Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка
Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.
1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и др. (см. схему на с. 186).
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно,
понятие формы государства
а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как делого с его составными частями;
в) методы и способы осуществления государственной власти.
Причины многообразия форм государства различны.
Форма государства зависит от типа государства. Например, феодальному государству наиболее присуща монархия, буржуазному — республика. Хотя, безусловно, есть и отклонения от этой закономерности.
Другой причиной является соотношение классовых, социальных сил.
Превалирование
Важную роль играют конкретно-исторические условия, в частности поражение в войнах. Поражение Японии во второй мировой войне и оккупация ее войсками США под давление последних привели к установлению ограниченной монархии и либерально-демократического режима. То же можно сказать и о Германии, в которой в результате победы антигитлеровской коалиции фашистский режим был заменен буржуазно-демократическим. Общая тенденция развития форм государства в современных условиях — это тенденция к ликвидации антидемократических форм.
Конкретные условия развития государственности в США (борьба колоний за освобождение, обретение независимости отдельными штатами, их объединение) в конечном счете привели к образованию федерации.
На федеративное устройство важное влияние оказывает национальный состав страны. Мононациональное общество тяготеет к унитарному государству. Страны многонациональные, с компактным проживанием на определенной территории разных национальностей — к федеративному устройству.
Несомненное влияние на формы государства оказывают традиции. Примером может послужить Англия с ее традициями ограниченной монархии и многими демократическими традициями. Т
радиции сыграли важную роль в сохранении монархии в Японии; нынешняя монархическая династия в Японии имеет более чем тысячелетнюю историю.
Сказывается на формах правления
и идеологический фактор. Например,
исламская религиозная
Например, в Иране при наличии парламента и президента высшим должностным лицом выступает аятолла.
ВОЩЕМ, ВСЕ ОЧЕНЬ ВАЖНО – У ВСЕХ ВСЕ ПО-РАЗНОМУ, Я ОЧЕНЬ ХОЧУ ССАТЬ, ПОЭТОМУ КОНЕЦ.
11. Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации.
Форма правления раскрывает три главные характеристики государства:
- организацию
высших органов государства,
- взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- компетенцию этих органов.
1. «Монархия» в переводе с греческого языка означает «единовластие», «единодержавие». Наиболее типичные черты монархической формы правления состоят в следующем: 1) наличие единоличного правителя; 2) династическое наследование власти; 3) пожизненность правления: законы монархий не предусматривают никаких оснований для отстранения монарха от власти; 4) концентрация в руках монарха всей полноты власти; 5) отсутствие какой-либо ответственности монарха за то, как он управляет страной. Он несет ответственность только перед Богом и Историей.
Перечисленные признаки характеризуют, как правило, неограниченную (абсолютную) монархию.
Помимо неограниченной существуют ограниченные монархии. Первоначальной формой ограниченной монархии была дуалистическая. Эта форма характеризуется тем, что наряду с юридической и фактической независимостью монарха существуют представительные органы с законодательными и контрольными функциями. Исполнительная власть принадлежит монарху, который осуществляет ее непосредственно или через правительство. Монарх хотя и не законодательствует, однако наделен правом абсолютного вето, т. е. вправе утверждать или не утверждать принятые представительными органами законы. Таким образом, дуализм состоит в том, что монарх не может принять политическое решение без согласия парламента, а парламент без согласия монарха.
Парламентарная, или конституционная, для которой характерны следующие черты:
1) власть монарха ограничена во всех сферах государственной власти;
2) правление основано на принципах разделения властей и парламентаризма;
3) исполнительная
власть реализуется
4) правительство формируется из представителей партии, победившей на выборах в парламент, главой правительства становится лидер этой партии;
5) законы принимаются
парламентом, их подписывает
В некоторых странах за монархом могут сохраняться определенные полномочия, например право назначения главы правительства, министров, но только по предложению парламента.
2. Для республиканской формы правления характерны следующие черты:
1) верховная
власть осуществляется
2) источником власти является народ, который реализует эту власть посредством проводимых через определенные промежутки времени выборов высших и местных представительных органов власти, а также органов МСУ;
3) срочность
полномочий высших
4) использование институтов демократии в разнообразных формах;
5) юридическая
и политическая
Президентская республика имеет особенности:
1) соединение в руках президента полномочий главы государства и главы правительства;
2) выборы президента на основе всеобщих выборов, тем самым он получает свой мандат непосредственно от народа;
3) президент обладает
значительными полномочиями, он
самостоятельно формирует
Главная особенность парламентарной республики состоит в том, что правительство формируется парламентом из числа депутатов партии, имеющей большинство в парламенте. Правительство несет ответственность перед парламентом, а не перед президентом. К другим особенностям этой разновидности республики относятся:
1) верховная власть принадлежит парламенту;
2) президент избирается не всенародно, а парламентом или специальной коллегией, образуемой парламентом;
3) правительство
формируется только
4) объявление
парламентом вотума недоверия
правительству означает, что правительство
не пользуется поддержкой
Парламентарная республика характеризуется
сильной законодательной
Президентская и парламентарная республики имеют как свои достоинства, так и недостатки.
К числу достоинств президентской республики обычно относят ее стабильность и большую эффективность, так как президент, обладая широкими полномочиями, во многом определяет политику государства, а управленческое воздействие более целенаправленно, поскольку исходит из центра.
Основной же недостаток президентской республики – чрезмерная концентрация власти в руках одного лица – президента. Отсюда возможность злоупотребления ею, что нередко приводит к культу личности и трансформации президентской республики в суперпрезидентскую, когда представительные органы практически утрачивают свое значение.
Парламентарная республика считается более демократической, так как правительство формируется коллегиальным органом – парламентом, а не одним лицом, как в президентской республике. Поэтому здесь отсутствуют объективные предпосылки для сосредоточения власти в одних руках. Основной недостаток парламентарной республики состоит в том, что при многопартийной системе возможны частые правительственные кризисы. Примером может служить Италия, где вплоть до 90-х годов правительство менялось почти ежегодно.
Во многих государствах используется форма правления в виде смешанной республики с элементами президентской и парламентарной республик.
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства).
Под формой государственного
устройства понимаются территориальное
его устройство (административно-
1. Унитарное государство
(фр. unitaire - единое, составляющее одно целое)
– единое, слитое государство, состоящее
в своей основе из административно-
Для унитарных государств характерно наличие следующих основных признаков:
- единая конституция;
- единая система высших органов гос. власти (глава государства, парламент, правительство, судебная система);
- единое гражданство;
- единая система права;
- территория унитарного
В зависимости от вида контроля различают централизованные (Норвегия, Румыния, Швеция, Дания и др.) и децентрализованные (Великобритания, Франция, Испания и др.) унитарные государства. В первом случае за органами самоуправления регионов осуществляется прямой контроль назначенным из центра чиновником. Во втором случае за местными органами осуществляется косвенный контроль и тем самым с учетом национальных особенностей региона допускается определенная автономия.
Унитарные государства могут иметь внутри себя автономию. Автономия (гр. autonomia - сам + закон) - право какой-либо части государства самостоятельно решать свои внутренние вопросы. Автономии порождены неодинаковым уровнем развития и численности народов, проживающих совместно в составе одного государства.
2. Федеративное государство
(лат. foederatio - союз, объединение) - сложное
образование, имеющее в своем составе
административно-
Вместе с тем национальный состав
населения оказывает
Существуют и другие типы федерации: централизованные и нецентрализованные. Объем прав по вертикали распределяется в федеративном государстве на основе одного из двух принципов – субсидиарности (например, США, Швейцария, Канада) или централизации (например, Индия) либо на основе их сочетания.
Важнейшим критерием, отражающим особенности федерализма с точки зрения характера и степени взаимозависимости и взаимосвязанности, является характер разделения и реализации государственной власти. Дуалистический федерализм - это такая федеративная политическая система, при которой источник ее суверенитета двойной, разделяемый федерированными и местными властями.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"