Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 15:09, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теории государства и права".

Работа содержит 1 файл

Вопросы к госам по тгп.docx

— 139.23 Кб (Скачать)

На основании федеральных законов, указов Президента Правительство РФ издает постановления и распоряжения, которые регулируют отношения в  сфере управления экономическими и социально-культурными процессами. Они вступают в силу со дня их подписания, если не установлен другой срок введения в действие.

 

 

Вопрос 52.Предмет и метод  правового регулирования как  метод как основания деления  норм права на отрасли

В основании деления системы  права на отрасли заключаются  два критерия:

предмет правового регулирования;

метод правового регулирования.

Предмет правового регулирования  – это сфера качественно однородных общественных отношений, регулируемых определенной отраслью права. Это основной критерий, поскольку общественные отношения  объективно существуют, их определенный характер требует и соответствующих  правовых форм. Например, трудовые отношения  являются предметом регулирования  трудового права.

Предмет правового регулирования  не является единственным критерием  деления права на отрасли, поскольку:

составляющие его общественные отношения весьма разнообразны;

одни и те же общественные отношения  регулируются различными отраслями  и способами.

В связи с этим вспомогательным  критерием выделения отраслей права  является метод правового регулирования.

Таким образом, метод правового  регулирования – это совокупность юридических способов, средств, приемов  правового воздействия на общественные отношения, составляющие предмет отрасли.

Выделяют следующие основополагающие методы правового регулирования:

диспозитивный метод равноправия  сторон, основан на дозволениях, т. е. предоставление права на определенное поведение, у субъектов отношений  есть возможность относительно самостоятельно выбирать вариант поведения;

императивный метод является методом  властного воздействия на участников общественных отношений, основанным на запретах, обязанностях, наказаниях;

рекомендательный метод является методом совета осуществления конкретного  желательного для общества поведения;

поощрительный метод представляет собой метод вознаграждения за определенное поведение, он стимулирует социально  полезное, активное поведение.

Способы правового регулирования  обусловливаются характером предписаний, которые зафиксированы в нормах права: управомочивающих, обязывающих или запрещающих. Дозволение является возможностью альтернативного поведения, связывание побуждает к активному поведению, а запрет предполагает воздержание от определенных действий, т. е. пассивность, предусмотренную законом. Ведомственные акты, которые содержат нормы права, свободы и законные интересы граждан, гарантии их осуществления, затрагивающие права, устанавливающие вновь или изменяющие механизм реализации этих прав (или носящие межведомственный характер), подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции.

Государственная регистрация подразумевает  под собой проведение правовой экспертизы указанных ведомственных актов. Нормативные акты, которые прошли государственную регистрацию, подлежат официальному опубликованию. Обычно тексты нормативных правовых актов могут  являться примером довольно экономного изложения социальной информации. При  этом должно быть взвешено каждое слово  и предложение с той целью, чтобы вместить максимум содержания в минимум «сигналов». Однако и  в этом случае порог понимания  заставляет употреблять некоторую  избыточность, которая выражается, например, в объяснении, расшифровке  отдельных терминов в расчете  на «среднего» получателя информации. Точность, понятийность и краткость языка закона основывают благоприятные условия для его толкования, понимания, исполнения, соблюдения и применения.

 

 

 

Вопрос №53.Публичное  и частное право.

Деление на частное и публичное  право в разных формах имеется  во всех развитых правовых системах.

Деление на частное и публичное  право – это разделение на группы, которые систематизируют правовые нормы, служащие для обеспечения  общезначимых (публичных) интересов, т. е. интересов государства и общества в целом (конституционное, административное, уголовное, процессуальное, финансовое, военное право), и правовые нормы, которые защищают интересы частных  лиц (гражданское, семейное, трудовое право  и т. д.).

Публичное право непосредственно  связано с публичной властью, которой обладает государство.

Частное право призвано обслуживать прежде всего потребности частных лиц (физических или юридических), которые имеют властные полномочия и выступают как свободные и равноправные собственники. Частное право связывают главным образом с появлением и развитием института частной собственности и отношениями, которые возникают на его основе. Частное право развивалось исторически одновременно с частной собственностью.

Систематизация частноправовых норм реализуется при использовании  следующих способов:

институционального (наставнического);

пандектного (свободного, совокупного).

Соотношение частного и публичного права:

1) частное право – это совокупность  правовых норм, которые регулируют  и охраняют интересы частных  собственников свободных субъектов  рынка, а также их отношения  в процессе производства и  обмена. В то же время публичное  право составляют нормы, закрепляющие  и регулирующие порядок работы  органов государственной власти  и управления, формирования и  работы парламентов, иных государственных  учреждений, осуществления правосудия, борьбу с посягательствами на  действующий порядок;

2) частное право не может осуществляться  без публичного, так как последнее  служит для охраны и защиты  первого;

3) частное право в своей реализации  опирается на публичное. В общей правовой системе публичное и частное право тесно взаимосвязаны, и их разграничение до какой-то степени является условным.

Частное право является правом лично-свободным. В своих границах субъект может  реализовывать его в произвольном направлении. Частноправовая мотивация  имеет только известный предел действию иных мотивов (альтруистических, эгоистических  и пр.). Иначе публично-правовая мотивация  самостоятельно указывает на направление, в котором право осуществляется и исключает действие иных мотивов.

Основная функция частного права  состоит в распределении материальных и иных благ, в фиксировании их за конкретными субъектами.

Основная функция публичного права  состоит в регуляции отношений  между людьми велениями, которые  исходят от единственного центра, каким является государственная  власть.

Мировая юридическая практика показывает, что частное и публичное право  как правовые институты играют позитивную роль в поддержании рационального  баланса социальных интересов, более  гибком взаимодействии динамично развивающихся  общественных отношений, защите и осуществлении  прав и свобод человека и гражданина.

Частное право является основой  предпринимательства, рыночной экономики. При этом современное частное  право подразделяется на два вида: договорное и корпоративное.

Частное право – это главным  образом «рыночное право», играет важную роль в создании единого правового  пространства, а публичное право  реализует воздействие на интересы государственные и межгосударственные.

 

 

 

Вопрос №54.Соотношение  системы права, системы законодательства, правовой системы и системы юридических  наук.

Взаимосвязь отраслей права отражается в законодательстве. Например, чтобы  привести отношения в области  народного образования в соответствие с современными требованиями, нужно  улучшить правовое регулирование не отдельного вида таких отношений, а  всего их комплекса. Поэтому в  Законе РФ "Об образовании" помещены нормы, относящиеся к разным отраслям права: административному, финансовому, трудовому, гражданскому и некоторым  другим. Все эти разноотраслевые нормы располагаются в одном законодательном акте, поскольку тесно вза! имосвязаны друг с другом, имеют общий предмет правового ре4 гулирования – отношения в сфере образования.

 

В итоге система права не полностью  совпадает с системой законодательства, то есть с системой нормативных актов  определенного государства. Нормы  отраслей права – это строительный материал, из которого складывается та или иная конкретная отрасль законодательства. Но при построении каждой законодательной  отрасли этот строительный материал может употребляться в разном наборе и в разном сочетании. Вот  почему отрасли законодательства не всегда совпадают с отраслями  права.

 

Главное различие между системой права  и системой законодательства заключается  в следующем. Каждая отрасль права  имеет единый предмет и метод  регулирования, поэтому нормы отрасли  права отличаются высокой степенью однородности. Отрасли же законодательства, регулируя определенные сферы государственной, экономической, социальной жизни, выделяются только по предмету регулирования и  не имеют единого метода. Кроме  того, предмет отрасли законодательства не является столь однородным, как  у отрасли права. Он может включать в себя весьма различные отношения. В силу этого отрасль законодательства не является столь однородной, как отрасль права.

 

В настоящее время система отраслей законодательства выглядит следующим  образом. В ней имеется группа отраслей законодательства, в основном совпадающих с одноименными отраслями  права. Это, например, уголовное, гражданское, трудовое, семей- ное законодательство. Другая группа отраслей законодательства сложилась на базе подотраслей крупных отраслей права с добавлением некоторого количества норм из других отраслей права. Это горное, водное, лесное законодательство (оно выделилось из земельного права) и некоторые другие. По происхождению они являются подотраслями "материнских" отраслей права, но по объему, значению, кодифицированности и степени развития рассматриваются как отдельные отрасли законодательства.

 

В то же время в системе отраслей законодательства имеются так называемые комплексные отрасли, которые возникли из сочетания норм административного, гражданского и некоторых других отраслей права. Например, законодательство об образовании, науке, культуре, здравоохранении.

 

Несовпадение (или неполное совпадение) системы права и системы законодательства имеет важные практические последствия. Так, при подготовке новых крупных  законодательных актов, систематизированных  сборников законодательства нормативные  материалы (с целью удобства пользования  ими) располагаются обычно применительно  к существующей системе законодательства. Однако деление норм по отраслям права  также имеет важное значение. Обе эти системы тесно связаны и взаимно дополняют друг друга.

 

Система права оказывает существенное влияние на систему юридических  наук и учебных дисциплин. Каждой отрасли права соответствует  своя отраслевая наука, исследующая  соответствующую отрасль права. Кроме того, каждой отрасли права  соответствует одноименная учебная  дисциплина, то есть предмет преподавания знаний об этой отрасли права в  юридических и некоторых других учебных заведениях.

Например, трудовое право как совокупность норм, регулирующих труд рабочих и  служащих, образует одну из отраслей права. Имеется и отрасль юридической  науки, называемая трудовым правом. Она  исследует различные нормы, регулирующие труд работников, многочисленные проблемы, возникающие в процессе этого  регулирования (например, пути и способы  дальнейшего совершенствования  законодательства в сфере трудовых отношений). Кроме того, есть еще  учебная дисциплина, тоже называемая трудовым правом. Это один из предметов, с помощью которого студенты юридических  и некоторых других учебных заведений  получают необходимые знания о трудовом праве как одной из отраслей права  и законодательства Российской Федерации.

Внутренняя система отраслей юридической  науки и учебных дисциплин  строится с учетом внутренней системы  соответствующей отрасли права. Так, многим подотраслям, институтам, существующим внутри отрасли права, в одноименной отрасли юридической науки и в учебной дисциплине соответствуют разделы или другие структурные подразделения, изучающие эти подотрасли и институты. Однако полного тождества между системой отрасли права и системой одноименной юридической науки, а также системой учебной дисциплины нет. Например, в учебных дисциплинах дается материал не только о структурных подразделениях изучаемой отрасли права, но и об истории ее развития, предмете, методе регулирования и т.д.

Система законодательства оказывает  влияние на систему отраслей юридической  науки и учебных дисциплин. Ученые и преподаватели не ограничиваются изучением только данной отрасли  права, но изучают и связанные  с ней некоторые другие нормы, то есть одноименную отрасль законодательства. Например, наука уголовного права (а  также уголовное право как  учебная дисциплина) изучает не только уголовное наказание, но и медицинские  меры, которые применяются в отношении  душевнобольных, алкоголиков, наркоманов в случае совершения ими общественно  опасных деяний, что относится  к административному праву.

Некоторые отрасли юридической  науки и учебные дисциплины имеют  своим объектом не отрасль права, а отдельную комплексную отрасль  законодательства. Так, уголовное исполнительское  право является не отраслью права, а  объектом научного изучения и преподавания.

Таким образом, система права, система  законодательства, система юридической  науки и система учебных дисциплин  имеют между собой много общего, но совпадают не полностью. Однако система  права и система законодательства оказывают все же решающее влияние  на систему юридической науки  и учебных дисциплин.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"