему права принято определять как историческую внутреннюю структуру права., определяемую характером регулируемых общественных отношений. Система права включает в себя следующие компоненты: нормы права, правовой институт, и т.д. Система права играет огромную роль в правовом регулировании общественных отношений. Система права устанавливает: устойчивые связи внутри права это основное. Правовой институт – группа норм права, связанных между собой предметно-функциональными связями регулирующих конкретный вид общественных отношений. Правовой институт может иметь в составе пединституты. Институты делятся на отраслевые и межотраслевые. Отраслевые – объединяют отрасли в одной группе. Межотраслевые – регулируют отношения ,определяемы несколькими отраслями права. Отрасль права регулирует определенный вид общественных отношений.  

36. Публичное и частное права.

Первоначальное разделение права на частное и публичное приписывают древнеримскому юристу Ульпиану Известно его утверждение, что публичное право относится к положению Римского государства в целом, частное - к пользе отдельных лиц.

Таким образом, в системе права есть нормы, регулирующие общезначимые, публичные интересы государства и общества, и нормы, выражающие интересы частных лиц. Если возникновение правоотношений и защита субъективных прав в частном праве осуществляется лишь по инициативе самих субъектов, то в публичном праве - императивно, на основании предписаний закона.

Публично-правовые отрасли регулируют сферу государственного управления, межгосударственные отношения, местное самоуправление, правосудие, государственно-правовое принуждение. Публично-правовыми являются уголовное, административное, финансовое, уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное право и др. К сфере частного права относят прежде всего коммерческие, имущественные, семейные, трудовые, нематериальные отношения. Частноправовые нормы направлены на защиту интересов отдельных лиц - индивидов и организаций. Это, например, гражданское, трудовое, семейное право. 

37. Понятие системы законодательства, система законодательства и система права. Система законодательства - это упорядоченное множество всех действующих нормативно-правовых актов данного государства. В системе законодательства тех или иных государств можно различать, например:- отраслевое законодательство, т. е. одноименное с отраслями права, совпадающее с ними по предмету правового регулирования, например, уголовное, трудовое ,

- комплексное  законодательство, т.е. такое, которое  содержит нормы различных отраслей  права: уголовного, административного,  гражданского, например, экологическое  законодательство;- общефедеральное  законодательство и законодательство субъектов федерации (в федерациях) - законодательство автономии (если высший представительный орган автономии вправе принимать законы); - конституционное и иное законодательство, законы и подзаконные акты (по юридической силе).Структура системы законодательства (ее внутреннее строение):-отраслевая («горизонтальная») - отраслевое законодательство (трудовое, гражданское, уголовное и т. д. законодательство), иерархическая («вертикальная») - законы и подзаконные акты. Система законодательства и система права взаимосвязаны между собой. И то и другое определяются факторами – экономическими, политическими, духовно-культурные и т.д. Существуют различия между этими системами: 1) система права складывается объективно, а система законодательства субъективно. 2) Система права выражает внутреннюю структуру, а система законодательства форму права. 3) Система законодательства является более шире, чем система права. Система законодательства имеет и иерархические различия в отличие от системы законодательства. Но все же эти 2 системы взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом.  

38. Правоотношения. Это разновидность общественных отношений.  
 

39. Субъекты правоотношений:

Информация о работе Шпора