КС
действует в составе 2 палат, включающих
в себя 10 и 9 судей. Персональный состав
палат меняется не реже, чем раз
в 3 года.
Вопрос
46.
Конституционные
основы местного самоуправления
Местное
самоуправление обязано обеспечить самостоятельное
решение вопросов местного значения, а
также владение, пользование и разрешение
муниципальной собственностью.
Местное
самоуправление осуществляется в городских
и сельских поселениях и на других территориях
(муниципальные районы и городские округа)
с учётом исторических и местных традиций.
Структура
органов местного самоуправления определяется
населением самостоятельно.
Основным
законодательным актом, регламентирующим
организацию и деятельность местного
самоуправления наряду с Конституцией,
является Федеральный Закон «Об общих
принципах организации самоуправления
в РФ» от 6.10.2003 г.
Этот
Федеральный Закон: «Местное самоуправление
– форма осуществления народом своей
власти, обеспечивающая самостоятельную
и под свою ответственность населением
непосредственно и (или) через органы местного
самоуправления вопросов местного значения
исходя из интересов населения с учётом
исторических и иных местных традиций».
Органы
местного самоуправления не входят в систему
органов государственной власти РФ. Они
организационно-обособлены, но создаются
и действуют в соответствии с Конституцией
РФ, федеральным Законодательством и законодательством
субъектов РФ, а также в соответствии с
уставами и нормативными актами, принимаемыми
населением и органами местного самоуправления
самостоятельно.
Основную
роль в законодательном регулировании
организации деятельности местного
самоуправления играет федеральное
законодательство. Это связано с
необходимостью обеспечения независимости
органов местного самоуправления от
неправомерного вмешательства органов
власти субъектов РФ.
Указанный
Федеральный Закон от 6.10.2003 г. является
комплексным законодательным актом, регламентирующим
все основные вопросы организации деятельности
местного самоуправления, а именно территориальную
организацию местного самоуправления,
основные формы осуществления населением
местного самоуправления, основные вопросы
системы органов местного самоуправления
(наличие обязательного перечня органов),
вопросы финансового и иного экономического
обеспечения местного самоуправления.
Данный
закон, также как и конституционное
положение о местном самоуправлении,
исходят из положения «Европейской Хартии
о местном самоуправлении», которая служит
правовым фундаментом для муниципального
законодательства стран-членов Совета
Европы. Эта Хартия предусматривает также
основные государственные гарантии
для местного самоуправления, которые
нашли своё закрепление в ст. 133 Конституции
РФ:
- право на
судебную защиту: возможность для населения
муниципальных образований и органов
местного самоуправления обжалования
решений органов государственной власти
всех уровней, ущемляющих интересы;
- право на
компенсацию дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти:
возложение на органы местного самоуправления
дополнительных обязанностей органами
государственной власти должна осуществляться
с обязательной компенсацией затрат местного
самоуправления на исполнение этих обязанностей;
- запрет
на ограничение прав
местного самоуправления, установленных
Конституцией РФ и Федеральными Законами:
признание в установленном порядке недействительными
актов органов государственной власти
всех уровней, устанавливающих такие ограничения
и возможность судебного обжалования
таких ограничений.
Вопрос
47.
Понятие
и принципы местного
самоуправления.
Местное
самоуправление – один из важнейших
демократических принципов организации
и осуществления власти и право
граждан различных административно-территориальных
единиц управлять в рамках закона
самостоятельно, а также в собственных
интересах значительной частью общественных
дел. Граждане РФ осуществляют свое право
на местное самоуправление в городах,
сельских поселениях и других муниципальных
образованиях в соответствии с федеральными
гарантиями избирательных прав граждан.
Местное самоуправление в РФ – это такой
способ организации и осуществления власти
на местах, который «обеспечивает самостоятельное
решение населением вопросов местного
значения, владение, пользование и распоряжение
муниципальной собственностью» (ст. 130
Конституции РФ).
Основным
законодательным актом, регламентирующим
организацию и деятельность местного
самоуправления наряду с Конституцией,
является Федеральный Закон «Об общих
принципах организации самоуправления
в РФ» от 6.10.2003 г.
Местное
самоуправление обеспечивает не только
самостоятельность решения населением
всех вопросов местного значения, но и
организационное обособление управления
местными делами в системе управления
обществом и государством.
Общие
принципы местного самоуправления,
закреплённые в Конституции РФ 1993 г.:
- Самостоятельность
решения населением вопросов местного
самоуправления (перечень устанавливается
Федеральным Законодательством).
- Организационное
обособление местного самоуправления,
его органов в системе управления государством
в осуществлении общих задач и принципов.
- Соответствие
материальных и финансовых ресурсов местного
самоуправления его полномочиям.
- Ответственность
органов и должностных лиц местного самоуправления
перед населением. Она реализуется, в частности,
закреплением в законодательстве института
отзыва избранных должностных лиц местного
самоуправления.
- Многообразие
форм осуществления местного самоуправления,
связанное с многообразием типов поселений.
- Соблюдение
прав и свобод человека и гражданина.
- Законность
в организации и деятельности местного
самоуправления, которая заключается
в соответствии этой организации деятельности,
а также нормативных актов местного самоуправления
требованиям законодательства.
- Гласность
деятельности органов местного самоуправления:
все решения и акты местного самоуправления
должно быть полностью доведены до сведения
населения и приниматься с максимальным
его участием.
- Государственные
гарантии местного самоуправления: финансовые,
гарантии судебной защиты, признание и
защита муниципальной собственности как
одной из равноправных форм собственности.
Вопрос
48.
Основные
функции местного
самоуправления
Функции
местного самоуправления – основные
направления муниципальной деятельности:
- обеспечение
участия населения в решении вопросов
местного значения через выборные органы
и институты прямой демократии;
- управление
муниципальной собственностью, финансовыми
средствами местного самоуправления.
- обеспечение
комплексного социально-экономического
развития муниципальных образований.
- обеспечение
удовлетворения потребностей населения
в социо-культурных, коммунально-бытовых
и др. жизненно-важных услугах;
- охрана общественного
порядка, кот осуществляется во взаимодействии
с органами МВД.
Полномочия
органов местного самоуправления (ст.
17 ФЗ):
- принимают
устав муниципального образования (вносят
в него изменения и дополнения, издают
муниципальные и правовые акты);
- устанавливают
официальные символы муниципального образования;
- создают муниципальные
предприятия и учреждения, финансируют
учреждения, формируют и размещают муниципальный
заказ;
- устанавливают
тарифы на услуги, предоставляемые муниципальными
предприятиями и учреждениями, если иное
не установлено федеральным законом;
- принимают
и организуют выполнение планов и программ
комплексного социально-экономического
развития муниципального образования,
а также организуют сбор статистических
показателей, характеризующих состояние
муниципального образования и предоставление
указанных данных органам государственной
власти.
Вопрос
49.
Основные
организационные формы
осуществления местного
самоуправления:
- Формы прямого
волеизъявления граждан:
- местный референдум,
- муниципальные
выборы,
- собрания
и сходы граждан,
- народная
правотворческая инициатива и обращение
граждан в органы местного самоуправления,
- территориальное
общественное самоуправление
- Через
органы, установленные законодательством:
- представительный
орган местного самоуправления,
- глава муниципального
образования,
- местная администрация
(исполнительный орган местного самоуправления),
- контрольный
орган муниципального образования,
- избирательная
комиссия муниципального образования
Все
формы закреплены в Уставе муниципального
образования, являющимся основным нормативным
актом данного муниципального образования.
В
Уставе должны быть
закреплены:
- Наименование
и территориальные пределы муниципального
образования.
- Перечень
вопросов местного значения, относящихся
к ведению данного муниципального образования.
- Формы, порядок
и гарантии участия населения в участии
решения вопросов местного значения.
- Структура
и порядок образования органов.
- Виды и порядок
издания, порядок вступления в силу муниципальных
правовых актов.
- Вопросы формирования,
утверждения, исполнения местного бюджета
и контроль за его исполнением.
Устав
муниципального образования принимается
представительным органом местного самоуправления,
а в поселениях с численностью не более
100 человек, обладающих избирательным
правом, - сходом граждан.
Вопрос
50.
Основные
органы местного самоуправления
и их должностные
лица
Представительный
орган местного самоуправления состоит
из депутатов, избираемых на муниципальных
выборах. Не формируется, если численность
менее 100 человек.
Представительный
орган может состоять из глав поселений,
входящих в состав муниципального района.
Высшее должностное
лицо муниципального образования – глава
муниципального образования, который
избирается либо непосредственно населением
на муниципальных выборах, либо избирается
представительным органом муниципального
образования и в этом случае, как правило,
возглавляет представительный орган.
Глава
муниципального образования может
возглавлять исполнительный орган
муниципального образования, но в этом
случае он не может одновременно возглавлять
представительный орган.
Местная
администрация (исполнительно-распорядительный
орган муниципального образования)
наделяется Уставом муниципального образования
полномочиями по решению вопросов местного
значения, а также полномочиями осуществления
некоторых государственных полномочий,
которые переданы органам местного самоуправления
органами государственно власти.
Избранный
глава муниципального образования
представляет муниципальное образование
во взаимоотношениях с другими муниципальными
органами и органами государственной
власти.
Подписывает
и обнародует муниципальные нормативно-правовые
акты.
Издаёт
в пределах своих полномочий собственные
правовые акты.
Руководит
либо представительным, либо исполнительным
органом муниципального образования.
Представительный
орган муниципального образования
принимает Устав и другие, муниципальные
нормативно-правовые акты, в которых регламентируются
структура и порядок формирования органов
местного самоуправления, вопросы формирования
и исполнения местного бюджета, вопросы
владения собственностью и распоряжения
объектами муниципальной собственности
и другие вопросы местного значения, отнесённые
к ведению данного муниципального образования.