Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

Из двух признаков, которые являются составными частями  суверенитета, раньше отмечали главным  образом второй (независимость, неповиновение  государства как суверена надгосударственной организации или другому государству).

Государство, которое прежде всего реализует себя как орудие социального компромисса, должно отвечать уровню развития демократии в обществе.

Правовое  государство – это демократическое государство, власть которого, а также формирование, функционирование базируются на праве, высшее предназначение которого заключается в соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. Обеспечение законности и правопорядка является основой прочности демократии и жизненности правового государства. Правовое, демократическое, цивилизованное государство – это то, рубежи власти которого жестко основываются на праве, а также высшее предназначение которого заключается в признании, соблюдении и защите прав и свобод человека и гражданина. При этом и правовое государство, и демократия предполагают нужные для любого общества законность и правопорядок.

Государство – очень  сложное явление, в ряду его основ, которые оказывают непосредственное влияние на его суть и социальное назначение, в конкретных исторических условиях развития отдельных стран:

1) религиозный фактор (Пакистан, Иран, и др.);

2) национальный фактор (например, прибалтийские государства).

Хотя это еще  не означает, что все данные факторы  должны находиться в определении  государства вообще. При этом достаточно отталкиваться от его наиболее общих  начал – классового и общечеловеческого.

 

19.Многообразие  подходов к типологии государства.  

Типология государства– это специальная классификация, которая подразделяет государства на определенные типы. 
       Типом государстваназывают совокупность важных признаков, характеризующих классовые и экономические стороны государства. 
      Обращаясь к истории развития государственности, а также к типологии государств, можно выделить несколько подходов к этому вопросу. 
       Подходы к типологии государств:  
      1)  формационный подход.Данный подход был разработан в рамках марксистско-ленинской теории государства и права. Согласно ему под типом государства понимается система основных признаков, свойственных государствам определенной общественно-экономической формации, которая проявляется в общности их экономической базы, классовой структуры и социального назначения; 
      2) цивилизационный подход. 
      Для определения типа государства при формационном подходеучитывают: 
      1) соответствие уровня государства определенной общественно-экономической формации. Общественно-экономическая формация– исторический тип общества, который основан на определенном способе производства; 
      2) класс, инструментом власти которого становится государство; 
      3) социальное назначение государства. 
      Формационный подход выделяет следующие типы государств: 
      1) рабовладельческий; 
      2) феодальный; 
      3) буржуазный; 
      4) социалистический. 
      По формационному подходу после смены экономической формации происходит переход от одного исторического типа государства к другому, более новому. 
       Формационный подход имеет следующие достоинства:  
      1) продуктивность деления государств на основании социально-экономических факторов; 
      2) возможность объяснения поэтапного развития, естественно-исторического характера формирования государства. 
       Недостатки:1) односторонность; 2) не учитываются духовные факторы. 
      В настоящее время распространено несколько трактовок понятия «цивилизация», а также несколько видов типологии цивилизационного подхода. Например, довольно часто под «цивилизацией» понимают культуру, развитие общества в целом. «Цивилизация – это замкнутое и локальное состояние общества, отличающееся общностью религиозных, национальных, географических и других признаков» (А. Тойнби). В этом случае в зависимости от признаков выделяют египетскую, западную, православную, арабскую и другие цивилизации. Тем самым можно говорить о цивилизациях: 
      1) современных и древних; 
      2) западных, восточных, православных и др. 
      В цивилизационном подходе различают следующие признаки: хронологические, производственные, генетические, пространственные, религиозные и др. 
      С цивилизационным подходом связывают теорию «стадий экономического роста» (У. Ростоу), теорию «единого индустриального общества», теорию «менеджеризма», теорию «постиндустриального общества», теорию «конвергенции» и др. 
       Положительные черты цивилизационного подхода: 1) выделение духовных, культурных факторов; 2) более четкая типология государств. 
       Недостатки:1) низкая оценка социально-экономического фактора; 2) преобладание типологии общества над типологией государства.

 

20.Место  и роль государства в политической  организации общества.

Политическая  система общества – это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико-правового характера.

Политическая  система имеет следующую структуру:

1) субъекты политической системы;

2) политическое сознание – теории, убеждения, которые определяют осуществление политической деятельности;

3) политические отношения, которые появляются между субъектами в процессе осуществления государственной власти;

4) политическая деятельность, направленная на функционирование, развитие политической системы;

5) политические и правовые нормы, правила поведения, которые регулируют самые важные отношения в процессе организации и реализации политической власти;

6) политическая культура, которая представляет собой систему ценностей, применяемую для регулирования функционирования внутри системы.

Субъектами  политической системы являются: 1) государство; 2) политические партии; 3) общественные организации и объединения; 4) политические движения; 5) церковь; 6) органы местного самоуправления.

Функции политической системы: 1) выработка целей развития общества, планирование; 2) определение стратегического развития общества; 3) политическая интеграция общества; 4) регулирование политических процессов; 5) соблюдение интересов разных социальных групп общества; 6) создание единого влияния на социально важные отношения.

Виды  политических систем: 1) распределительные, которые характеризуются распространением власти государства на все сферы общественной жизни и определением в ведении государства процесса создания и распределения произведенного национального продукта; 2) рыночные, которые опираются на свободное предпринимательство и товарно-денежное распределение материальных и духовных благ. Государство же призвано обеспечивать лишь координацию совместной работы субъектов, не затрагивая их самостоятельность в производственной деятельности; 3) смешанные.

Государство – это орган власти, который активно использует санкции наказания и поощрения за нарушение или исполнение установленных правовых норм, правил, установленных обществом. В политической системе общества государство занимает ведущее место. Оно призвано организовывать управление обществом. Государство является силой, которая объединяет общество, разделенное на этнические и культурные, профессиональные группы, классы. Государство имеет характерные признаки, а именно:

1) является единственным официальным представителем всего населения в территориальных географических границах;

2) обладает суверенитетом;

3) имеет специальный государственный управленческий аппарат, который призван обеспечить последовательную реализацию его воли и задач;

4) специально созданный правоохранительный (карательный) аппарат;

5) обладает монополией на правотворчество. Все издаваемые законы имеют обязательный характер для всех граждан, регламентируют деятельность самого государства.

Теоретические и  практические поиски людей направлены на создание таких отношений между  государством и политической системой, когда они были бы не враждебными, а взаимодополняющими.

 

21.Формы  государственного режима.

Формы государственного режима - представляют собой совокупность способов и методов осуществления  власти государством.

Государственный режим - важнейшая  составная часть политического  режима, существующего в обществе. Политический режим - понятие более  широкое, поскольку оно включает в себя не только методы государственного властвования, но и характерные способы  деятельности негосударственных политических организаций (партии, движения, клубы, союзы).

Государственные режимы могут  быть демократическими и антидемократическими (тоталитарные, авторитарные, расистские). поэтому основным критерием классификации государств по данному признаку является демократизм форм и методов осуществления государственной власти. Для рабовладельческих государств характерны и деспотия и демократия; для феодализма - и не ограниченная власть феодала, монарха, и народное собрание; для современного государства - и тоталитаризм, и правовая демократия.  
Идеальных демократических форм государственного режима в реальной действительности не существует. В том или ином конкретном государстве присутствуют различные по своему содержанию методы официального властвования. Тем не менее можно выделить наиболее общие черты, присущие той или другой разновидности государственного режима.  
Антидемократические режимы - характеризуются следующими признаками:  
- определяет характер государственной власти - это соотношение государства и личности;  
- антидемократический режим характеризуется полным (тотальным) контролем государства над всеми сферами общественной жизни : экономикой, политикой, идеологией, социальным, культурным и национальным строением;  
- ему свойственно огосударствление всех общественных организаций (профсоюзов, молодежных, спортивных и др.);  
- личность в антидемократическом государстве фактически лишена каких-либо субъективных прав, хотя формально они могут провозглашаться даже в конституциях;  
- реально действует примат государства над правом, что является следствием произвола, нарушением законности, ликвидации правовых начал в общественной жизни;  
- всеохватывающая милитаризация общественной жизни;  
- игнорируют интересы государственных образований, особенно национальных меньшинств;  
- не учитывает особенностей религиозных убеждений населения.  
Антидемократический режим может устанавливаться как при монархической, так и при республиканской форме правления, однако, будучи отрицанием принципов парламентаризма, он не согласуется с парламентарной монархией и республикой. Приводя к сильной централизации государственной власти, авторитарный режим не соглашается с буржуазным федерализмом.  
Демократический режим складывается в правовых государствах. Они характеризуются методами существования власти, которые реально обеспечивают свободное развитие личности, фактическую защищенность ее прав, интересов.  
Конкретно режим демократической власти выражается в следующем:  
- режим представляет свободу личности в экономической сфере, которая составляет основу материального благополучия общества;  
- реальная гарантированность прав и свобод граждан, их возможность выражать собственное мнение о политике государства, активно участвовать в культурных, научных и других общественных организациях;  
- создает эффективную систему прямого воздействия населения страны на характер государственной власти;  
- в демократическом государстве личность защищена от произвола, беззакония, так как ее права находятся под постоянной охраной правосудия;  
- власть в одинаковой степени обеспечивает интересы большинства и меньшинства;  
- основным принципом деятельности демократического государства является плюрализм;  
- государственный режим базируется на законах, которые отражают объективные потребности развития личности и общества.  
История знает различные формы демократических режимов. Наибольшее распространение в настоящее время получил режим парламентерской демократии, основанный на передаче власти парламенту. Так же существует либерально-демократический режим.

22.Государственная  власть и способы ее осуществления.

Государственная власть является особой разновидностью социальной власти. Понятия государственная и политическая власть являются синонимами. Государственная (политическая) власть – это власть государства, которая исходит от государства и реализуется при его прямом или косвенном участии.

Характерные признаки государственной власти:

1) публичность – распространение власти на все население государства и реализация ее специально сформированным для этого аппаратом управления;

2) универсальность – этот признак состоит в том, что власть имеет распространение на все области общественной жизни;

3) верховенство – обозначает свойство государственной власти подчинять себе другие виды социальной власти, кроме власти народа своей страны;

4) законодательная прерогатива – существование монопольного права на выработку юридических норм;

5) легитимность – соответствие надеждам, ожиданиям народа, который населяет государство, интересам его большинства;

6) легальность – соответствие действующего законодательства Основному Закону государства, Конституции;

7) легальное употребление силы – власти реализуют свою силу с помощью специально созданного правоохранительного (карательного) аппарата (суда, армии, полиции и т. д.);

8) использование системы выплаты налогов;

9) использование государственного принуждения;

10) деление всего населения только по территориальному признаку.

Методы  управленческого воздействия государственной  власти: 1) метод принуждения (насилия); 2) метод руководства (убеждения).

Государственная власть делится: 1) на законодательную; 2) исполнительную; 3) судебную.

 

23.Органы  государства и их классификация.

Органы государства предназначены для управления государством на разных уровнях. Их принято делить на центральные, региональные и местные.

В различных странах конституциями  или постановлениями высших государственных  органов власти выделены различные  органы и институты отвечающие за повышение контроля над гражданами, федеральными, региональными, местными и иностранными организациями и органами власти, партиями. Например, службы финансового контроля, советы безопасности, прокуратуры, центральные избирательные органы.

На региональном и местных уровнях количество различных органов власти и самоуправления может быть различным и варьировать в зависимости от конституции страны и регионов, указов и постановлений различных органов власти как высших, так и региональных

Наибольшее значение имеет  выделение видов государственных  органов в соответствии с принципом  разделения властей на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Такая классификация проводится как на федеральном уровне, так  и в отношении органов государственной  власти субъектов РФ. Законодательная  ветвь власти – это представительные органы РФ и ее субъектов: Федеральное  Собрание, в субъектах – государственные  собрания, законодательные собрания, Московская городская Дума, Санкт-Петербургское  городское собрание и т.д.

Органами исполнительной власти РФ являются Правительство РФ, федеральные органы исполнительной власти (министерства РФ, федеральные  службы, комитеты РФ, федеральные агентства  и т.д.). В субъектах органами исполнительной власти могут выступать президенты, правительства, министерства – в  республиках; администрации, мэрии, их органы управления, департаменты и  т.д. – в других субъектах

 

24. Принципы организации и деятельности  органов государства.

Принципы  организации и деятельности государственных органов – основополагающие начала, идеи, определяющие характер функционирования и развития аппарата государства в целом. Современное государство и государственный аппарат строятся на принципах, к которым предъявляют следующие требования:

1) нормативность, что обозначает закрепление в законодательстве (прямое или косвенное) и обязательность при создании государственных органов;

2) непротиворечивость, т. е. не допускается наличие нескольких взаимоисключающих принципов;

3) полнота, в соответствии с ней происходит предва-рительное установление самых важных условий формирования и реализации деятельности государственных органов;

4) самостоятельность, не допускается возможность дублирования нескольких принципов.

Различают также  две группы принципов организации  и деятельности государственного аппарата: общие и частные.

Общие принципы относятся ко всему государственному механизму и подразделяются на социально-политические и организационные.

К социально-политическим принципам, в свою очередь, относят:

1) разделение властей. Выделяют три ветви власти: законодательную, исполнительную и судебную;

2) демократизм. Демократия (греч. demos – народ, kratos – власть) – народовластие. В соответствии с принципом всем гражданам предоставляется одинаковая возможность влиять на политику и выполнять контроль над действующими государственными органами;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"