Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:09, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".
Законом называется нормативно-правовой акт, который принимается высшим представительным органом власти или на референдуме, обладающем высшей юридической силой и регулирующем наиболее важные общественные отношения.
Существует несколько
закон – одно из основных источников права;
установлен особый порядок принятия;
принимается определенными субъектами, признанными носителями государственного суверенитета (народ либо высший представительный орган власти);
регулирует важнейшие
Закон имеет высшую юридическую силу, что означает:
никто не вправе отменить или изменить закон, кроме того органа, который его создал;
другие нормативные акты не должны противоречить закону;
при появлении противоречия между законом и подзаконным актом приоритет остается за законом.
Федеральный конституционный закон
представляет собой нормативно-правовой
акт, который определяет начала государственного
и общественного строя, правовое
положение личности и организации,
на основе которого строится и детализируется
вся система нормативных актов.
Этот закон имеет следующие
федеральный конституционный закон
развивает и дополняет
принимается только по тем вопросам, которые прямо предусмотрены Конституцией страны;
обладает большей юридической силой, чем обычные законы;
особый порядок принятия.
Президент не имеет права отклонять
федеральные конституционные
Подзаконные нормативно-правовые акты принимаются на основании и во исполнение законов, при этом понятие «подзаконные нормативно-правовые акты» является собирательным.
Вопрос №47.Действие нормативно-правовых актов во времени в пространстве и по кругу лиц.
Действие во времени определяется моментами вступления нормативного акта в силу и утраты им юридической силы.
Нормативно-правовые акты
а) с момента принятия;
б) со времени, указанного в самом нормативном акте или в специальном акте о введении его в действие (таким временем может быть момент опубликования);
в) по истечении нормативно установленного срока со дня их опубликования.
Утрата юридической силы происходит вследствие:
а) истечения срока, заранее установленного в самом нормативном акте;
б) прямой официальной отмены действующего нормативно-правового акта;
в) замены одного нормативно-правового акта другим актом, устанавливающим новые правила регулирования той же социальной сферы.
По общему правилу закон
обратной силы не имеет, то
есть он не распространяется
на правоотношения, возникшие до
его вступления в силу. На практике
это означает, например, что суд
даже во время действия нового
закона будет решать дело в
соответствии с прежним
а) если указание на это имеется в самом акте;
б) если он устраняет или смягчает уголовную и административную ответственность.
Также в порядке исключения
может быть применен еще один
принцип действия нормативно-
Таким образом, нормальным, типичным
принципом действия закона во
времени является принцип
В пространстве нормативно-
а) распространяться на всю территорию государства;
б) действовать лишь на какой-то точно определенной части страны;
в) предназначаться для действия за пределами государства, хотя в соответствии с принципами государственного суверенитета общее правило таково, что законы того или иного государства действуют лишь на его территории.
При этом под государственной
территорией понимается часть
земного шара (включающая в себя
сушу, недра, воздушное и водное
пространство), которая находится
под суверенитетом данного
Порядок, в соответствии с
которым законы не
Действие нормативно-
а) иностранные граждане и лица без гражданства не могут быть субъектами ряда правоотношений (например, быть судьями, состоять на службе в Вооруженных Силах России);
б) иностранные граждане, наделенные
дипломатическим иммунитетом и
пользующиеся правом экстерриториальности,
не несут уголовной и
в) некоторые нормативно-правовые акты Российской Федерации распространяют свое действие и на тех граждан России, которые находятся за ее пределами (например, Закон о гражданстве, Уголовный кодекс).
Круг лиц, на которых
Вопрос №48.Систематизация нормативных правовых актов: понятие и виды.
В обществе действует огромная масса различных правовых норм и нормативных актов. Чтобы было проще ориентироваться в них, необходимо постоянно приводить их в определенную систему. Этим занимаются различные субъекты (государство, должностные лица, граждане). Такая деятельность носит название систематизационной.
Наряду с правотворчеством, правоприменением и толкованием права систематизация участвует в достижении юридически значимых результатов правового регулирования
Систематизация
1. Дальнейшего развития и
2. Правильного уяснения и
3. Формирования правового
Систематизация
Значение систематизации законодательства
состоит в повышении
Кодификация - наиболее сложная и
совершенная форма
Кодификация устраняет пробелы, архаизмы
и противоречия в законодательстве,
облегчает выбор и
В Российской Федерации с кодификацией тесно связана проблема унификации нормативно-правовых актов федеральных органов исполнительной власти (министерств, ведомств, Федеральных служб и т.п.). В этой сфере стоит задача сокращения количества актов, проведения их консолидации и кодификации, повышения согласованности актов, принимаемых разными государственными органами, уменьшения числа форм, в которых издаются такие нормативно-правовые акты.
Кодификация отличается от инкорпорации по следующим основаниям:
1. Инкорпорация — постоянный
процесс упорядочения
2. При кодификации мы имеем
дело с правовыми нормами и
юридическими институтами, а
3. Результатом инкорпорации
4. Кодификация всегда носит
Инкорпорация - такой процесс объединения правового материала, при котором он полностью или частично размещается в разного рода сборниках.
Нормативное содержание актов при этом не меняется, хотя форма изложения их сути иногда претерпевает изменения. Все операции осуществляются в плоскости внешней обработки правового акта: в первоначальный текст вносятся официальные изменения; исключаются статьи и пункты, потерявшие силу, имевшие временное значение, а также содержащие явные противоречия и т.п. Юридическая сила актов, подвергшихся некорпоративной переработке, сохраняется с момента их принятия.
Вопросами инкорпорации могут заниматься государственные органы и частные лица. Отсюда различают инкорпорацию официальную и неофициальную.
Официальная инкорпорация означает подготовку
и издание соответствующих
Неофициальная инкорпорация состоит
в том, что систематические собрания
формируются отдельными ведомствами,
научными и учебными заведениями, частными
лицами без специального поручения
и контроля правотворческого органа.
Поэтому неофициальные
Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"