Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Ноября 2012 в 12:24, шпаргалка
Проблемные вопросы предмета, структуры и функций теории государства и права.
ТГП- юридическая наука - система всесторонних знаний о государстве и праве, организованных с помощью системы понятий и категорий, научных теорий, отражающих закономерности их возникновения, функционирования и развития.
ТГП- фундаментальная юридическая наука, представляющая собой систему знаний об общих закономерностях, устойчивом, повторяющемся в их возникновении, функционировании и развитии.
Структура теории государства и права как науки. Строение любой науки есть композиция полученных знаний, зависящих от предмета и метода (методов) исследования.
1 Проблемные вопросы предмета, структуры п функций теории государства и права.
2 Проблемы методологии государства и права.
3. Теория государства и права п системе общественных и иных наук.
4 Теория государства и права в системе юридических паук. Практическое значение теории государства и праса
5. Методологические проблемы происхождения государства и права
6 Множественное!}, концепций происхождения государства и права, их теоретическое и практическое значение.
7. Методологические подходы к определению понятия сущности государства.
8 Проблемные вопросы государственного суверенитета.
9 Государственная власть понятие, признаки и формы е£ проявления
10 Теория форм государства.
11 Формы правления государства, виды, особенности и критерии классификации
12. Формы организации государственного единства (национально-государственного устройства), виды, особенности и критерии классификации
13. Государственно-правовые режимы, их виды и критерии классификации. Современные тенденции развития государственно-правовых режимов
14 Современные подходы к теории функций государства Глобализация и функции государства.
15 Механизм государства
16 Методологические подходы к теории правового государства
17. Государство и личность Правовой статус личности, понятие, виды и содержание
18. Политическая система общества. Понятие, структура и проблемы еО развития
19 Государство в политической системе общества
20 Государство и гражданское общество. Закономерности взаимодействия государства и гражданского общества.
21 Основные концепции современного правопонимания.
22 Юридический позитивизм.
23. Социологический позитивизм.
24 Теория естественного права
25 Интегративная юриспруденция
26.Право в системе социального регулирования
27 Функции права.
28 Проблемы теории норм права Норма права и нормативное предписание,
29. Методологические подходы к пониманию принципов права.
30. Проблемные вопросы теории форм и источников права.
31. Методологические подходы к определению понятия нормативного правового акта
32. Система нормативных правовых актов о Российской Федерации
33 Понятие закона и виды законов.
34. Подзаконные нормативные правовые акты, их классификация
35. Теоретические вопросы системы права. Система права и система законодательства.
36. Материальное и процессуальное право Теория процессуального права.
37 Проблемные вопросы деления права па частное и публичное.
38 Проблемы соотношения внутри государственного и международного права
39 Понятие правовой системы и его содержание. Основные правовые системы современности
40. Понятие, виды и уровни правотворчества Стадии правотворческого процесса.
41 Законотворчество и его стадии
42. Понятие, шиш п шаченне систематизации нормативные правовых актов
43. Проблемные вопросы действия нормативные правовых актов.
44. Формы реализации права,
45 Понятие, виды и цели правоприменения.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации
47 Правоприменительные акты: понятие, вилы и структура.
48 Пробелы в законодательстве и способы их преодоления и устранения
49 Проблемные вопросы толкования норм права
50. Юридическая природа интерпретационных актов
51. Понятие, виды и структура правоотношений.
52. Субъекты правоотношений
53. Объекты правоотношений
54 Содержание правоотношении
55 Юридические факты понятие и виды
56. Правовое и правомерное поведение. Виды правомерного поведения.
57 Теоретические вопросы юридической ответственности
58 Правовое сознание и правовая культура.
59 Теоретические вопросы законности и правопорядка.
60 Суд в системе разделения властей
5) осуществляется в различных формах, что обусловлено:
- разнообразием общественных отношений;
- спецификой содержания различных норм права;
- различием средств воздействия на поведение людей;
- положением субъектов в системе правового регулирования;
- многообразием механизмов реализации права и рядом других факторов.
В зависимости от характера юридических норм, их содержания, действий субъектов права, степени их активности выделяют четыре формы реализации права.
1. Соблюдение права означает воздержание субъекта от совершения действий, запрещенных юридическими нормами, которые требуют отказа субъектов права от проявления нежелательных с точки зрения права действий; здесь же нежелательна и активность субъектов права. Такое поведение получило название пассивного. В этой форме (в большинстве случаев) реализуются закрепительные и охранительные нормы. Заметим, что не все нормы права, содержащие такой классический метод правового регулирование, как запрет, формулируются прямо. Нередко он логически следует из смысла правовой нормы.
2. Исполнение юридических норм предполагает активные действия по реализации субъектами прав и возложенных на них обязанностей, как средств правового регулирования. Примером активных позитивных обязанностей могут быть, например, уплата налога, неустойки, поставка товара контрагенту в срок, выполнение работы по договору услуг (написание картины, музыки).
3. Использование права выражается в осуществлении возможностей, дозволенных полномочий, предусматривающих правомерные действия и поступки. Использование или неиспользование той или иной нормы (группы норм) зависит от воли управомоченного субъекта. Законодательство, как правило, не предусматривает наступление юридической ответственности за неиспользование своих полномочий субъектами права.
В указанных трех формах реализуется большинство юридических норм. Они непосредственно претворяются в жизнь действиями или бездействием (запреты) самих субъектов общественных отношений.
В юридической литературе нет единого мнения по вопросу о том, реализуются ли нормы права в правоотношениях или вне таковых.
Сторонники реализации норм права вне правоотношений обосновывают свою позицию тем, что этим путем реализуются нормы посредством воздержания от действий, запрещенных правом, т. е. речь идет о реализации запретов путем пассивного поведения. Аналогично реализуются нормы, устанавливающие право на честь, достоинство. Здесь не возникает конкретных правоотношений. В приведенных случаях реализация норм права происходит в рамках общих (общерегулятивных) правоотношений, которые определяются связью индивидов с государством. Следовательно, юридические предписания реализуются только в правоотношениях, модель которых закрепляется в этих предписаниях.
4. Применение права всегда считалось особой и наиболее сложной формой реализации права. Представляет собой властную деятельность государственных и иных уполномоченных на то органов, состоящую в рассмотрении конкретного юридического дела и вынесении по нему индивидуального решения. Другими словами, это конкретизация общих правовых предписаний (их "привязка") относительно конкретной жизненной ситуации и принятие соответствующего решения.
От иных форм реализации права (соблюдение, исполнение, использование) правоприменение отличается следующими признаками:
а) составляет прерогативу специально уполномоченных органов, прежде всего государственных и муниципальных, обладающих властными полномочиями;
б) имеет индивидуальный характер (рассматривается конкретное юридическое дело, по которому выносится решение приговор суда; решение суда по гражданскому делу); результатом правоприменительного решения является конкретизация (индивидуализация) субъективных прав и субъективных юридических обязанностей;
в) обязательность правоприменительного решения означает совершение необходимых действий и поступков, вытекающих из акта - действия соответствующего органа, должностного лица; обязательный характер проявляется не только в обязательности требований к непосредственным адресатам, но и обязательности всех, кто причастен к делу, его решению (например, Указ Президента РФ о награждении предполагает соответствующие действия должностных лиц его администрации, в необходимых случаях соответствующих структур администрации субъектов РФ);
г) правоприменительная деятельность строго регламентируется процессуальным законодательством, процедурными нормами, которые определяют последовательность и порядок тех или иных действий, операций.
45. Понятие, виды и цели правоприменения.
Правоприменение - осуществляемая в установленных законом формах специально-юридическая деятельность компетентных государственных органов, должностных лиц, органов местного самоуправления по созданию новых юридических фактов, предоставлению субъективных прав и возложению юридических обязанностей на конкретных субъектов, развитию определенных отношений путем реализации властных полномочий.
Иногда в литературе правоприменение определяется как особая форма правореализации, которая представляет собой властную деятельность уполномоченных законом субъектов по осуществлению управленческого воздействия на общественные отношения путем издания индивидуально-правовых предписаний и актов.
Данная форма реализации права
предусматривает участие
Правоприменение как
особая форма реализации права характеризуется следующи
1) это властная деятельность, государство управомочивает специальные органы на осуществление данного вида деятельности;
2) она связана
с разрешением конкретных
3) всегда осуществляется в рамках конкретных правоотношений, но правовое положение сторон в этих правоотношениях различно. Активная роль принадлежит субъекту, обладающему властными полномочиями, которые он использует в интересах другой стороны;
4) осуществляется в определенной процессуальной форме, установленной законодательством;
5) сопровождается вынесением индивидуального акта, который принимается правоприменителем и обязателен к исполнению. Посредством индивидуального акта правоприменитель осуществляет казуальное правовое регулирование общественных отношений. При этом требования абстрактной правовой нормы преобразуются в конкретные правоположения, относящиеся именно к данной ситуации. Таким образом, продолжается процесс правового регулирования, начатый правотворческим органом (должностным лицом). Он дополняется индивидуальным регулированием общественных отношений путем уточнения прав и обязанностей субъектов права, их правового положения и т. д.;
6) правоприменение всегда носит подзаконный (поднормативный) характер, так как осуществляется на основе действующего законодательства и в его пределах.
Реализация права в форме правоприменения возможна в случае возникновения определенных обстоятельств, установленных законом. К числу такого рода обстоятельств и условий относятся:
- совершение правонарушения, влекущего применение к правонарушителю определенной меры наказания или воздействия, что может сделать только субъект, имеющий на то соответствующие полномочия;
- правоприменительный акт, без которого не может возникнуть соответствующее правоотношение;
- обязательный контроль со стороны государства за определенными правоотношениями ввиду важности возникающих последствий, например нотариальное удостоверение, государственная регистрация сделок с недвижимым имуществом;
- регулирование взаимоотношений в государственных органах, например назначение на определенную должность, снятие с должности;
- ненадлежащее исполнение полномочий или обязанностей или наличие препятствий для их реализации;
- возникновение спора о праве, когда стороны не могут прийти к соглашению; и др.
Правоприменительную деятельность можно классифицировать по различным основаниям:
— по органам, осуществляющим правоприменение;
— по отраслям материального права, вызывающим соответствующий вид правоприменения, и т.д.
Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет классификация правоприменения в зависимости от выполняемых им функций, решаемых задач.
1. Оперативно-исполнительная правоприменительная деятельность (правонаделительная) заключается в реализации норм права путем создания, изменения или прекращения конкретных правоотношений на основе этих норм. Устанавливаются конкретные участники, они наделяются субъективными правами, на них возлагаются
юридические обязанности.
2. Правоохранительная деятельность направлена на охрану норм права от каких бы то ни было нарушений, решение дел о правонарушениях, применение правовых санкций или отказ от их применения, а также принятие специальных мер по предупреждению правонарушений в будущем. Данная деятельность осуществляется судом и иными компетентными органами.
В связи с широким и
— контрольно-надзорную деятельность;
— деятельность по обеспечению исполнения норм права (правообеспечение);
- деятельность по разбирательству правовых споров и дел о правонарушениях;
- деятельность по исполнению (реализации) государственного принуждения.
В зависимости от органов, осуществляющих правоприменение, формы правоприменения, его целей выделяют следующие типы правоприменения: 1) судебный; 2) управленческий (правоприменитель находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, заинтересован в связи со служебным положением в вынесении решения, решение выступает как средство управления); 3) административный (правоприменитель не находится в служебном или организационном отношении с адресатами решения, имеет место в случае правонарушений, конфликтов, жалоб и заявлений, цель — осуществление юрисдикционных функций государства в отношении граждан и организаций).
Цели: 1. точное, справедливое, обоснованное и законное применение правовых предписаний, обеспечение действия права, устранении имеющегося препятствия в реализации правовых норм определенными субъектами;
2. удовлетворение интересов сторон в конкретном юридическом деле. Не всегда интересы участников правоприменительного процесса совпадают. Поэтому независимый и незаинтересованный в исходе дела правоприменяющий орган стремится к устранению социального конфликта.
46 Стадии правоприменительного процесса. Проблемы юридической квалификации.
Применение права - сложный процесс, включающий несколько стадий. Он протекает во времени, осуществляется разными уполномоченными законодательством субъектами и в соответствии с определенной процедурой.
Под правоприменительной стадией следует понимать систему однопорядковых действий, т.е. действий, схожих, взаимосвязанных между собой.
Любое управленческое решение имеет два основания - фактическое и нормативное, а решение выносится на основе установленных обстоятельств и норм права. Аналогичен и процесс правоприменения - также устанавливаются фактические обстоятельства дела, выбирается соответствующая(ие) юридическая(ие) норма(ы) и на основе этого выносится решение. Таким образом, правоприменительный процесс предполагает следующие стадии.
1. Установление фактической основы дела - это есть не что иное как сбор информации о данных фактах, доказывание их наличия или отсутствия. Фактические обстоятельства, как правило, относятся к прошлому и поэтому правоприменитель не может наблюдать их непосредственно. Реальные обстоятельства могут быть разные. Вся эта информация в большинстве случаев содержится в документах, приобщенных к юридическому делу, и воссоздает юридически значимою фактическую ситуацию.
Сбор доказательств может представлять сложную юридическую деятельность (предварительное следствие по уголовному делу) либо сводится к представлению лицом, например налоговым органом, в арбитражный суд документов по взысканию недостающей налоговой суммы с предприятия. Факты, положенные в основу решения, должны отвечать требованиям:
а) относимости - правоприменитель обязан принимать и анализировать лишь те факты, те доказательства, которые имеют отношение к делу;
б) полноты - наличие всех сведений, позволяющих установить истину по делу. Отсутствие информации о каком-либо из фактов нередко ведет к неправильному, ошибочному решению по юридическому делу. В теории права такие обстоятельства получили название правоприменительной ошибки;
в) доказанности - имеющаяся в распоряжении доказательная база должна быть достоверной, реально существовать (документ об оплате налога) либо действительно иметь место в реальности (кража, убийство).
Доказывание - деятельность, которая сводиться к: а) отысканию доказательств; б) их оформлению; в) анализу в совокупности и оценке их доказательственной силы.
Результат доказательственной деятельности - совокупность различного рода документов (иногда это могут быть и вещи, например орудие преступления). Эти материалы в юридическом деле систематизируются в определенной последовательности. С этого момента их можно называть доказательствами. Российская доктрина права основывается на теории свободы доказательств и их свободной оценки. Это означает, что количество доказательств, их качество (способность иметь отношение к решению по делу) не регламентируются, также как и их оценки. Однако неверно полагать, что принцип свободной оценки доказательств в российской теории неограничен и никаких формальных требований к ним не предъявляет. Таким требованием является допустимость доказательств, то есть не любые данные могут выступать в роли доказательств, а только добытые законным путем. Во-первых, в отечественном законодательстве четко определен круг источников доказательств; во-вторых, законодательств. устанавливает способы и методы получения и изъятия доказательственных фактов и только в этом случае они могут обладать юридической силой в правоприменительном решении.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"