Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:17, шпаргалка
1. Понятие и признаки государства.
2. Формы государства.
3. Понятие и признаки права.
4. Система права (отрасли права).
5. Понятие и виды источников права.
6. Конституция – основной закон РФ.
7. Понятие и признаки правоотношений.
8. Содержание и виды правоотношений.
9. Субъект правоотношений.
10. Понятие и состав правонарушения.
11. Виды правонарушений.
Законодательством уста
навливается минимальный возраст кандидата при выборах в законодательные (представительные) органы го
сударственной власти и в органы местного самоуправления – 21 год и 30 лет - при
выборах главы исполнительной власти (Пре
зидента) субъекта РФ.
Проведение выборов состоит из нескольких стадий, от момента назначения даты выборов до объявления о результатах голосования. Избирательный процесс – это урегулированная Конституцией и законами деятельность органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов. В соответствии с Федеральным законам «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» можно выделить стадии:
1. Назначение выборов. Эта стадия заключается в установлении дня голосования, который может быть только календарным выходным днём.
2. Составление списков избирателей. Это избирательные документы, определяющие граждан, обладающих активным избирательным правом и проживающих на территории конкретного избирательного участка. Гражданин РФ может быть включён в список избирателей только на одном избирательном участке.
3. Образование избирательных округов. Территория, которая образована согласно избирательному законодательству и от которой непосредственно гражданами избираются депутаты и выборные должностные лица. Округа формируются на основе данных, предоставляемых органами исполнительной власти, при соблюдении определённых требований (примерное равенство по числу избирателей, целостность территории и т.д.).
4. Образование избирательных участков. Они создаются главой муниципального образования по согласованию с избирательными комиссиями, объединяют граждан общим местом голосования. Избирательный участок создаётся из расчёта не более 3000 избирателей и не позднее 30 дней до выборов.
5. Образование избирательных комиссий, на которые возлагается организационное руководство подготовкой и проведением выборов (Центральная избирательная комиссия, избирательные комиссии субъектов Федерации, территориальные, окружные, участковые). Важнейший принцип деятельности комиссий всех уровней в том, что при подготовке и проведении выборов они независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.
6. Выдвижение кандидатов, определяется круг лиц, из числа которых будут избираться депутаты, губернаторы, президент. Кандидаты регистрируются соответствующей избирательной комиссией по письменному заявлению. Одновременно в соответствующую комиссию предоставляется не менее установленного количества подписей избирателей в поддержку кандидата.
7. Предвыборная агитация, граждане РФ, избирательные объединения имеют право агитировать «за» или «против» любого кандидата. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до выборов. Избирательная комиссия контролирует соблюдение установленного порядка проведения агитации.
8. Голосование, это народное волеизъявление. Каждый избиратель голосует лично, голосование за других лиц не допускается. Участковая комиссия должна обеспечить всем избирателям право участвовать в голосования, в том числе лицам, которые по состоянию здоровья либо другим уважительным причинам не могут прийти на избирательный участок.
9. Подсчёт голосов и установление результатов выборов. Поданные голоса сначала подсчитываются на избирательных участках, затем пересылаются в вышестоящие избирательные комиссии.
Вся документация избирательных комиссий всех уровней подлежит хранению в течении сроков, установленных законодательством, не менее года.
Правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом. Создание чрезвычайных судов не допускается.
Конституционный Суд Российской Федерации.
1. Состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела о соответствии Конституции Российской Федерации:
федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации;
конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместному ведению органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры о компетенции:
между федеральными органами государственной власти;
между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
между высшими государственными органами субъектов Российской Федерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, органов законодательной власти субъектов Российской Федерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу Совета Федерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента Российской Федерации в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.
Верховный Суд Российской Федерации.
Является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации.
Является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Исполнять обязанности судьи могут граждане, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее 5 лет.
Одной из разновидностей государственной власти является судебная власть, призванная осуществлять правосудие. Правосудие представляет собой вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов.
Правосудие в Российской Федерации строится на принципах, отражающих сущность и задачи демократического правового государства и закрепленных в конституции Российской Федерации (гл.7) и в Федеральном конституционном законе от 31 декабря 1996г. «О судебной системе Российской Федерации».
Основные конституционные принципы правосудия:
Осуществление правосудия только судом (ст.118 Конституции). Это – гарантия законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Он находит свое отражение в установлении Конституцией рамок судебной власти и судебной системы Российской Федерации.
Носителями судебной власти в Российской Федерации являются прежде всего судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе. Еще раз отмечу, что согласно стю128 Конституции, судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом в порядке, установленном федеральным законом.
В Конституции Российской Федерации (ст.120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Независимость судей – важнейшее условие самостоятельности и авторитетности судебной власти, позволяет объективно и беспристрастно осуществлять правосудие. Принцип подчинения судей только Конституции и федеральному закону неразрывно связан с предусмотренным в ст.120 Конституции положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.
В соответствии с Конституцией (ст.121) судьи несменяемы. Их полномочия могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке и по основаниям, предусмотренным в федеральном законе.
В 122 ст. Конституции указывается, что судьи неприкосновенны. Это – одна из наиболее существенных гарантий их независимости.
Разбирательство дел во всех судах является открытым, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.
Конституция устанавливает, что судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон.
Граждане Российской Федерации имеют право участвовать в осуществлении правосудия в порядке, предусмотренным федеральным законом. В случаях, предусмотренным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.
В соответствии с Конституцией (ст.124) финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный надзор за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения, толкования правовых норм (Конституционным Судом – норм Конституции, руководящие разъяснения Верховного Суда) и т.д.
Конституционный Суд Российской Федерации – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Полномочия его определены Конституцией (ст.125) и федеральным конституционным законом от 21 июля 1994г. «О Конституционном суде Российской Федерации».
В своей деятельности Конституционный Суд Российской Федерации руководствуется следующими основными принципами: независимость, коллегиальность, гласность, состязательность и равноправие сторон.
В соответствии с законодательством Российской Федерации к правоохранительным органам относится целый ряд государственных органов. В первую очередь такими органами, согласно ст. 176 Конституции РФ и ст. 1 Закона о прокуратуре Российской Федерации от 15 февраля 1992 года, являются органы прокуратуры.
Прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, принимает меры, направленные на устранение их нарушений и привлечение виновных к ответственности, осуществляет уголовное расследование.
Систему органов прокуратуры РФ составляют:
Генеральная прокуратура РФ,
прокуратуры республик в составе РФ,
федеральных городов Москвы, Санкт-Петербурга,
краев,
областей,
автономной области,
автономных округов,
городов, районов, а также иные территориальные прокуратуры.
Особая роль в деле охраны правопорядка принадлежит органам внутренних дел. Министерство внутренних дел РФ и его органы имеют большую и сложную компетенцию, которая в значительной мере связана с правоохранительной деятельностью.
Важная функция МВД РФ и его органов состоит в последовательном укреплении законности и правопорядка, охране прав и законных интересов граждан, борьбе с преступностью.
Законом России «О милиции», Положением о Министерстве внутренних дел РФ установлено, что главными задачами органов внутренних дел являются:
обеспечение личной безопасности граждан;
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"