Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 23:17, шпаргалка
1. Понятие и признаки государства.
2. Формы государства.
3. Понятие и признаки права.
4. Система права (отрасли права).
5. Понятие и виды источников права.
6. Конституция – основной закон РФ.
7. Понятие и признаки правоотношений.
8. Содержание и виды правоотношений.
9. Субъект правоотношений.
10. Понятие и состав правонарушения.
11. Виды правонарушений.
Судебные органы представлены конституционными судами, судами общей и специальной юрисдикции, прокуратурой. Они осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, разрешают споры о праве, применяют санкции за правонарушения. Каждая из ветвей власти, осуществляя собственные полномочия, имеет возможность ограничивать действия органов других ветвей, в случае их выхода за пределы предоставленных полномочий. Это осуществляется путем закрепления за парламентом права требовать отставки правительства, права главы исполнительной власти распустить парламент, права судебных органов объявить недействительными акты, противоречащие конституции или законам и другими способами.
Правовой статус личности –представляет собой юридически закреплённое положение личности в обществе и государстве. Принято выделять 3-и вида правовых статусов:
Общий – фиксируется в конституции РФ и представляет собой совокупность прав, свобод и обязанностей закреплённых в качестве основных;
Специальный – отражает особенности правового положения определенной категории людей. Этот статус включает дополнительные права и обязанности, а так же некоторые льготы;
Индивидуальный – закрепляет правовое положение конкретного лица и характеризуется семейным положением, возрастом, профессией.
Гражданство — это устойчивая политико-правовая связь человека и государства. Основная масса людей приобретает гражданство с момента рождения и в течение всей жизни пребывает в этом состоянии, поэтому гражданство можно рассматривать как общую предпосылку обладания полным объемом прав и свобод. Ст.6 Конституции РФ провозглашает право на гражданство основополагающим принципом существования государства. Граждане РФ обладают на ее территории равными правами и обязанностями. Ни один гражданин РФ не может быть лишен гражданства ни за какие деяния. С другой стороны, гражданство — это право, а не обязанность. Любой человек может приобрести гражданство РФ на законных основаниях и может изменить его.
Самый распространенный способ приобретения гражданства — по рождению. В Российской Федерации основным является «принцип крови», то есть ребенок, родившийся у граждан РФ, признается гражданином РФ лишь в силу его рождения. Дополнительным является «принцип почвы», что предполагает приобретение гражданства в зависимости от места рождения в том случае, когда оно не определяется по «принципу крови».
Помимо этого, гражданство можно приобрести на общих основаниях, что предполагает приобретение его любым человеком, достигшим 18 лет, проживающим на территории РФ последние 3 года постоянно, либо 5 лет с перерывами, при подаче ходатайства на имя Президента РФ. Такой способ приобретения гражданства называется натурализацией.
На основании свободного волеизъявления любой гражданин может прекратить гражданство РФ. Возможна ситуация с приобретением двойного гражданства на основании международного соглашения между РФ и другим государством. В настоящее время- такое соглашение подписано только с Туркменистаном. Люди; обладающие двойным гражданством, называются бипатридами. Они пользуются равными правами и свободами в обоих государствах, а обязанности несут в том, на территории которого проживают.
Личные (право на жизнь, на защиту чести и достоинства, на свободу и личную неприкосновенность, на неприкосновенность личной жизни, на неприкосновенность жилища, на свободу передвижения и выбора места жительства, свобода мысли и слова, уголовно-правовые и прцессуальные гарантии);
Политические (право на участие в управлении делами гос-ва, на объединение, свобода союзов, партий и т.д., на собрания, митинги и т.п., право изберать и быть избранным, равное право доступа к любым должностям, право обращений в гос-ные органы, право на информацию);
Экономические (право на частную собственность и её наследование, свобода экономической деятельности);
Социальные (свобода труда, право на труд в нормальных условиях, на отдых, на социальное обеспечение, на жилище, на охрану здоровья и мед. помощь, на благоприятную окр. среду, на образование);
Культурные (свобода творчества и преподавания, право на учестие в культурной жизни, на пользование культурными учреждениями, доступ к культурным ценностям).
В конституции зафиксированы следующие основные обязанности:
Соблюдать Конституцию и законы РФ;
Платить налоги и сборы;
Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам;
Получения детьми основного общего образования;
Заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры;
Защищать Отечество.
Конституция Российской Федерации в статьях 1 и 5, главе III провозглашает и устанавливает федеративную форму государственного устройства.
В основу организации субъектов РФ положено два принципа: национально-территориальный и территориальный.
Национально-территориальный предполагает, что в основу выделения субъекта положена не только территория, но и компактно проживающая на ней народность либо этническая группа, название которых, как правило, вынесено в название самого субъекта. К таким субъектам относятся: республики в составе Российской Федерации, автономные округа и автономная область. Края, области, а также города Москва и Санкт-Петербург являются территориальными государственными образованиями.
Помимо норм Конституции государственное устройство России определяется нормами Федеративного Договора, подписанного 31 марта 1992 года в той степени, в коей они не противоречат Конституции РФ. Федеративный Договор впервые разграничил компетенцию федеральной власти в лице Российской Федерации и компетенцию субъектов РФ. Можно сказать, что именно с этого времени Россия стала собственно федеративным государством, поскольку вся ее территория стала состоять из территорий субъектов, а смысл и суть федерализма состоят в разделении полномочий между федеральной властью и субъектами федерации.
Субъект Российской Федерации в пределах своей компетенции может принимать свои собственные законы, самостоятельно определять систему и структуру своих органов государственной власти, иметь свой бюджет, свою систему административно-
Согласно Конституции Россия состоит из восьмидесяти девяти субъектов Российской Федерации, которыми являются: 21 республика, 6 краев, 49 областей, 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург), 10 автономных округов и 1 автономная область. В настоящее время на территории России проживает более 140 народов, составляющих многонациональный народ Российской Федерации.
Субъекты РФ являются государственными образованиями и в соответствии с Конституцией обладают равным правовым статусом. Республики в составе РФ имеют право принимать собственные конституции, не противоречащие Конституции РФ, остальные субъекты федерации могут принимать Уставы, которые, несмотря на то что имеют другое название, по своей юридической силе являются конституционными актами субъектов.
Система органов государственной власти в Российской федерации на федеральном уровне представлена: Президентом РФ, Федеральным Собранием (парламентом), Правительством РФ и системой судов РФ.
Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации является единственным законодательным органом, Президент как глава государства представляет интересы всех граждан в силу того, что он избирается, путем всенародного голосования. Правительство России формируется Президентом и Председателем Правительства. Главы исполнительной власти в субъектах федерации также в основном избираются населением. В Российской Федерации последовательно проводится принцип независимости судебной власти.
Государственная Дума — нижняя палата парламента — избирается демократическим путем на основе всеобщего, равного, прямого, тайного, добровольного голосования гражданами. РФ.
Совет Федерации — верхняя палата парламента — формируется из представителей законодательной и исполнительной властей от субъектов федерации.
Президент России является главой государства и высшим должностным лицом, он представляет Российскую Федерацию во внутренних и внешних сношениях. Президент страны не может совмещать какие-либо должности, а также осуществлять предпринимательскую деятельность, входить в состав органов предприятий, учреждений, общественных объединений. Порядок выборов президента определяется законом, никто не может быть избран на эту должность более двух раз.
Судебная власть принадлежит судам и осуществляется посредством конституционного, гражданского, уголовного, административного судопроизводства. Создание каких-либо чрезвычайных судов не допускается.
Высшим органом судебной власти по защите конституционного строя является Конституционный Суд РФ, который состоит из 19 судей.
Высшим органом судебной власти в сфере гражданского, уголовного и административного судопроизводства является Верховный Суд РФ, а осуществлением правосудия в сфере хозяйственных проблем, надзором за судебной деятельностью по таким делам занимается Высший Арбитражный Суд РФ.
Все судьи независимы и подчиняются Конституции и Закону, неприкосновенны, не могут быть избраны депутатами, занимать какие-либо иные должности, быть членом любого объединения, заниматься предпринимательской деятельностью
Конституция закрепляет принцип всеобщего, периодичного, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
"Воля народа должна быть основой власти правительства; эта воля должна находить себе выражение в периодических и нефальсифицированных выборах, которые должны проводиться при всеобщем и равном избирательном праве, путем тайного голосования или же посредством других равнозначных форм, обеспечивающих свободу голосования".
Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 25) провозглашает для каждого гражданина право "голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при тайном голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей".
Принципы избирательного права:
Равное избирательное право обеспечивается тем, что каждому избирателю принадлежит только один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях.
Тайное голосование призвано ограничить чьё либо влияние на свободное волеизъявление гражданина.
Прямое избирательное право, характерное для нашей демократии, означает то, что за кандидата или список кандидатов, избиратели по данному избирательному округу голосуют непосредственно сами без участия посредников.
Добровольность участия в них гражданина. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с
целью принудить его к участию или неучас
тию в выборах, а также на его свободное волеизъявление.
Гражданин России, проживающий за ее пределами,
обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и кон
сульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать со
действие гражданину России в реализации избиратель
ных прав, установленных законодательством.
В данной норме законодателями избирательное право РФ распространено на субъектов, имеющих двойное гражданство (российское, израильское, греческое и др.).
Законодательство определяет право избирать как активное, право быть избранным, как пассивное. Гражданин России, достигший 18 лет, вправе изб
ирать (ст.60 Конституции), а по достижении возраста, установленного Конституцией
Российской Федерации, федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных)
органов государственной власти субъектов РФ, -
быть избранным в органы государственной власти и
местного самоуправления. При этом кандидат должен обладать определенными профессиональными и моральными достоинствами, признанными избирателями.
Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избран
ным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхожде
ния, имущественного и должностного положения, места жительства,
отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным
объединениям или любого другого дискриминирующего признака.
Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а так же граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по вступившему в силу приговору суда.
В законодательстве определено, что ограничения активного избирательного права, связанные с проживанием гражданина на определенной территории РФ, могут быть установлены только исключительно законами РФ и не могут содержать требования о сроках проживания.
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"