Поправки
к Конституции США содержат положения
об основных правах и свободах человека
и гражданина, а также разграничения
компетенций федеральной власти
и правительств штатов.
Истоки Билля
о правах прослеживаются еще со времен
Великой Хартии вольностей, принятой
в Великобритании в 1215 году, и английского
Билля о правах 1689 года.
Американский
Билль в определенной степени
реализует идею равенства всех граждан
Америки. Однако непосредственным источником
Билля считается Декларация о
правах Вирджинии 1776 года, созданная
Джорджем Мейсоном.
Билль о правах
имеет силу основного закона и
считается составной частью Конституции
США. Его положения имеют высшую
юридическую силу и прямое действие.
В случае противоречия актов Конгресса
положениям Билля, Верховный суд США признает
последние недействительными.
54) Конституция Японии 1889 года
Во исполнение
обещания император "дарует" в 1889
г. своим подданным Конституцию,
отменить или изменить которую мог
только он сам.
Решающую
роль в подготовке "Конституции
великой Японской империи" сыграл
глава Конституционного комитета, будущий
премьер-министр Японии Хиробуми Ито,
который исходил из того, что так как в
Японии не существует "объединяющей
религии", подобно западному христианству,
то центром конституционного правления
должна стать императорская династия,
олицетворявшая государство и нацию.Новая
Конституция (а также ее официальный комментарий),
представляла собой умелое переложение
принципов, заимствованных из западных
конституций (и прежде всего прусской
Конституции 1850 г.), на основополагающих
началах тэнноистской идеологии. В этом
заключалась суть политического компромисса
между теориями синтоистских традиционалистов
и сторонников западного конституционализма,
призванного прекратить общественное
брожение, вызванное движением "за свободу
и народные права".Согласно ст. 1, в Японской
империи царствует и ею правит император,
принадлежащий к "единственной и непрерывной
во веки веков" династии. Особа императора,
в соответствии с "божественным"
законом, объявлялась "священной и неприкосновенной".
Император как глава государства имел
право объявлять войну и мир, заключать
договоры, созывать и распускать парламент,
руководить вооруженными силами, жаловать
дворянство и пр. Законодательная власть,
согласно Конституции, также вверялась
"императору и парламенту" (ст. 5).
Император утверждал за-коны и предписывал
их исполнение. На основании ст. 8 конституции
императорские указы, изданные в случае
"настоятельной необходимости поддержания
общественного порядка", во время перерывов
в работе парламента имели силу закона.
Эти указы и появлялись, как правило, во
время парламентских каникул, которые
длились 9 месяцев в году. Императору также
принадлежало право введения в стране
осадного положения.
Министры, как
и все высшие должностные лица,
не только назначались императором,
но и были ответственны перед ним.
Их деятельность рассматривалась как
служение императору - сакральному
центру конституционного порядка. Сам
же император был ответственен только
перед Богом, чему противоречило, на
первый взгляд, требование Конституции
осуществлять им свою власть "в соответствии
с Конституцией" (гл. 4). Видимость
этого противоречия устранялась
главным конституционным постулатом,
что сама конституция - "божественный
дар" императорского самоограничения,
предоставления императором некоторых
прав парламенту, правительству, подданным.
Конституция и построена по этой
концептуальной схеме самоограничения,
путем перечня прав парламента, правительства,
а также прав и свобод подданных.В
комментариях к конституции Ито, провозглашая
императора священным центром нового
конституционного порядка, подчеркивал,
что конституция - его "благожелательный
и милосердный дар". Касаясь вопроса
ответственности министров перед императором,
а не перед парламентом, он рассматривал
деятельность самого парламента как служение
императору путем "внесения своей доли
в гармоничное осуществление уникального
государства - семьи", во главе которой
и стоит император.Парламент, наделенный
по конституции законодательными правами,
состоял из двух палат: палаты пэров и
палаты представителей. Каждая палата
имела право выступать с представлениями
правительству, "касающимися законов
и другого рода предметов", но ст. 71 Конституции
запрещала парламенту какие-либо обсуждения
относительно изменений в статусе императорского
дома. Для решения вопросов в палатах требовалось
абсолютное большинство голосов.По избирательному
закону 1890 г. нижняя палата избиралась
на основе высокого (в 25 лет) возрастного
ценза, а также имущественного ценза (15
иен прямого налога) и ценза оседлости
(1,5 года). Женщины и военнослужащие не
получили избирательных прав. Избирательным
правом, таким образом, пользовалась незначительная
часть населения Японии, около 1%. Членами
верхней палаты были принцы крови, представители
титулованной аристократии, крупные налогоплательщики
и лица, имеющие "особые заслуги"
перед императором. Срок полномочий нижней
палаты определялся в 4 года, верхней -
в 7 лет. Министры были призваны лишь "подавать
совет императору". Института "во-тум
недоверия" Конституция не знала.Парламентский
контроль выражался только в праве запроса
правительству не менее чем 30 депутатами,
при этом министры могли уклоняться от
ответа на запрос, который мог быть отнесен
к разряду "секретных". Отсутствовал
фактически у японского парламента и такой
мощный рычаг давления на правительство,
как контроль над финансами, так как конституция
не предусматривала ежегодного парламентского
вотирования бюджета. В случае отклонения
бюджета парламентом правительство могло
применить бюджет предыдущего года. Кроме
того, ст. 68 Конституции предусматривала
постоянный расходный фонд, утверждаемый
на несколько лет, а также денежные суммы
"для осуществления правомочий самого
императора" и для расходов, "связанных
с обязательствами правительства".
Расходы правительства без согласия парламента
могли быть узаконены и самим императором.В
Конституции нашла отражение относительно
самостоятельная роль военщины, правящей
монархической бюрократии, - двуединой
силы, ставшей со времен буржуазных реформ
активным проводником интересов господствующих
классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей
монополистической буржуазии. Это выражалось,
в частности, в особом, привилегированном
положении таких звеньев государственного
аппарата, как Тайный совет, Генро (совет
старейшин), Министерство двора, в ведении
которого находились огромные земельные
владения императора, а также руководящей
верхушкой армии. Тайный совет, состоящий
из президента, вице-президента и 25 советников,
назначался императором из высших военно-бюрократических
кругов. Он был независим как от парламента,
так и от кабинета министров. Ему предписывалось
по ст. 56 Конституции обсуждать государственные
дела по запросам императора. Фактически
каждое сколько-нибудь важное решение
в государстве должно было согласовываться
с членами Тайного совета, от него же исходило
одобрение императорских указов и назначений.
Внеконституционный орган Генро, оказывавший
решающее влияние на политику страны в
течение полувека, состоял из пожизненно
занимающих свои места представителей
знати бывших Юго-Западных княжеств.В
1889 году император установил, что все наиболее
значимые вопросы, относящиеся к армии
и флоту, начальники соответствующих штабов
докладывают ему, минуя правительство,
даже военного и морского министров. Военщина
могла тем самым влиять на решение императора
о замещении двух главнейших постов в
правительстве - военного и морского министров,
предрешая тем самым вопрос не только
о составе правительства, но и его политике.
Это положение в 1895 г. было законодательно
закреплено. Посты военного и морского
министров могли замещать лишь военные
находящиеся на действительной военной
службе.Специальный раздел Конституции
был посвящен правам и обязанностям японских
подданных (платить налоги и нести военную
службу), которые отождествлялись с их
долгом перед "божественным" императором.
Среди прав и свобод японских подданных
названы свобода выбора местожительства,
перемещения, свобода от произвольных
арестов, слова, печати, вероисповедания,
собраний, петиций, союзов. Но все эти свободы
допускались в "установленных законом
пределах".Сугубо формальный характер
этих прав и свобод особенно ярко проявился
в отношении свободы вероисповедания,
затрагивающей самую чувствительную сторону
японского мировоззрения. Требование
отделения религии от государства, признания
свободы вероисповедания все настойчивее
стали звучать еще в период, предшествующий
принятию конституции, по мере того, как
идеи свободы и равенства овладевали умами
наиболее образованных слоев общества.
Под влиянием этих требований в 1877 г. было
ликвидировано Министерство религиозного
образования.Пересматривая в очередной
раз свою религиозную политику, правительство
в 1882 г. предприняло хитроумный ход. Формально
провозгласив "свободу религии",
оно объявило синтоизм не религией, а государственным
ритуалом. В связи с этим всем синтоистским
священникам императорских и государственных
святилищ было запрещено совершать религиозные
обряды и проповеди. Они должны были отправлять
лишь государственные ритуалы, верховным
блюстителем которых в качестве главного
священнослужителя становился сам император,
что лишь усиливало его религи-озный авторитет.
Синтоизм, таким образом, превращался
в некую "сверхрелигию", непосредственно
включенную в государственную систему.Сознательному
восприятию индивидуальных прав и свобод
препятствовало и целенаправленное внедрение
властями в общественное сознание принципа
"священной японской национальной общности"
("кокутай"), идеи, четко выраженной
Ито, что "отношения между властями
и подданными были изначально определены
при основании японского государства".Формальное
закрепление буржуазно-демократических
прав и свобод не могло изменить сугубо
консервативного характера Конституции
1889 г., но Конституция стала определенным
шагом вперед по пути крайне ограниченной
демократизации японского общества. Вместе
с утверждением представительного органа,
провозглашением буржуазно-демократических
прав и свобод она способствовала становлению
фактически новой переходной формы японского
государства от абсолютной к дуалистической
монархии, в рамках которой в последующие
десятилетия не только консервировались
феодальные пережитки, но и происходило
стремительное развитие японского капитализма.