Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2011 в 22:36, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "История отечественного государства и права".

Работа содержит 1 файл

истор.docx

— 50.96 Кб (Скачать)

Современный период (с 1991 г.) – период становления и  развития РФ после распада СССР. 

3. Двинская и Белозерские уставные грамоты

Впервые уставные грамоты  стали применяться Великими князьями литовскими. По отношению к вошедшими в состав литовского княжества русскими землями они придерживались принципа "мы старины не рухаем, а новин не вводим" и довольствовались сбором дани с присоединенных земель, да привлечением к ополчению местных княжеских дружин. Такого рода отношения закреплялись в специальных договорах – уставных грамотах, весьма напоминавших договоры Новгорода с князьями. Фактически формировалось федеративное государство, со своеобразной, средневековой, но федерацией.

Появившиеся на Руси в рассматриваемом периоде Двинская (1397 г.) и Белозерская уставные грамоты, отражают стремление центральной власти ограничить самовластие наместников  – с одной стороны, а с другой – признание центром большой  значимости в местном самоуправлении общинных организаций. Несмотря на то, что уставная грамота обращена непосредственно  к населению только одного уезда, это документ принципиального значения. Уставные грамоты необходимо рассматривать  как типовые, которые видимо, предполагалось дать и другим уездам Русского государства.

Некоторые нормы  и положения Двинской и Белозерской  уставных грамот вошли в первый общерусский  свод законов Московской Руси –  Судебник 1497 года. 

12Стоглав 1551 г. – это источник церковного права.

Он принят в мае 1551 г. на церковном Соборе в Москве, на котором председательствовал  Иван IV.

Стоглав включает в себя 100 глав. Его редакции делятся на: пространную, среднюю и краткую.

Источники «Стоглава»:

1) Библия;

2) Церковный устав;

3) другие богослужебные  книги;

4) различные канонические  сборники;

5) исторические и  нравоучительные сборники.

Стоглав 1551 г. имел 2 основные части:

1) посвященную регулированию церковных дел;

2) посвященную семейному праву.

В Стоглаве в отношении церкви и ее имущества закреплялись:

1) неприкосновенность  церковного имущества;

2) исключительная  подсудность духовных лиц церковному  суду;

3) унификацировались церковные обряды и пошлины;

4) нормы внутрицерковной жизни.

В области регулирования  семейных отношений Стоглав 1551 г. основывался  на нормах обычного права. По Стоглаву юридические последствия имел только церковный брак. Для заключения брака требовалось согласие родителей или опекунов, за исключением случаев, когда эти лица находились в плену, были невменяемыми или пропали без вести; возраст вступления в брак устанавливался 15 лет для мужчин и 12 лет для женщин.

При заключении брака  должен был быть составлен договор  сторон (сговор, свод). Его форма –  нотариальная, а его несоблюдение влекло судебную ответственность нарушителя и уплату неустойки.

Законными считались  для одного лица только 3 брака. При  этом церковное венчание было возможно только во время первого брака, а  второй и третий благословлялись.

Помимо согласия родителей на брак, требовалась «венечная  память», т. е. разрешение на брак епархиального  архиерея.

Венчание проводилось  приходским священником.

Развод допускался в исключительных случаях. Ранее  установленные поводы к разводу  значительно сокращены.

По Стоглаву прекращение брака возможно в случаях:

1) физической смерти;

2) прелюбодеяния  – главного повода для развода,  он мог быть применен только  мужем по отношению к жене;

3) длительного отсутствия  одного из супругов;

4) неспособность  мужа к супружеской жизни или  бесплодие жены;

5) длительной и  тяжелой болезни супруга;

6) пострижения одного  из супругов в монахи.

Осуждение за преступление не прекращало брака. Жена и дети в  этом случае несли ответственность  совместно с мужем.

Главный принцип  семейных отношений по Стоглаву – безраздельная власть мужа над женой и родителей над детьми.

Жена всегда следовала  судьбе мужа: муж был вправе «закладывать»  ее и отдавать по служилой кабале в  «работу на прокорм». Муж имел право  наказывать жену, если эти наказания  не превращались в членовредительство. 

Родители были вправе распоряжаться брачной судьбой  своих детей, решать вопрос об их пострижении  в монахи, передаче в холопство.

Особенности имела  опека над малолетними детьми. Опекунами могли быть только родственники мужа, поэтому мать-вдова, остающаяся с детьми, не могла быть опекуншей. Власть опекуна над детьми продолжалась до их совершеннолетия.

Имущественные права  супругов были равными, но муж не мог  распоряжаться приданым жены без  ее согласия. Супруги по долгам отвечали не только общим имуществом, но и  в случае смерти одного из них –  собственным.

СТРУКТУРА И ТЕХНИКА СВОДА  ЗАКОНОВ ГРАЖДАНСКИХ При создании Свода законов была избрана сложная классификационная структура – Свод в целом делился на книги, те на тома, отдельные тома подразделялись на части и т. д. Предполагалось, что избранная модель позволит эффективно вносить изменения и дополнения в конкретные разделы Свода, не вызывая перемен в структурном расположении других разделов. В каждом томе соблюдался принцип сквозной нумерации. Первое издание 1832 г. и последующие издания 1842 и 1857 годов состояли из 15 томов (В частности, том 1 — Основные государственные законы, том 3 — Уставы о службе гражданской, том 9 — Законы о состояниях (сословиях), том 15 — Уложение о наказаниях,

Начало  реформ Александра I

Александр I взошел на российский престол, намереваясь  осуществить радикальную реформу  политического строя России путем  создания конституции, гарантировавшей  всем подданным личную свободу и  гражданские права. Он сознавал, что  подобная «революция сверху» приведет фактически к ликвидации самодержавия и готов был в случае успеха удалиться от власти. Однако он также  понимал, что нуждается в определенной социальной опоре, в единомышленниках. Ему необходимо было избавиться от давления как со стороны заговорщиков, свергнувших Павла, так и поддерживавших их «екатерининских стариков». Уже  в первые дни после воцарения Александр объявил, что управлять Россией будет «по законам и по сердцу» Екатерины II. 5 апреля 1801 был создан Непременный совет — законосовещательный орган при государе, получивший право опротестовывать действия и указы царя. В мае того же года Александр внес на рассмотрение совета проект указа о запрещении продажи крестьян без земли, но члены Совета дали понять императору, что принятие подобного указа вызовет брожение среди дворян и приведет к новому государственному перевороту. После этого Александр сосредоточил свои усилия на разработке реформы в кругу своих «молодых друзей» (В. П. Кочубей, А. А. Чарторыйский, П. А. Строганов, Н. Н. Новосильцев). Ко времени коронации Александра (сентябрь 1801) Непременным советом были подготовлены проект «Всемилостивейшей грамоты, Российскому народу жалуемой», содержавшей гарантии основных гражданских прав подданных (свобода слова, печати, совести, личная безопасность, гарантия частной собственности и т. д.), проект манифеста по крестьянскому вопросу (запрет продажи крестьян без земли, установление порядка выкупа крестьян у помещика) и проект реорганизации Сената. В ходе обсуждения проектов обнажились острые противоречия между членами Непременного совета, и в результате ни один из трех документов обнародован не был. Было лишь объявлено о прекращении раздачи государственных крестьян в частные руки. Дальнейшее рассмотрение крестьянского вопроса привело к появлению 20 февраля 1803 указа о «свободных хлебопашцах», разрешавшего помещикам отпускать крестьян на волю и закреплять за ними землю в собственность, что впервые создавало категорию лично свободных крестьян. 
Параллельно Александр осуществлял административную реформу и реформу образования.

Второй этап реформ Александра В эти же годы сам Александр уже почувствовал вкус власти и стал находить преимущества в самодержавном правлении. Разочарование в ближайшем окружении заставило его искать опору в людях, лично ему преданных и не связанных с сановной аристократией. Он приближает к себе сначала А. А. Аракчеева, а позднее М. Б. Барклая де Толли, ставшего в 1810 году военным министром, и М. М. Сперанского, которому Александр поручил разработку нового проекта государственной реформы. Проект Сперанского предполагал фактическое преобразование России в конституционную монархию, где власть государя была бы ограничена двухпалатным законодательным органом парламентского типа. Реализация плана Сперанского началась в 1809, когда была отменена практика приравнивания придворных званий к гражданским и был введен образовательный ценз для гражданских чиновников. 1 января 1810 был учрежден Государственный совет, заменивший Непременный. Предполагалось, что изначально широкие полномочия Государственного совета будут затем сужены после учреждения Государственной думы. В течение 1810-11 в Государственном совете обсуждались предложенные Сперанским планы финансовой, министерской и сенатской реформ. Реализация первой из них привела к сокращению бюджетного дефицита, к лету 1811 было завершено преобразование министерств. Между тем сам Александр испытывал сильнейшее давление придворного окружения, включая членов его семьи, стремившихся не допустить радикальных реформ. Определенное влияние на него, по-видимому, оказала и «Записка о древней и новой России» Н.М.Карамзина, которая дала, очевидно, повод императору усомниться в правильности избранного им пути. Немаловажное значение имел фактор и международного положения России: усиливавшееся напряжение в отношениях с Францией и необходимость подготовки к войне давали возможность оппозиции трактовать реформаторскую деятельность Сперанского как антигосударственную, а самого Сперанского объявить наполеоновским шпионом. Все это привело к тому, что склонный к компромиссам Александр, хотя и не веривший в вину Сперанского, в марте 1812 отправил его в отставку.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории отечественного государства и права"