Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2011 в 20:33, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Теория государства и права"

Работа содержит 1 файл

Билеты.doc

— 303.00 Кб (Скачать)

Вопрос  № 1. Способности человека.

 Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л. Рубинштейн).

Признаки способностей:

    1. Уровень  продуктивной деятельности;

    2. Скорость  научения;

    3. Индивидуальный  характер выполнения действий (оригинальность);

    4. Раннее  проявление высоких результатов  (не всегда);

    5. Помехоустойчивость, склонность к деятельности.

    Способности развиваются в процессе взаимодействия человека с вещами и предметами, продуктами исторического развития. Развитие способности происходит по спирали: реализация возможности, которая предоставляет способность одного уровня, открывает новые возможности для дальнейшего развития, способностей более высокого уровня

 Способности  человека - внутренние условия его  развития, которые формируются в  процессе взаимодействия человека  с внешним миром. 

    Виды способностей:

- общие - связаны  с условиями ведущих форм человеческой деятельности;

- специальные  - связаны с условиями отдельной  деятельности.

    Условия развития способностей:

    1. Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.);

    2. В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности.

    Одаренность  человека определяется диапазоном  возможностей, которые открывает  реализация наличных возможностей. Определяется качеством (к чему) и масштабом. Существует общая  одаренность - способность к обучению - и специальная - высокий уровень специальных способностей (особенно высокие - талант и гениальность).

   Талант - это способность к достижению  высшего порядка. 

    Гениальность - способность создавать что-то  принципиально новое:

    - незаурядность  в различных областях + доминирующая  сторона; 

    - осознание  способности; 

    - включенность  способности в характер.

    Показатели  одаренности: 

    - темп  и легкость усвоения материала; 

    - широта  переноса;

    - время  проявления;

    - соотношение  результатов с условиями. 

   Факторы,  влияющие на развитие способностей:

- исходная предпосылка  - врожденные задатки; 

    - время  выявления; 

    - развитие  способностей к деятельности, к  которой есть интерес; 

    - всестороннее развитие интересов и способностей;

    - соперничество  и сотрудничество.

Вопрос  № 2. Право, его роль в жизни человека и общества.

Право - есть система общеобязательных правил поведения, которые устанавливаются и охраняются государством, выражают общие и индивидуальные интересы населения страны и выступают государственным регулятором общественных отношений. Общество и государство могут нормально существовать только при условии упорядоченности общественных отношений.

Система права - это объективное, обусловленное системой общественных отношений внутреннее строение национального права, заключающееся в разделении единых по своей социальной сущности и назначению в общественной жизни, внутренне согласованных норм на определенные части, называемые отраслями и институтами права.

Отрасль права - это наиболее крупное и относительно самостоятельное подразделение системы права, включающее в себя правовые нормы, регулирующие определенную, качественно обособленную сферу общественных отношений и обычно требующие специфических средств правового воздействия. Например, те нормы, которые регулируют трудовые отношения и определяют права и обязанности рабочих и служащих, составляют трудовое право.

Система современного российского  права складывается из следующих отраслей:

  • конституционное (государственное),
  • административное,
  • финансовое,
  • гражданское,
  • семейное,
  • трудовое,
  • право социального обеспечения,
  • экологическое,
  • уголовное,
  • уголовно-процессуальное,
  • гражданское процессуальное,
  • уголовно-исполнительное.
 

Билет № 4

  Вопрос №1. Человек и культура.

Чрезвычайно важную роль в жизнедеятельности людей, в существовании и развитии общества играет культура. Каждый человек рождается, воспитывается, формируется, живет  и развивается в сфере определенной материальной и духовной культуры.

Культура - это совокупность всех достижений общества в материальной и духовной жизни. К культуре относятся материальные объекты, созданные людьми, и духовные ценности, научные знания и житейский опыт, нормы поведения и технологические процессы.

В переводе с латинского термин "культура" означает "возделывание", "обработка".

Как международный  термин и общее понятие "культура" используется в большинстве европейских  языков с XVIII века.

Формы культуры:

а) элитарная, или  высокая - создается привилегированной частью общества либо по ее заказу; включает изящное искусство, серьезную музыку; доступна узкой группе разбирающихся в искусстве людей;

б) народная, или  национальная - создается не отдельными людьми, а всем народом; включает мифы, легенды, сказания, эпос, сказки, песни и танцы. Ее элементы могут быть индивидуальными (изложение легенды), коллективными (исполнение песни) и массовыми (карнавальные шествия);

в) массовая - культура, продукты которой ориентированы  на коммерческий успех и

массовый спрос; удовлетворяет любые требования масс населения.

Мир культуры чрезвычайно  многообразен:

  • - художественная культура,
  • - политическая культура,
  • - управленческая культура,
  • - культура поведения (этикет),
  • - педагогическая культура и т.п.

  Вопрос №2. Юридическая ответственность, ее виды.

Юридическая ответственность - это способ, при помощи которого интересы личности, общества и государства  получают реальную защиту.Такая ответственность представляет собой своеобразное отношение государства и правонарушителя, где государство в лице своих правоохранительных органов имеет право наказать правонарушителя, восстановить нарушенный правопорядок, а правонарушитель призван быть осужденным, т.е. лишиться определенных благ, претерпеть те или иные установленные законом неблагоприятные последствия.

Эти последствия могут  быть различны:

  • личные (лишение свободы);
  • имущественные (штраф, конфискация имущества);
  • престижные (выговор, лишение наград);
  • организационные (закрытие предприятия, освобождение от должности);
  • их сочетание (признание договора незаконным, лишение водительских прав).

Виды  юридической ответственности:

• Дисциплинарная ответственность заключается в наложении на виновного дисциплинарного взыскания за нарушение трудовой дисциплины властью руководителя (работодателя), с которым правонарушитель состоит в трудовых правоотношениях. Основными мерами взыскания являются замечание, выговор, увольнение.

• Административная ответственность выражается в применении компетентными государственными органами и судом мер административного взыскания к лицам, совершившим посягательства на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления, если эти нарушения не влекут уголовной ответственности. Административные взыскания - штраф, конфискация, исправительные работы, арест и др.

• Материальная ответственность заключается в возмещении имущественного вреда, причиненного в результате неправомерных действий при исполнении трудовых обязанностей. Материальную ответственность несут работники за ущерб, причиненный предприятию, организации, учреждению, а также предприятия, учреждения, организации за ущерб, причиненный работникам увечьем или иным повреждением здоровья.

• Гражданско-правовая ответственность вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций. Вред возмещается путем признания права, возмещения убытков, взыскания неустойки, компенсации морального вреда, прекращения или изменения правоотношения.

• Уголовную ответственность несут физические лица за деяния, характеризующиеся наиболее высокой степень общественной опасности и запрещенные Уголовным кодексом. Наказания отличают применение наиболее жестких мер к правонарушителям - штраф, лишение свободы на определенный срок, пожизненное лишение свободы, смертная казнь и др.

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. 

Билет № 5

Вопрос №1. Взаимосвязь природы и общества.

Природа - (в широком смысле) - весь материально-энергетический и информационный мир Вселенной. (Универсум Вселенной).

               - (в узком смысле) - совокупность  естественных условий существования  человеческого общества, на которую  прямо или косвенно воздействует  человечество.

            Природные ресурсы - это природные объекты и явления, которые человек использует в процессе труда.

Взаимодействие  общества и природы  рассматривается  в двух направлениях:

- во-первых, воздействие  природы на общество,

- во-вторых, воздействие  общества на природу.

            Основные формы взаимодействия общества и природы:

- природопользование - использование полезных свойств природных ресурсов в целях удовлетворения  экономических и духовных потребностей человека;

- охрана окружающей  природной среды (ОПС) - сохранение  от загрязнения, порчи, повреждения,  истощения, разрушения объектов ОПС;

- обеспечение  экобезопасности - защищенность  жизненно-важных интересов объектов  безопасности   (личности, предприятия,  территории, региона и т.п.) от  угроз, возникающих вследствие  антропогенной   деятельности  человека и стихийных бедствий  экологического характера.

  Вопрос №2. Конституция РФ. Основы конституционного строя РФ.

 Конституция  (от лат. constitutio - устанавливаю) - это  основной закон государства, определяющий, как устроено общество и государство,  как образуются органы власти, каковы права и обязанности граждан, герб, гимн и флаг государства, его столица и др.

Первой конституцией в подлинном ее понимании была Конституция США 1787 г. В XIX веке конституции  были приняты в большинстве европейских  стран.

В истории Российской Федерации насчитывалось пять Конституций, принятых в 1918, 1925, 1937, 1978 и 1993 годах. Сроки их действия говорят об относительной стабильности Конституций. Принятие каждой из них знаменовало существенные изменения в жизни общества, подводило итог предшествовавшему развитию, определяло качественно новый этап в развитии государства, утверждение прежних концепций или развитие новых.

Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 г. и вступила в силу 25 декабря 1993 года после официального опубликования в Российской газете. Она кардинально отличается от ранее действовавших советских Конституций. Закрепляемый ей общественный и государственный строй получил последовательное правовое оформление. Конституция содержит четко проработанные нормы о разделении властей, определив компетенцию каждой из ветвей власти. Она внесла существенные изменения в систему органов государственной власти, учредив вместо Съезда народных депутатов и Верховного Совета двухпалатное Федеральное Собрание. Она закрепила права человека и гражданина в соответствии с международными принципами и нормами и систему их гарантий. Разграничила предметы ведения между РФ и субъектами федерации. Она обеспечила высокий уровень собственной стабильности, установив сложный порядок внесения поправок.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"