Шпора

Автор: Саша Петрова, 07 Июня 2010 в 15:30, шпаргалка

Описание работы

1. Предмет и метод теории государства и права. Каждая наука имеет свой предмет исследования, под которым понимается изучаемая ею сторона объективной действительности. Предметом теории государства и права выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права, а также система основных понятий юриспруденции. Данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства и права, а государственности вообще, а также понятия, которые пронизывают собой всю юриспруденцию (норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт и т.д.). Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи как дополняющие друг друга социальные институты.

Работа содержит 1 файл

шпоры ТГП.doc

— 222.50 Кб (Скачать)

2. Как правило, субъекты наделяются  учредительной властью в вопросе  принятия собственной конституции.  Как правило, союзные конституции  предписывают субъектам принимать  конституции, не противоречащие  положениям союзной. 

3. Субъекты федерации наделяются правом принимать собственные законы в пределах их компетенции, установленной в федеральной конституции. Правовые акты субъектов действуют только на территории субъекта.

4. Субъекты, как правило, имеют собственную  правовую и судебную системы. 

5. Субъекты имеют, как правило, двойное гражданство, т. е. каждый гражданин субъекта является одновременно и гражданином союза.

6. Федеративному государству, как  правило, присуща двухпалатная  структура союзного парламента. Нижняя палата союзного парламента  представляет собой общесоюзного представительства и избирается по территориальным избирательным округам, а верхняя представляет субъектов федерации.

Субъекты  имеют свои законодательные, исполнительные и судебные органы.

Среди федеративных государств выделяется Российская Федерация, которая представляет собой асимметричную федерацию, которой присущ неодинаковый статус субъектов. Так, например, республики имеют собственную конституцию, гражданство, а край или область - нет.

14. Политический режим. Политический режим является одной из трех составных частей понятия формы государства (форма государства: форма правления, форма политического устройства, политический режим).

Политический  режим и государственный политический режим по своему содержанию отличаются друг от друга. Так, например, политический режим - понятие более широкое, нежели государственный политический режим, и включает в себя не только приемы и методы политического властвования, но и приемы и методы деятельности негосударственных политических организаций (политических партий, союзов, клубов и т. п. ).

Государственные политические режимы могут быть демократическими и антидемократическими (тоталитарными, авторитарными, расистскими).

Демократия - это народовластие, оно является ядром демократического государственного режима. Для демократического политического режима характерны следующие признаки:

1. Предоставление широкой свободы  личности, предприятиям и организациям  в сфере экономической деятельности, которая при демократическом  политическом режиме составляет основу материального благосостояния граждан.

2. Признание равноправия граждан. 

3. Реальная гарантированность прав  и свобод личности и реальная  возможность реализовать данные  права и свободы. 

4. Возможность реального участия  граждан в формировании властных государственных органов и в осуществлении государственной власти при помощи избирательной системы и местного самоуправления, возможность контроля за деятельностью государственных органов посредством активного участия в общественно-политических организациях.

5. Наличие эффективной и квалифицированной  судебной защиты прав и свобод  личности от произвола и беззакония  со стороны кого бы то ни  было.

6. Реальное разделение властей  на законодательную, исполнительную  и судебную.

7. Учет при осуществлении государственной политики интересов как большинства, так и меньшинства всего населения, а также интересов социальных слоев, социальных групп и национальных групп.

8. Наличие легальной оппозиции  существующей государственной власти.

9. Плюрализм политических течений и идеологий, не противоречащих конституционным положениям, демократическому законодательству, общечеловеческим нормам морали.

10. Нацеленность законодательства  и государственной политики на  удовлетворение объективных потребностей  личности и общества в целом.

11. Признание и осуществление на  практике конституционности и  законности.

Демократические режимы в различных странах имеют  свои разновидности, которые зависят  от особенностей политической системы, от расстановки политических сил  в обществе и в государственном механизме и т. д.

Для антидемократических режимов характерны следующие признаки:

1. Ущемление прав и свобод личности, восприпятствование со стороны  властных структур ее свободному  развитию.

2. Огосударствление всех общественных  организаций.

3. Фактическая ликвидация субъективных  прав и свобод личности, несмотря  на их закрепление в конституции. 

4. Примат государства над правом, что является следствием произвола  со стороны государственных органов,  а также следствием нарушения  законности и следствием ликвидации правовых начал в общественной жизни.

5. Всеобъемлющая милитаризация общественной  жизни и наличие военно-бюрократического  аппарата, подчиняющего все другие  сферы общественной жизни. 

6. Отсутствие легальной оппозиции  существующей власти.

7. Ликвидация парламентаризма или  превращение представительных учреждений  в придаток власти одного человека  или узкой социальной группы.

8. Фактическая ликвидация политических  партий и общественных организаций,  кроме правящей политической  партии.

9. Концентрация власти в руках главы государства или правительства.

10. Отказ от принципов конституционности  и законности.

11. Широкое применение политических  репрессий. 

Авторитарные  режимы могут устанавливаться как  при монархической, так и при  республиканской формах правления. Авторитарные режимы также имеют свои разновидности.

Так, например, крайняя форма - фашистский режим, который представляет собой  открытую диктатуру, осуществляемую определенными  экономически господствующими кругами  общества. При определенных обстоятельствах могут установиться и неофашистские режимы.

Другой  разновидностью тоталитарного режима является диктаторский режим, опорой которого является армия. Примеры таких режимов: в недавнем прошлом - Чили, в настоящее  время - Ирак и отдельные страны в Африке и Латинской Америке.

В ряде стран существовали клерикальные политические режимы, которые обеспечивают господство религиозных кругов в  стране, оказывающих решающее влияние  на политическую жизнь в государстве.

Для такого политического режима, как кауделизм, характерно установление личной власти диктатора, ликвидация элементарных прав и свобод, установление кровавого террора и репрессий, прямые расправы со своими политическими противниками.

Самодержавные политические режимы имеют место  в ряде монархических государств Арабского Востока (Саудовская Аравия, Оман).

Конечно, существует целый ряд промежуточных  форм авторитарных режимов, которые  отличаются различной степенью авторитарности, однако каждой из этих разновидностей может быть свойственен тоталитаризм. При таких режимах либо запрещена любая политическая деятельность, кроме политики диктатора и его окружения, либо разрешена всего одна политическая партия или политическое движение, которое исключает возникновение оппозиции.

Для тоталитарного режима характерен всеобъемлющий контроль за всеми проявлениями общественной жизни и жизни отдельной личности со стороны репрессивного государственного аппарата.

15. Понятие механизма государства. Реализация задач и функций государства невозможна без государственного механизма, который иногда называется также государственным аппаратом. Для этого в процессе в процессе деятельности государства создаются государственные органы, которые находятся в строгом подчинении и наделены полномочиями, соответствующими их назначению. Система государственных органов, их материальная база, с помощью которых реализуются задачи и функции государства, и составляют государственный механизм.

Государственный механизм, или аппарат, является выражением государственной власти, т. к. государственные органы - составные элементы этого механизма, они наделены властными полномочиями, реализация которых обеспечивается принудительной силой государства.

Государственные органы в демократическом государстве  принято объединять в определенные группы. Принадлежность государственного органа к той или иной группе государственных органов определяется в зависимости от характера их полномочий. Поэтому государственные органы принято классифицировать на:

представительные  органы государственной власти;

исполнительные  органы государственной власти;

судебные  органы;

органы  прокуратуры;

дипломатические органы;

армию;

полицию;

разведку.

Олицетворением  государственной власти являются высшие органы государства. К ним следует  отнести главу государства (монарха или президента), высшие представительные учреждения. Исполнительные органы являются производными органами и формируются непосредственно парламентом и главой государства. Все остальные государственные органы, как то судебные, органы прокурорского надзора, дипломатические органы и другие, формируются также при непосредственном участие главы государства и парламента.

Парламентские учреждения, по своему правовому статусу, занимают главенствующие положение  в государственном механизме, т. к. только парламент принимает государственные решения, облекаемые в форму закона, и исполнительные органы обязаны руководствоваться положениями этих законов. Однако в жизни главенствующее положение все больше переходит к органам исполнительной власти. Это наблюдается в большинстве современных государств.

Органы  исполнительной власти занимают ведущее  место в государственном механизме. Особенно это проявляется в государствах с парламентарной формой правления  и в президентских республиках. В современных демократических  государствах само название “исполнительная власть” вовсе не означает, что высший исполнительный орган государственной власти исполняет решения, принятые высшим представительным органом. В современных государствах правительство не только определяет политику государства, но и в значительной степени направляет деятельность парламента.

Особое  место в государственном механизме  современных демократических государств занимают судебные органы. В конституциях этих государств закреплено, что судьи  независимы и подчиняются только закону. Они играют важную роль в защите прав человека и часто не только применяют право, но и сами создают правовые нормы в виде судебного прецедента. Органы правосудия защищают как прав человека от посягательств со стороны кого бы то ни было, так и конституционный строй государства.

Система органов прокуратуру призвана осуществлять надзор за точным и единообразным  исполнением законов органами государства, предприятиями и учреждениями, общественными  организациями и должностными лицами, а также гражданами.

Большое значение для безопасности государства  имеют такие органы, как органы управления вооруженными силами - министерство обороны, министерство внутренних дел, органы государственной безопасности, органы разведки.

Информация о работе Шпора