Шпаргалка по "Конституционному праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Августа 2011 в 17:01, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Конституционное право".

Работа содержит 1 файл

шпоры ГМУ.doc

— 244.50 Кб (Скачать)

  2 палаты (это связано с федеративным устройством):

  • Совет Федерации (Верхняя палата) представляет интересы субъектов Федерации;
  • Государственная Дума – интересы всего народа РФ, всех граждан.

  СФ  и ГД заседают раздельно. На совместные заседания они собираются лишь для заслушивания:

    • ежегодных посланий Президента о положении в стране,
    • посланий Конституционного Суда,
    • выступлений иностранных государств и Правительств.

  Конституция РФ предусматривает различную компетенцию  для каждой палаты Федерального Собрания, обеспечивая тем самым систему сдержек и противовесов внутри самого Парламента.

  Задача  Совета Федерации – противостоять диктатуре большинства в Государственной Думе.

  Совет Федерации призван выражать интересы местностей, региональные мнения и  чаяния. Вместе с тем Совет Федерации – государственный орган все Федерации. Его решения и другие волеизъявления адресуются не тем или иным субъектам РФ, а государству в целом.

  Парламент выступает и как своего рода уравновешивающая сила в отношениях конкурирующих  политических сил, как арена защиты интересов тех из них, которые в сегодняшней на политическую жизнь страны. 
 

  Вопрос 34.

  Совет Федерации: порядок  формирования и деятельности.

  СФ  состоит из равного количества представителей от исполнительной и законодательной  власти субъекта РФ (по 1 человеку).

  Представителя от исполнительной власти назначает  избранный президент или губернатор, а от законодательной власти –  законодательный орган субъекта Федерации.

  Деятельность  Совета Федерации основывается на принципах  коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. Основной формой работы СФ являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом СФ, палата вправе проводить закрытые заседания. СФ избирает из своего состава тайным голосованием Председателя СФ и его заместителей, которые не могут быть представителями одного субъекта РФ.

  К ведению СФ относятся:

  1. Утверждение изменения границ между субъектами Федерации.
  2. Утверждение Указов Президента о введении военного или чрезвычайного положения.
  3. Решение вопросов о возможности использования вооружённых сил РФ за её пределами (в настоящее время - миротворческие контингенты).
  4. Назначение выборов Президента.
  5. Отрешение Президента от должности.
  6. Назначение на должности Судей Высших Судов по представлению Президента.
  7. СФ и ГД образуют Счётную Палату. СФ избирает заместителя Председателя Счётной Палаты и 6 аудиторов, а ГД – Председателя и других 6-ых аудиторов.
  8. Назначает на должность судей экономического суда СНГ.
  9. Готовит заключение Президенту о назначении или отзыву дипломатических представителей РФ в международных организациях.

  СФ  играет большую роль  в законотворческой деятельности. Все ФЗ, принятые ГД в  пятидневный срок направляются в  СФ, который в 14-ти дневный срок должен либо одобрить, либо отклонить. Если этого  не происходит, закон считается автоматически одобренным. Некоторые законы подлежат обязательному рассмотрению СФ.

  Из  своих членов СФ формирует комитеты по основным направлениям жизнедеятельности  гос-ва и законотворческого процесса, а также Комиссии.

  Для обеспечения оперативного руководства деятельностью ГД СФ формирует рабочий орган – Совет Палаты, который состоит из Председателя СФ, его заместителей, председателей Комитетов и постоянной Комиссии. 

  Вопрос 35

  Компетенция Совета Федерации

  • формирование проекта повестки дня;
  • формирование и согласование порядка обсуждения вопросов на заседании СФ;
  • определение круга лиц, приглашаемых для выступлений на заседании СФ;
  • определение степени проработанности вопросов, выносимых на заседание СФ.

  Назначение  Комитетов СФ, также как и Комитетов ГД, заключается в экспертной оценке законопроектов, выносимых на рассмотрение СФ и внесении в них необходимых поправок.

  Основные  формы работы СФ, как и ГД являются:

  • пленарные заседания,
  • заседания Комитетов,
  • заседание советов Палаты.
 

  Вопрос 36.

  Государственная Дума: порядок формирования и деятельности

  Согласно  ст. 95, 96, 97 Конституции, ГД состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. Порядок выборов ГД устанавливается федеральным законом.

  225 депутатов избираются по одномандатным  избирательным округам (один округ  – один депутат).  
 

  Вопрос 37.

  Компетенция Государственной  Думы

  Согласно  ст. 103 Конституции, к ведению ГД относятся:

  1. дача согласия Президенту на назначение Председателя Правительства;
  2. решение вопроса о доверии Правительству;
  3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счётной Палаты и половины (6) её аудиторов, Председателя ЦБ РФ, Уполномоченного по правам человека;
  4. объявление амнистии;
  5. выдвижение обвинений против Президента и возбуждение процесса импичмента.
  6. принимает ФЗ и совместно с СФ принимает Федеральные Конституционные законы, что является основным направление её деятельности. Для этого ГД формирует Комитеты (сейчас – 27 (по законотворчеству).

  Порядок деятельности ГД регламентируется Конституцией, Федеральным законодательством, регламентом ГД.

  В Совет ГД с правом решающего голоса входит Председатель ГД и руководители депутатских объединений, т.е. фракций и депутатских групп. Заместители с правом замещающего голоса.

  Основные  формы работы ГД:

  • пленарные заседания,
  • заседание Комиссий,
  • заседание фракций и депутатских групп.

  Палаты  принимают постановления, которые, как правило, содержат порядок принимаемых законов. 

  Вопрос 38.

  Законодательный процесс: содержание и основные стадии.

  ФС  РФ принимает 2 вида законов – ФКЗ (по вопросам особой значимости, специально оговорённым в Конституции; детализируют положение ключевых разделов Конституции, касающихся преимущественно деятельности органов государственной власти) и ФЗ.

  ФЗ  принимаются в обычном порядке  по вопросам, отнесённым Конституцией.

  Конституция

  ФКЗ

  ФЗ

  Акты  федеральных органов государственной власти

  Законодательство  субъектов федерации. 

  Законодательный процесс - процедура принятия законов, начиная от внесения проектов в ГД и кончая их подписанием и опубликованием.

  Законодательный процесс урегулирован Конституцией и состоит их нескольких стадий:

  1. Стадия реализации законодательной инициативы. Конституцией установлен перечень лиц и органов, имеющих право вносить на рассмотрение ГД проекты законов, подлежащих обязательному рассмотрению. Это субъекты законодательной инициативы: Президент РФ, СФ и его члены, депутаты ГД и их объединения, Правительство РФ, органы законодательной власти субъектов РФ, а также высшие Суды РФ по вопросам, входящим в их компетенцию.

      Рассмотрение  законопроекта в трёх чтениях:

  • рассматривается концепция законопроекта, целесообразность его принятия, определяется профильный комитет или комитеты, которые ведут все работы с проектом, вносятся поправки концептуального характера;
  • рассматривается по существу, устраняются возможные внутренние противоречия и противоречия с принятыми законами;
  • закон принимается полностью. Внесение поправок в третьем чтении не допускается.
  1. Стадия одобрения закона (только для особых ФЗ). Принятие осуществляется большинством голосов депутатов ФС. В случае отклонения закона либо создаётся согласительная комиссия из представителей ГД, которая рассматривает и снимает возникшие противоречия, либо ГД может повторно принять закон в той же редакции квалифицированным большинством (не менее 2/3). 
  1. Стадия промульгации закона, т.е. его подписание и официальное опубликование. Президент обязан рассмотреть ФЗ и ФКЗ (подписать) в течение 14-ти дней и опубликовать в Собрании Законодательства РФ, Российской газете и в Парламентской газете.

      Для обычных ФЗ вторая и третья стадии совпадают.

  Перечень  ФЗ, подлежащих обязательному рассмотрению:

  • законы по вопросам Федерального бюджета
  • федеральных налогов и сборов,
  • финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования,
  • денежной эмиссии,
  • ратификации международных договоров,
  • статуса и защиты государственной границы,
  • войны и мира.

  ФКЗ принимается ГД квалифицированным  большинством (не менее 2/3 голосов от общего числа депутатов), направляется в СФ, кот также принимает его квалифицированным большинством голосов (не менее ¾ голосов).

  Для ФКЗ заканчивается стадия принятия закона и не нужна стадия одобрения. Принятые обеими палатами ФКЗ направляются Президенты, который должен подписать его в 14-ти дневный срок и опубликовать.

  Президент имеет право вето в отношении  ФЗ, но не в отношении ФКЗ.

  Закон вступает в силу по истечении 10 дней со дня его опубликования, если иное не указано в тексте самого закона. 

  Вопрос 39.

  Правительство РФ. Его роль в  системе исполнительной власти, порядок формирования, состав, порядок деятельности.

  Согласно  Конституции РФ (ст. 110), исполнительную власть РФ осуществляет Правительство. Оно является органов государственной власти РФ, возглавляющим единую систему исполнительной власти РФ. Как высший исполнительный орган государственной власти, Правительство РФ осуществляет государственное управление:

  • организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ;
  • осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;
  • принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

  Правительство РФ осуществляет свою деятельность на основе Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов Президента РФ.

  В состав Правительства РФ входят Председатель Правительства, заместители Председателя и федеральные министры.

  Председатель  Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. В соответствии с Конституцией (ст. 111) предложение о кандидатуре вносится не позднее 2-х недельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Председателя Правительства Государственной Думой.

Информация о работе Шпаргалка по "Конституционному праву"