Шпаргалка по "Теории государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 22:23, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Теория государства и права".

Работа содержит 1 файл

ТГП.docx

— 57.38 Кб (Скачать)

 

10.Понятие и структура политической  системы общества.

Политическая система  общества – это совокупность взаимосвязанных  государственных, общественных и иных организаций, призванных развивать  организационную самостоятельность  и политическую активность личностей  в процессе реализации ими политической власти.

В современных условиях политическая система призвана обеспечить эффективное  управление всеми общественными  делами, все более активное участие  граждан в государственной и  общественно-политической жизни, сочетание  реальных прав и свобод граждан с  их обязанностями и ответственностью перед обществом, согражданами.

Политическая система  – это универсальная управляющая  система государственно-организационного общества, компоненты которой связаны  политическими отношениями и  которая в конечном счете регулирует производство и распределение социальных благ на основе использования крупными социальными общностями государственной власти.  
Для того чтобы правильно определить структуру политической системы, необходимо найти критерии отбора ее элементов. Основными требованиями в данном случае будут их внутренняя упорядоченность (организационный критерий) и политическая направленность деятельности (политический критерий), которая должна быть выражена нормативно в соответствующих уставах, программах, положениях, отражающих цель создания политической организации, ее социальное назначение, основную сферу деятельности, характер ее основных задач и функций, особенности их реализации, специфические принципы организации и деятельности и т.п. (програмный критерий).  

11. Понятие механизма(аппарата) государства.

Механизмом  государства называют систему государственных органов и организаций, действующую на основе единых, законодательно закрепленных принципов, призванную реализовывать государственную власть, выполнять функции и решать задачи государства.

Механизм  государства действует на основе принципа разделения властей, который заключается в том, что государственная власть делится на следующие ветви власти:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

 

 

12.Методология  курса ТГП.

Под методом науки понимается совокупность приемов, средств, принципов  и правил, с помощью которых  постигается предмет, получаются новые  знания.

1)Всеобщие методы –  это философские, мировоззренческие  подходы, выражающие наиболее  универсальные принципы мышления. Среди всеобщих выделяют метафизику  и диалектику. 2)Общенаучные методы – это анализ, синтез, системный и функциональный подходы, метод социального эксперимента.

Анализ – это условное разделение сложного государственного – правового явления на отдельные  части. Так, многие категории ТГП  формируются путем раскрытия  их существенных признаков, свойств, качеств.

Синтез, напротив, предполагает изучение явления путем условного  объединения его составных частей. Анализ и синтез, как правило применяются в единстве.

Системный подход ориентирует  на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов  связей в нем. Этот метод даст возможность  рассматривать в качестве системных  образований государственный аппарат, политическую и правовую систему, нормы  права, правовые отношения, правонарушения, правопорядок и т.п.

Функциональный подход ориентирует  на выяснение форм воздействия одних  социальных явлений на другие. Этот метод дает возможность познать  функции государства и отдельных  его органов, функции права и  его норм, функции правосознания, правовых привилегий и иммунитетов, юрид. Ответственности и т.д.

Метод социального эксперимента связан с проверкой того или иного  проекта решения с целью предотвратить  ущерб от ошибочных вариантов  правового регулирования. В качестве примеров можно назвать эксперименты по введению в 9 регионах РФ судов присяжных, по организации в ряде муниципальных  образований охраны общественного  правопорядка органами местного самоуправления и т.д.

3)Частноучные методы – это приемы, которые выступают следствием усвоения ТГП научных достижений конкретных (частных) технических, естественных и гуманитарных наук. К ним относятся конкретно – социологический, статистический, кибернетический, математический и т.д.

Конкретно – социологический  метод позволяет с помощью  анкетирования, интервьюирования, наблюдения и других приемов получить данные о фактическом поведении субъектов  в государственно – правовой сфере.

Статистический метод  позволяет получить количественные показатели тех или иных массовых повторяющихся государственно –  правовых явлений, таких как правонарушения, юрид. практика, деятельность гос. органов.

Кибернетический метод –  это прием, позволяющий с помощью  системы понятий, законов и технических  средств кибернетики познать  государственно – правовые явления.

Среди частнонаучных следует выделить два метода, являющиеся сугубо юрид.: формально – юрид. и сравнительно – правовой.

Форм. – юр. метод позволяет определить юр. понятия (например, такие специальные юр. термины, как «существенный вред», «юр. лицо», «смягчающие вину обстоятельства» и т.д.), выявлять их признаки, проводить классификацию, толковать правовые предписания и т.д.

Сравнительно – правовой метод позволяет сопоставить  различные правовые системы либо их отдельные элементы – законы, юр. Практику и т.д., в целях выявления  их общих и особенных свойств.

 

 

13. Связь государства  с политической организацией.

 

Государство – это особая организация политической власти, которая управляет обществом с помощью права и специально созданного аппарата. Общечеловеческое предназначение государства – находить социальный компромисс между различными слоями населения и обеспечивать общесоциальную направленность при выполнении государственных функций. Поэтому в сущности государства должны одновременно учитываться общечеловеческое и классовое начала.

 

14.Правовое государство.  Понятия и принципы.

В процессе становления  правового общества начинают меняться подходы во взаимоотношениях государства  и человека. Эти изменения проявляются  в юридической регламентации  статусов как отдельной личности, так и государства. Теперь уже человек, его права и свободы должны стоять на первом месте, а правовой режим с его ограничительными функциями должен действовать преимущественно для государства.

Правовое  государство характеризуется тем, что:

1) в отношении личности создаются все условия для его правовой свободы;

2) основанием для этого становится принцип «дозволено все, что не запрещено законом». А также положение, что человек, являясь автономным субъектом, свободен распоряжаться своими силами, способностями, имуществом;

3) в свою очередь, право, являясь формой и мерилом свободы, должно как можно больше раздвинуть границы ограничений личности, особенно в области экономики, а также в сфере внедрения научно-технического прогресса в производство.

Правовое  государство — государственная власть ограничена правом.

Выделяют следующие признаки правового государства:

1) народный суверенитет;

2) верховенство права, а именно правовая организация власти государства, которая предполагает: ограничение власти государственных органов нормами права, которые основываются на общественной воле; прямое, непосредственное действие закона как основополагающего юридического документа, который может быть создан как представительными органами, так и напрямую населением;

3) правовая защита личности человека от произвола должностных лиц и т. д.

Основы  для формирования правового государства: 1) политическая основа, которой свойственно наличие суверенитета, регулирующего интересы членов политической системы общества и реализующего правовое равновесие и свободное развитие данных интересов; 2) экономическая основа, которая представляет собой производственные отношения, сложившиеся в обществе. Они характеризуются многоукладностью, а также наличием разных форм собственности (государственной, частной, коллективной и т. д.); 3) социальная основа, которой свойственно создание саморегулирующегося гражданского общества. В нем каждый гражданин государства имеет возможность для реализации своих творческих, а также трудовых потенциалов. Гражданское общество одновременно обеспечивает многообразие мнений, личных свобод и прав; 4) нравственная основа. Ее формируют общечеловеческие позиции справедливости, гуманизма, свободы и равенства человека и гражданина.

Принципы  правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, фиксирующий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, относительно самостоятельных, взаимно ограничивающих друг друга с помощью закрепленной законодательно системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина;

4) взаимная ответственность государства и личности – принцип, который закрепляет равенство и справедливость в отношениях между государством и личностью;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного прав.

 

15.Происхождение  государства. Период военной демократии  и его значение в образовании  государства.

Причины возникновения гос-ва:

1) переход от экономики присваивающего характера к экономике производящего характера;

2) разделение труда: выделение скотоводства, отделение ремесла от земледелия, появление особого класса людей – купцов;

3) появление избыточного продукта, которое повлекло за собой имущественное расслоение общества;

4) появление частной собственности на орудия и продукты труда, что повлекло социально—классовое расслоение общества.

Возникает необходимость  внедрения военной демократии для удержания своих территорий.

 

16. Система курса, значение и задачи  его изучения на юридическом  факультете.(смотреть №7)

 

17. Основные направления развития  общей теории права в современной  науке.

По отношению к отраслевым юридическим наукам ТГП выступает  как обобщающая. Во – первых, она изучает наиболее общие закономерности развития и функционирования государства и права. Предмет же любой отраслевой науки связан лишь с определенной сферой общественных отношений, с рамками соответствующей отрасли права. Во – вторых, ТГП исследует общие для всех отраслевых наук проблемы (нормы права, правоотношения, субъект права, правонарушение, юридическую ответственность). В – третьих, она играет методологическую роль в юриспруденции.

Взаимодействие же ТГП  с прикладными науками в значительной мере является опосредованным, осуществляемые через отраслевые науки о государстве  и праве.

 

18. Сущность государства и определение  его понятий.

Государство – это:

1) территориальное образование;

2) организация политической власти, которая осуществляет управление обществом, необходима как для реализации классовых задач, так и общественных дел;

3) особая публичная власть, которая не сливается с обществом, отделена от общества;

4) сложный и организованный механизм управления. Государственная власть осуществляется органами, которые занимаются только управлением. Противоположность этой власти – власть общественная, реализация которой характеризуется отсутствием специальных публичных учреждений. В данном случае управление обществом или социальной группой осуществляется при помощи институтов, находящихся внутри общества или группы, а не стоящих вне их; можно говорить не столько об управляющем воздействии, сколько о самоуправлении.

Поскольку государство  выражено в органах, которые занимаются только организацией общественной жизни  и сами ничего не производят, оно  имеет право на сбор денежных средств  с населения. Налоги, сборы, займы  идут на содержание государственного аппарата и экономическое обеспечение политики. Эта характеристика государства производна от его понимания как публичной власти.

Власть государства  распространяется на определенную территорию, в отличие, например, от власти, которая  существовала в первобытном обществе. Она распространялась на всех членов рода вне зависимости от их местонахождения.

Государство обладает суверенитетом.

Суверенитет:

1) верховенство власти внутри страны;

2) независимость по отношению к властям всех лиц и организаций, находящихся в пределах страны, а также за пределами территории государства.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории государства и права"