Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2012 в 09:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

Проблемы_ТГП.doc

— 516.00 Кб (Скачать)

4) Применение.

Первые три формы нередко называют непосредственными формами реализации права. Для этих форм реализации права характерно то, что адресаты правовых норм (субъекты права) реализуют предписания правовых норм самостоятельно, своими действиями, т.е. непосредственно. Применение права в отличие от первых трех рассматривается как опосредованная форма реализации права.

Соблюдение права: в этой форме реализуется запрещающие нормы. Для реализации запрещающих норм необходимо и достаточно воздержаться от совершения действий запрещающихся правом, т.е. эта форма реализации связана с пассивным поведением. 

Исполнение: в этой форме реализуется обязывающие нормы. Для обязательных норм необходимо, что бы субъектами были выполнены предписания правовых норм, т.е. исполнения юр-их обязанностей. Эта форма реализации связана с активным поведением.

Использование: это форма реализации права связана с реализацией управомачивающих  норм, т.е. субъективных прав, которые в этих нормах закреплены. Требует активного поведения. Отличается от исполнения права тем, что при исполнении субъект обязан, что-либо делать, а при использовании нет.

Применение права рассматривается в научной литературе в качестве особой формы реализации права. Это связано с тем, что при применении права предписания правовых норм реализуются не самими адресатами правовых норм, а компетентными органами. В отношении этих адресатов, т.е. правоприменителей, органы реализуют правовые нормы не в отношении себя, а в отношении др.   

 

 

 

 

 

 

 

54. Применение права: понятие, стадии, виды.

Применение права – это осуществляемая в специальных юр-их формах государственно-властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм путем вынесения индивидуально конкретных предписаний.

Признаки:

1) Применение права – это определенная деятельность. В этой связи применение права нередко именуют правоприменительной деятельностью.

2) Это гос-ая деятельность (одна из форм гос-ой деятельности). Применение права осущ-ся либо органами гос-ва, либо иными органами, но от имени гос-ва. Кроме правоприменительной деятельности сущ-ют и такие формы гос-ой деятельности как правотворчество, контрольно-надзорная деятельность, правоприменительная деятельность, правоохранительная деятельность.

3) Применение права – это деятельность, носящая властный характер (властная деятельность). Властный характер применения права выр-ся в следующем:

а) применение права осущ-ся по одностороннему волеизъявлению компетентных органов, т.е. вопрос о том применить или  не применять решает сам правоприменительный орган.

б) Акты применения прав обязательны для исполнения теми лицами, которым они адресованы.

4) Применение права это деятельность осущ-ая компетентными органами, т.е. применением права могут заниматься только органы, которые уполномочены на это гос-ом. Основными субъектами применения права являются гос-ые органы и орг-ии, при этом деятельность некоторых органов гос-ва связана преимущественно с применением права (суд, прокуратура, органы милиции). Кроме гос органов и орг-ий применением права занимаются (с разрешением гос-ва) и не гос-ые орг-ии.

Не могут быть субъектами применения права физические лица – это дискуссионный вопрос, считается, что иногда физические лица могут применять права – но это не верно. Физические лица не обладают властными полномочиями.

5) Применение права – это деятельность, направленная на реализацию правовых норм, возникают тогда, когда адресаты правовых норм не могут самостоятельно, своими действиями реализовать предписания правовых норм (пенсия – самому себе назначить нельзя).

Обычно необходимость в применении права возникают в следующих случаях:

а) когда субъекты (адресаты правовых норм) не могут реализовать свои юр-ие права и обязанности собственными действиями.

б) когда необходимо устранить препятствие в реализации субъективных прав и обязанностей (в случае неуплаты долга должником).

в) когда совершено правонарушение и возникает необходимость привлечения к ответственности.

6) Применение права – это деятельность, связанная с внесением индивидуальных – конкретных правовых предписаний. Эти предписания адресуются конкретным лицам и выносятся в связи с конкретными случаями, они то и направлены на реализацию соответствующих правовых норм относительно конкретных лиц или конкретных случаев. Нередко такие предписания именуют – правоприменительными решениями.

7) Применение права – это деятельность, осущ-ая в специальных юр-их формах. Правоприменительная деятельность регламентируется процессуальными нормами, которые определяют порядок применения соответствующих правовых норм. Чаще всего правоприменительная деятельность носит процессуальный характер. Применение наиболее значимых правовых норм регламентируется обстоятельно, подробно определенными НПА (УПК, ГПК, АПК).

Применение права протекает в 2х основных формах:

1) Оперативно-исполнительная деятельность связана с применением регулятивных норм, которые содержат гипотезы и диспозиции. Наиболее широко эта форма применения права распространена в деятельности органов законодательной и исполнительной власти. Вместе с тем она встречается и в деятельности суд-ых органов (при рассмотрении дел особого производства).

2) Правоохранительная деятельность связана с применением охранительных норм (содержащие гипотезу и санкции). Эта форма применения права  наиболее широко распространена в деятельности правоохранительных органов в основном  судебных органов. Вместе с тем эта форма применения права встречается в деятельности органов исполнительной власти (применение административных санкций административными комиссиями).

 

Применение права всегда протекает как определенный процесс, который в своем развитии проходит несколько стадий.

В научной лит-ре принято выделять процедурные и функциональные стадии применения права.

Процедурная стадия характеризуется как процесс применения права с внешней стороны. Как процесс производства юр-го дела.

Есть 4 основных процедурных стадии:

1)  Стадия возбуждения юр-го дела,

1)                 Стадия сбора материала;

2)                 Стадия оценки материала,

3)                 Стадия вынесения решения по юр-му делу. Отдельные виды производства юр-го дела могут иметь и большее число стадий (в уг. или гр. процессе стадии обжалования приговора, рассмотрение в кассационном порядке надзорной инстанцией и т.д.).

Функциональные стадии характеризуют процесс применения права с внутренней стороны, они рассматривают логику или механизм применения права.

Можно выделить 3 основных функциональных стадии применения права:

1) Стадию установления фактических обстоятельств дела (фактические обстоятельства устанавливаются либо непосредственно правоприменителем, либо им же, но с помощью юр-их доказательств).

2) Стадию юр-ой оценки фактических обстоятельств дела (иногда её называют стадией выбора и анализа правовых норм). На этой стадии имеют место:

а) Отыскание необходимых правовых норм.

б) Проверка подлинности текста этих правовых норм (низшая критика).

в) Проверка юридической правильности правовых норм.

г) Уяснение смысла правовых норм (т.е. толкование).

д) Юр-ая квалификация, т.е. мысленно подведение фактов, обстоятельств дела под установленную правовую норму. 

3) Стадия принятия решения по юр-му делу, на ней происходит формулирование индивидуально конкретных правовых предписаний. 

 

55. Пробелы в праве и способы их восполнения.

Реальные пробелы свидетельствуют об ущербности законодательства и об определенных недостатках правовой системы. 

Пробелы возникают по трем главным причинам:

а) поскольку законодатель не смог охватить регулированием все жизненные ситуации;

б) вследствие недостатков юридической техники;

в) из-за объективной невозможности законодателя поспеть за развитием общественных процессов.

Единственный способ устранить пробелы в праве заключается в принятии правотворческим органом недостающей нормы права или группы норм. Но процесс правотворчества занимает продолжительное время. Поэтому для восполнения пробелов используется институт аналогии, т.е. сходства жизненных ситуаций и норм права.

Существуют два способа оперативного преодоления пробелов в праве: аналогия закона и аналогия права.

1) Аналогия закона применяется при отсутствии нормы, регулирующей конкретные общественные отношения, но при наличии в законодательстве сходной нормы, регулирующей близкие общественные отношения.

2) Аналогия права возможна тогда, когда отсутствует сходная норма права и дело решается на основе общих принципов права.

К такого рода принципам относятся принципы справедливости, разумности, гуманизма, равенства субъектов перед законом и др.

Аналогия закона и аналогия права - исключительные средства.

Аналогия права используется только в том случае, если не удастся обнаружить сходную норму права. В решении по делу мотивируются причины применения аналогии, что позволит проверить правильность решения дела. Таким образом, применение аналогии не является произвольным решением дела. Аналогия не устраняет пробела в праве, а лишь его восполняет.

Восполнять пробелы в праве полномочны судебные органы всех видов, но главную роль играют акты высших судебных инстанций, обращенные и ко всем судебным инстанциям, и к неопределенному кругу лиц, т.е. ко всем потенциальным участникам судебного процесса.

Институт аналогии имеет ограниченное действие. Он не применяется в уголовном праве, поскольку здесь действует принцип «нет преступления без указания о том в законе». Но аналогия может применяться в гражданском, земельном, трудовом, семейном и других отраслях права.

 

56. Юридические коллизии и способы их разрешения.

В современных условиях с развитием общества и правотворческой деятельности государства значительно увеличивается объём нормативных актов. Между ними почти неизбежны противоречия – юридические коллизии, которые возникают в случаях, когда один и тот же вопрос урегулирован по-разному нормативными актами одинаковой юридической силы. И во многих случаях выбор одного из вариантов затруднителен  и произволен.

Коллизионные нормы устанавливают порядок выбора той или иной правовой нормы из нескольких правовых норм.

              Коллизионная норма - норма, которая указывает, право, какого государства должно быть применено к гражданскому, семейному, трудовому отношению международного характера, т.е. отношению, участником которого является иностранный гражданин или иностранное юридическое лицо (напр., гражданка РФ вступает в брак с иностранцем), или объектом отношения является вещь, находящаяся за границей (напр., имущество, которое по наследству должно перейти к российскому гражданину, находится за границей), или юридические факты, с которыми связаны возникновение, изменение или прекращение отношений, имеют место за границей (напр., за границей был заключен договор или имело место причинение вреда).

По поводу отношений такого рода перед судом или иным органом государства может возникнуть вопрос о том, применить ли к конкретному отношению право своего государства или иностранное право. Этот вопрос решается на основании КН, содержащейся во внутреннем, национальном (напр., российском) законодательстве или в международном договоре.

Преодолеть юридическую коллизию можно путем анализа практики реализации законов и оценки применения актов в целом либо их отдельных норм. Очень часто это делается по запросам государственных органов разных уровней, по обращениям общественных объединений и граждан. Основанием для запросов и обращений служат неясности в понимании понятий и терминов, отдельных норм, разные позиции в отношении сфер их применения, круга субъектов, на которых распространяется их действие. Разнобой в действиях органов и организаций также дает повод обращаться за  официальной  оценкой нормативного акта.

 

57. Толкование права: понятие и способы.

Толкование правовых норм – деятельность гос. органов, общ-ых организаций, должностных лиц и граждан по уяснению и разъяснению правовых норм.

Оно состоит из 2 этапов:

1) Уяснение смысла и содержания норм (для себя);

2) Разъяснение смысла и содержания правовых норм (во вне) для адресата правоприменения.

Способы толкования правовых норм:

1) Грамматический – означает уяснение текста грамматических форм (род, падеж, число, склонение и т.д.). Означает уяснение терминологических выражений, морфологических и синтаксических структур.

2) Систематический – означает выяснение нормы среди других правовых норм.

3) Историко-политический – означает выяснение для правоприменителей обстановки в которой создавалась эта норма.

4) Логический – означает использование законов формальной логики.

5) Специально-юридическое толкование. Выражение властной воли законодателя, содержащейся в нормах права, осуществляется не только с помощью общеупотребительных слов, но и специфических терминов.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"