Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 21:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на 54 вопроса по дисциплине "Теория государства и права".
1) брахманы;
2) кшатрии;
3) вайшьи;
4) шудры.
Представители первых трех сословий считались дваждырожденными. Совокупность религиозных и юридических предписаний для членов каждой варны, их права и обязанности назывались драхмой.
К высшему сословию относились брахманы, якобы рожденные из уст бога. Только они могли проповедовать религию. Брахманы освобождались от всех налогов и повинностей, телесных наказаний. Все должны были считаться с мнением брахмана, даже цари. Царь должен был не только слушать советы брахмана, но и доставлять ему удовольствие и подарки. Брахманам поручалось ведение судебных и иных государственных дел. Брахман не мог находиться в услужении. Законы подробно расписывали распределение занятий и обязанностей брахманов.
Второй варной из дваждырожденных считались кшатрии. Из них чаще всего выходили военачальники и раджи. Кшатрии, по законам Ману, якобы созданы из рук бога. Их обязанность охранять других, в первую очередь брахманов. Они составляли военную знать. Только им разрешалось носить оружие, участвовать в походах. За убийство кшатрия штраф был в четыре раза меньше, чем за убийство брахмана. 9-летний брахман считался отцом 90-летнего кшатрия. Первые две варны являлись господствующими, привилегированными сословиями, хотя браки между брахманами и кшатриями запрещались. Закон призывал к согласию и сотрудничеству обоих сословий.
Вайшьи – третья варна дваждырожденного. Они появились якобы из бедер бога. Эта категория жителей, наиболее многочисленная, занималась торговлей, земледелием, ремеслом. За убийство вайшьи штраф составлял лишь восьмую часть штрафа за убийство брахмана.
К варне однорожденных относились шудры – наемные работники, слуги. Шудру можно продавать и покупать. Даже отпущенный своим господином, он не освобождается от обязанности услужения. Он тот, «чье имущество может быть отобрано хозяином». В глазах закона шудра нечестив, общения с ним надо избегать, его свидетельство всегда вызывает подозрение, его наказывают строже.
Со временем внутри шудр и вайшью возникли касты лиц однородных профессий: кузнецы, гончары, парикмахеры, уборщики нечистот и др. Имелись чистые и нечистые касты. На самой нижней ступени общественной лестницы стояли рабы, их чаще использовали как слуг. Они стояли вне кастового строя. Характерно, что для освобождения, от рабства в Древней Индии имелось гораздо больше возможностей, чем в Древнем Вавилоне. Рабство в Индии носило домашний, патриархальный характер.
Происхождение варн не вполне ясно. Весьма вероятно, что завоевание и пребывание среди враждебного народа способствовали ранней специализации двух основных политических «профессий» – жреческой и военной. Военачальники и администраторы осуществляли завоевание и порабощение чужого народа, жрецы наблюдали за чистотой «расы», препятствуя смешениям ариев с коренным населением. Вайшьи вобрали в себя весь основной народ завоевателей, шудры же образовались из каких-то частей местного населения. В первоначальных варнах все было проще, чем впоследствии; браки между брахманом и шудрянкой не воспрещались, хотя и не поощрялись; брахманы могли выполнять работу, которая затем была признана позорящей. В первых веках нашей эры в Индии стали складываться феодальные отношения, и в связи с этим происходит процесс «преобразования» варн в касты.
Возникновение государства в Древнем Китае связывают с тем, что в XVIII в. до н. э. союз племен, известный под названием Инь, завершил покорение другого племенного союза. Глава победителей сделался «царем».
Археологические данные свидетельствуют, что в Иньском государстве широкое распространение получают все виды земледельческой техники той эпохи:
1) соха и плуг (с металлическим сошником);
2) борона;
3) мотыга и т. д.
Земледелие стало основной отраслью деятельности. Существуют ремесла, торговля и денежное обращение.
Большой вклад в развитие
китайской государственности
1) была узаконена свободная продажа и покупка земли;
2) мужчинам, живущим в одном доме и ведущим общее хозяйство было предписано разделиться;
3) в ходе названной реформы также
были ликвидированы старые округа и повсеместно
введено новое деление. Появились такие
единицы административно-
Каждые пять крестьянских семейств составляли первоначальную ячейку – т. н. пятидворку. Во главе ее стоял староста, ответственный перед государством за поведение каждого из своих людей. Далее, пять пятидворок составляли «деревню», пять «деревень» – клан и т. д. Данный принцип «пятерок» был перенесен и на армию, где солдаты были связаны круговой порукой. В данном случае как за провинность одного отвечали все пятеро. Характеризуя китайское уголовное право, необходимо отметить, что в нем окончательно утвердился принцип групповой ответственности, когда наказание было распространено на невиновного. В 209 г. до н. э. вспыхнуло огромное по своим масштабам восстание. Результатом этого внутригосударственного волнения явилось свержение существующей правящей династии Цинь. Также отмечено определенное ослабление положения крестьян. В данном случае были освобождены рабы, общинам было возвращено право выбирать себе старост. В области права отмечено смягчение уголовных санкций. Подводя итог названным преобразованиям в Китае, следует сказать, что реформы Шан Яна имели успех. Разложение общины было неизбежно и закономерно. Государство же в свою очередь только способствовало этому процессу.
Следует отметить, что Древний Китай являет собой типичный пример восточной деспотии.
Китай был разделен на области и уезды, во главе которых были поставлены два чиновника:
1) гражданский губернатор;
2) военный губернатор.
Рассматривая государственное устройство, следует учитывать, что вмешательство центрального правительства в дела управления стало всеохватывающим. Налогообложение и налоговая политика отличаются детальной продуманностью и четкой регламентацией.
В период правления Ханьской династии (II в. до п. э. – II в. н. э.), в государственную практику Китая вводится:
1) продажа должностей;
2) система замещения должностей после сдачи экзамена.
Названные меры облегчали
купцам, ростовщикам, разбогатевшим
ремесленникам возможность
В 18 г. до н. э. в результате народного восстания рабовладение в Китае:
1) была освобождена часть рабов,
2) издан закон о запрещении убивать рабов без суда.
После разложения первобытно общинных отношений в Древней Греции наступил полисный этап городов и государств. Ведущую роль в древней Греции сыграли 2 полиса : Афины и Спарта. Афинский полис возник в результате проведения царём Тесеем , «Синой Кизма»- это объединение 4 общин вокруг Афинского акрополя. Граждане свободные делились на филы, фратрии и роды. Управлялись Афины 9 архонтами и Ареопагом(совет старейшин).
Царь Тесей разделил свободное население на социальные группы по преданию.
1 категория- Эвпатриды- родовая аристократия- владельцы крупных земельных участков.
2 категория -Геоморы- земледельцы. Они постепенно попали в долговую зависимость к эвпатридам.
3 категория-Демиурги- ремесленники, торговцы.
4 категория- рабы.
Демос –народ.
Демос требует:
1) Вернуть всех тех,
которые были проданы за
2) Все долговые камни с полей выбросить в самую глубокую пропасть.
3) Демос требует от эвпатридов делить земли.
4) Демос требовал уравнения в политических правах. (Право избирать и быть избранными)
Народ избрал Солона — видного деятеля, родился в семье эвпатридов. Наделили правом законодательства. Солон впервые в истории использовал политику «золотой середины», то есть компромисса, чтобы путём мирным разрешить проблему.
• Предложил, чтобы земля стала объектом купли продажи.
• Разделил людей на 4 разряда. 1 разряд- граждане афинского государства, которые имели годовой доход 500 мер жидких и сухих продуктов. 2 разряд – 400 мер, 3 разряд- 300 мер. 4 разряд 200 мер. В зависимости от имущества.
Народное собрание созывалось 4 раза в месяц. Высшим органом законодательной власти становиться народное собрание. Совет 500 – совет высшей исполнительной власти и Гелея- судебная власть ( их было 9000 судей). Для того чтобы закон входил в силу должно было быть 5000 голосов «ЗА».
Во главе народа стал Крисфен.
Возникновение гос-ва в Спарте относят к VI-V вв до н.э. Этот процесс сопровождался сохранением значительных остатков родовой организации.
Главная особенность - вмешательство в становление классов общества внешнего насильственного фактора. Миграция племен на Балканском п-ве, началась в XII в. до н.э., сопровождалась военными столкновениями между ними. Объединение завоевателей пришлых дорийских племен с местными ахейскими в долине Лакеонии привело к образованию спартанской обшины и позволило ей в VIII-VII вв до н.э. расширить пределы своих владений, поработить население завоеванной соседи. Области - Мессении и поставить в зависимость население, жившее на периферии завоеванной территории.
Завоевание привело к возникновению совместной собственности завоевателей на землю(основное в тех условиях средство производства) и рабов. Вместе с ней возникает четкая классовая дифференциация - спартиаты превратились и господствующий" класс рабовладельцев, а покоренные жители - в рабов или неполноправных гр-н. Организация власти у спартиатов - типична для периода распада первобытно-общинного строя - 2 вождя, совет старейшин, народное собрание. Но она не давала достаточных средств для господства над покорённым населением. Объективно возникла необходимость в организации политической власти, не совпадающей со всем населением. В то же время необходимость господства над порабощёнными массами, обеспечения их эксплуатации требовала единения спартиатов, сохранения некоторых элементов родоплеменной общности. Этому благоприятствовали аграрный характер хоз-ва, известная изоляция страны (что препятствовала развитию внешней торговли и товарно-денежных отн-й). Совокупность этих обстоятельств обусловила сохранение значительных элементов военной демократии и в условиях окончательно оформившегося классового общ-ва. Coц-е и политическое устройство Спарты этого периода было закреплено ретрой (договором), приписываемой легендарному законодателю Ликургу (видимо, он не существовал на самом деле). Считается, что ретра откосятся к VIII-VII вн до н.э., а окончание «ликургов строй» сложился к концу Vll-нач. VI в до н.э. Ретра пыталась решить 2 основные задачи: обеспеспечить единство спартиатов путем сдерживания имущественной дифференциации между ними и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.
Государственное устройство древних Афин
Эклессия - народное собрание. Каждый гражданин Афин имел право участвовать в эклессии с 20 лет. Чтобы им стать необходимо было выиграть doci masia в своем деме. С 18 лет гражданин Афин включался в список дема, который был основой списка созываемых на эклессию. Народное собрание созывалось 10 раз в год (позже - 40 раз в год). В Афинах существовало два вида календарей.
принятия решений необходимо было 6000 человек.
Компетенция эклессии:
1.выборы и увольнение всех чиновников (кроме чиновников филов и демов)
2.заслушивала отсчет чиновников
3.рассматривала внешнеполитические дела
4.подтверждала государственный бюджет (налогов в Афинах не существовало. С граждан Афин взимался лишь налог с имущества, который начинал действовать при достижении определенной планки благосостояния. Вместо налогов существовали литургии.
5.судебная власть эклиссии распространялась лишь на дела государственной измене. Предварительная инновация.
6.эклиссия
законодательствовала лишь
Выдвигался законопроект в коллегии пританов. Закон рассматривался на эклессии. На народном собрании происходило предварительное голосование - эпихиротомия. Любой участник эклессии мог заявить исангелию (возражение). К примеру, он мог сказать, что закон противоречит принципу Афинского государства. Тогда дело предавалось в гелию, где закон либо отменялся, либо считался действительным. Если принимался, то происходила эпихиротонея. Если закон был одобрен, то тогда он отправлялся в коллегию номофетов.
После того, как закон был принят он направлялся в коллегию фесмофетов (официальные хранители законов). Там производилась окончательная проверка и его публикация.
Законодательный процесс в древних Афинах
Существовала следующая продцедура. Ежегодно в первом народном собрании можно было можно было делать предложения о изменении законов и издании новых.
Собрание открытым голосованием решало, нужно ли вносить изменения в существующее законодательство. Если решение было положительным, гражданину, сделавшему предложение поручалось представить проект в совет пятисот. Совет пятисот давал заключение по данному проекту, после чего законопроект поступал на рассмотрение третьего народного собрания данного года. В случае его одобрения проект поступал в гелиэю и здесь, в коллегии номофетов, подвергался очередному рассмотрению. Народное собрание назначало 5 особых защитников старых законов-синдиков. Дела разбирались в форме судебного процесса: предлагавшие новый закон выступали в роли обвинителей старых законов, а синдики в роли их защитников. В случае одобрения номофетами проекта он становился законом. Таким образом решающее слово в принятии законов принадлежало гелиэе. В случае противозаконности предложения, сделанного в народном собрании, мог быть возбужден процесс. В случае выявления противоречия между законопроектом и основами политического и общественного строя Афин, виновный подвергался денежному штрафу, а в особо серьезных случаях ему грозила смертная казнь.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"