Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Билеты.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Особенность морали состоит в том, что она основана на  ценностях - предпочтениях людей,  исходящих из их целей и идеалов. В центре нравственных ценностей  стоит представление о благе (предельная форма добра, состояние полного  согласия человека с действительностью и самим собой). Отсюда исходят: доброта, великодушие, сострадание, забота о ближнем, щедрость, честность, спокойствие, надежда и т.п. Все эти ценности можно назвать  добродетелями. Им противостоят пороки —  ненависть, зависть, гордыня, неумеренность, эгоизм, жадность и т.п.

Нравственное  самосовершенствование состоит  в изменении пропорций злого  и доброго в самом себе в  сторону первого, но для этого  необходимо сделать личный моральный выбор.

Моральный выбор  начинается тогда, когда человек сталкивается с необходимостью действовать «правильно», т.е. в соответствии с нравственными ценностями и нормами. Он связан с тем, какой системы ценностей придерживается тот или иной человек. Свобода создает предпосылки для определения человеком целей и средств, направлений и характера своих поступков.

 

Билет № 16

Вопрос  №  1. Политические партии и движения. Многопартийность.

 Политическая партия — это специализированная, организационно упорядоченная группа, объединяющая активных приверженцев тех или иных целей, идей, лидеров, служащая для борьбы за политическую власть.

 Признаками партии являются:

1) наличие программы,  в которой сформулированы цели  и стратегия партии;

2) наличие устава, содержащего важнейшие нормы  внутрипартийной жизни;

3) фиксированное членство;

4) разветвленная  сеть первичных местных организаций.

Партия  — один из важнейших институтов гражданского общества, осуществляющий связь между ним и государством.

Функции партии:

- выявление и  выражение интересов различных  групп общества

- посредничество  между государством и обществом

- борьба, осуществление  или соучастие во власти

- интеграция  и консолидация интересов различных  групп общества

- стабилизация политической системы (или ее перестройка)

- выражение определенной  идеологии

- теоретическая разработка программы развития общества

- формирование  политической элиты, выявление  политических лидеров

- социализация  личности

Существует  несколько классификаций  политических партий в соответствии с  различными критериями:

1) в зависимости  от способа организации внутренней жизнедеятельности партии подразделяются на кадровые и массовые. Первые представляют собой немногочисленные, аморфные и состоящие из авторитетных политических деятелей организации, в которых отсутствуют институт фиксированного членства, членские взносы, отработанный механизм приема. Организационная структура таких партий крайне проста, их центр — в парламентских фракциях.

 Массовые  же партии имеют сложную организационную  структуру, многочисленны, основным  источником их финансирования являются членские взносы. Управление такими партиями ведется из центральных органов, не совпадающих с парламентскими фракциями;

2) в зависимости  от степени участия в осуществлении  политической власти партии делятся  на правящие и оппозиционные.  Последние могут быть легальными (деятельность которых разрешена государством и которые официально зарегистрированы) и нелегальными (запрещенные государством и действующие подпольно);

3) по характеру  членства политические партии  могут быть открытыми  (со свободным членством представителей различных социальных слоев) и закрытыми (с большим количеством формальных требований к кандидатам в члены партии и сложным механизмом приема);

4) по характеру  целей и отношению к существующему  общественно-политическому строю  партии делятся на радикальные  (выступают за коренное и насильственное преобразование существующего общественного строя), реформистские (выступают за постепенные изменения в существующих порядках), консервативные (выступают за сохранение основ прежней системы или за такие преобразования, которые приспосабливают ее к изменяющимся реалиям без особых потрясений) и реакционные (выступают за восстановление старых, отживших общественных структур);

6) по месту  в политическом спектре общества  партии можно условно подразделить на левые (коммунистические, социалистические, социал-демократические и другие партии, которые выступают за интересы трудящихся, социализацию производства, создание основ социалистического общества), правые (партии, отстаивающие неприкосновенность частной собственности, основы буржуазного порядка, сильную государственную власть) и центристские (пытаются примирить крайние интересы в политике).

Одним из признаков  демократического режима является многопартийность, под которой понимается существование  и легальная деятельность в государстве двух и более партий.

Вопрос  №  2. Духовная жизнь человека.

К духовной жизни  человека относят: знания, чувства, потребности, переживания, способности, веру, убеждения, стремления и цели.

            Духовная сфера жизни общества охватывает различные формы и уровни общественного сознания: нравственное, научное, эстетическое, политическое, правовое и религиозное сознание.

Духовная сфера  жизни общества охватывает различные  формы и уровни общественного  сознания: нравствен­ное, научное, эстетическое, религиозное, политическое, правовое сознание. Соответственно ее элементами явля­ются мораль, наука, искусство, религия.

Мораль - это совокупность правил поведения, производных от представлений людей о добре и зле, спра­ведливости и несправедливости, хорошем и плохом, которые являются следствием внутреннего убеждения че­ловека либо силой воздействия на него общественного мнения.

Наука - это теоретически систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его су­щественные стороны в абстрактно-логической форме понятий, теорий, законов) н основанные на результатах научных исследований.

Искусство - это специфическая форма общественного сознания, представляющая собой отражение окружающей действительности в художественных образах.

Религия - это совокупность определенных мифов, догматов, культовых и обрядовых действий, а также религиозных институтов (церковь).

            В отличие от материальных,  духовные потребности не заданы  биологически, не даны человеку  от рождения. Они формируются и развиваются в процессе социализации личности.

Ради  удовлетворения духовных потребностей люди организуют духовное производство. К результатам  духовного производства относятся:

- идеи, теории, образы, ценности

- общественные  связи индивидов

- уровень развития  самого человека

Ученые  выделяют три вида духовного производства:

- наука и образование

- искусство и  культура

- религия

Духовный  мир личности (микрокосм  человека) — целостное  и в то же время  противоречивое явление. Это сложная система, элементы которой:

1)  духовные  потребности в познавании окружающего  мира, в самовыражении средствами  культуры, искусства, других форм  деятельности, в пользовании достижениями  культуры и др.;

2) знания о  природе, обществе, человеке, самом  себе;

3) вера в истинность тех убеждений, которые разделяет человек;

4)  убеждения, определяющие человеческую деятельность во всех ее проявлениях и сферах;

5)  ценности, лежащие в основе отношения человека к миру и самому себе, придающие смысл его деятельности, отражающие его идеалы;

6)  способности к тем или иным формам социальной деятельности;

7) чувства и эмоции, в которых выражается его отношение с природой и обществом;

8) цели, которые он сознательно ставит перед собой.

Важным элементом  духовного мира человека является его мировоззрение, совокупность его взглядов на мир в целом и связанное с ними отношение к миру.

 Выделяют несколько типов мировоззрения:

1)  обыденное  (или житейское). Оно формируется  под влиянием жизненных обстоятельств,  опирается на личный опыт;

2)  религиозное. В его основе лежат религиозные взгляды, представления и убеждения человека;

3)  научное.  Оно формируется на основе  достижений современной науки,  отражает научную картину мира, результаты современного научного  познания;

4)  гуманистическое.  О нем говорят скорее как о цели, чем как о реальности. Гуманистическое мировоззрение объединяет лучшие стороны научного мировоззрения с представлениями о социальной справедливости, экологической безопасности, нравственном идеале.

Духовный мир  личности выражает неразрывную связь индивида и общества. Человек вступает в общество, обладающее определенным духовным фондом, освоить который ему предстоит в жизни. 

Билет № 17

Вопрос  №  1. Собственность, ее формы. Правовое регулирование имущественных отношений.

 Собственность - это система экономических и правовых отношений между людьми по поводу владения, распоряжения и использования жизненных благ.

Формы собственности  установлены Конституцией РФ п.2 ст. 8: «В Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности».

                                                       

- Собственник  имеет власть над принадлежащей  ему вещью — он ею владеет,  пользуется и распоряжается;

- Собственник  имеет право на устранение вмешательства других людей в сферу его хозяйственного господства.

Собственность рассматривается с 2-х точек зрения:

- как юридическая  категория;

- как экономическая  категория.

Частная собственность - это форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом, которое он может использовать не только для удовлетворения личных потребностей, но и для ведения коммерческой деятельности (извлечения дохода или прибыли).

 Согласно  ст. 212-215 ГК РФ:

- частная собственность подразделяется на собственность граждан (физических лиц) и юридических лиц

   (предприятий,  учреждений и т.п.)

- гос. собственность  - на федеральную, субъектов федерации  и муниципальную собственность.

 Государство  проводит то национализацию собственности (от лат. natio - народ), т.е. передачу ее из частных рук в руки государства, то приватизацию (от лат. privatus - частный) - передачу своей собственности отдельным гражданам или создаваемым ими юридическим лицам.

 Быть собственником значит:

- владеть - фактическое  обладание вещью.

- пользоваться - использование полезных свойств  вещи.

- распоряжаться  вещью (имуществом) - определение  судьбы вещи.

Собственность — это еще и отношения между людьми по поводу этой вещи:

а) все другие люди (общество, государство) должны относиться к моей вещи как к чужой;

б) уважать мою  волю собственника.

Поэтому право  собственности рассматривается  как составная часть системы  прав человека, как то, что государство  должно гарантировать человеку и  защищать.

Конституция РФ ст. 35:

1. Право частной собственности охраняется законом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"