Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2011 в 13:25, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Государство и право".
9. Понятие
и элементы формы государства.
Форма государства - это способ организации
политической власти, охватывающий форму
правления, форму государственного устройства
и политический режим. Если категория
“сущность государства” отвечает на
вопрос: в чем заключается главное, закономерное,
определяющее в государстве, то категория
“форма государства” -- кто и как правит
в обществе, как устроены и действуют в
нем государственно-властные структуры,
как объединено население на данной территории,
каким образом оно связано через различные
территориальные и политические образования
с государством в целом, как осуществляется
политическая власть, с помощью каких
методов, приемов.
Форма государства -- это его строение,
на которое влияют как социально-экономические
факторы, так и природные, климатические
условия, национально-исторические и религиозные
особенности, культурный уровень развития
общества и т.п. Элементами формы государства
выступают: 1) форма правления (характеризует
порядок образования и организации высших
органов государственной власти, их взаимоотношения
друг с другом и населением; в зависимости
от особенностей формы правления государства
подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства
(отражает территориальную структуру
государства, соотношение между государством
в целом и его составными территориальными
единицами; по форме государственного
устройства государства делятся на унитарные,
федеративные и конфедеративные); 3) политический
(государственный) режим (представляет
собой систему методов, способов и средств
осуществления государственной власти;
в зависимости от особенностей набора
данных приемов государственного властвования
различают демократический и антидемократический
политические (государственные) режимы).
10. Формы государственного правления. Форма государственного правления - это элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением. По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. Признаки монархии: 1) власть передается по наследству; 2) осуществляется бессрочно; 3) не зависит от населения. Монархии бывают неограниченными, в которых отсутствуют представительные учреждения народа и в которых единственным носителем суверенитета государства является монарх (например, абсолютные монархии последнего периода эпохи феодализма, из современных - Саудовская Аравия, Бруней), и ограниченными, в которых наряду с монархом носителями суверенитета выступают другие высшие государственные органы, ограничивающие власть главы государства (речь идет, в частности, об Англии, Японии, Испании, Швеции, Норвегии и т.п.). Признаки республики: 1) выборность власти; 2) срочность; 3) зависимость от избирателей. В зависимости от того, кто формирует правительство, кому оно подотчетно и подконтрольно, республики подразделяются на президентские, парламентские и смешанные. В президентских республиках (США, Сирия) именно президент выполняет эту роль, в парламентских (Германия, Италия) - парламент, в смешанных (Франция, Финляндия) - совместно президент и парламент. Монархии: восточная деспотия - первое, раннее гос-во, где приоритет- насилию, верх. власть - царь или король - неогрнич. суд., исполнит., верх. власть; ограниченная монархия - сословно-представительная монархия, ее власть ограничена каким-либо институтом (на Руси - боярская дума); раннефеодальная монархия - феод. раздробл-ть, власть - у местных феодалов, принцип - вассал моего вассала - не мой вассал; констит. монархия - власть монарха ограничена законами, принцип - царствовать, но не властвовать. Республики: такая публичная власть, кот. осущ-ся коллегиально и возникающая путем собрания. Президентск., парлам.респ-ка (различия - по осн. объему полномочий) - в през. респ-ке президент им. право распустить законодат. орган. Президент формирует осн. ключ. посты в прав-ве. Президент им. право издавать всеобщ. законы, нормат. акты. президент - главком. В парлам. респ-ке осн. объем полномочий - у парламента. Парламент нельзя распустить и он формирует правительство. Президент управляет лишь экономической стороной жизни страны.
11. Формы гос. устройства (ФГУ). ФГУ определяется внутр. строением органов гос. власти и управления, принципами и взаимодействием друг с другом этих органов и объемами их полномочий. Унитарное - осн. масса населения - одна нация, строгая соподч-ть уровней власти друг другу. Един. система права, фед. законов и иных норм. актов. Федеративное - сложное многонац. гос-во, состоящее из союза когда-то суверенных государств, ныне находящихся в федерации и обладающих некоторыми суверен. правами (но не суверенитетом). Здесь сложн. судебн., фин. система, т.к. субъекты федерации на своей территории избирают главу субъекта, законодат., и исполнит. органы (напр., свои суды). Конфедерация - сложн. устройство, временный союз суверен. гос-в, созданный для решения каких-либо временнных локальных задач (военн., эконом., таможен. союзы).
12. Политический
(государственный) режим: понятие. Политический
режим - это система методов, способов
и средств осуществления политической
власти. Всякие изменения, происходящие
в сущности государства данного типа,
прежде всего отражаются на его режиме,
а он влияет на форму правления и форму
государственного устройства. Согласно
одной точке зрения понятия “политический
режим” и “государственный режим” можно
расценивать как тождественные.
Согласно другой точке зрения понятие
“политический режим” более широкое,
чем понятие “государственный режим”,
ибо включает в себя не только методы и
приемы осуществления политической власти
со стороны государства, но и со стороны
политических партий и движений, общественных
объединений, организаций и т.п. Политический
режим -- это динамическая, функциональная
характеристика политической системы.
Категории “политический режим” и “политическая
система“ тесно связаны между собой. Если
первая показывает весь комплекс институтов,
участвующих в политической жизни общества
и в осуществлении политической власти,
то вторая -- как эта власть осуществляется,
как действуют данные институты (демократично
либо недемократично). Понятие политического
режима является ключевым для формирования
представлений об основных системах власти.
Именно исходя из политического режима
судят о подлинной картине принципов организации
политического устройства общества. Политический
режим характеризует определенный политический
климат, существующий в той или иной стране
в конкретный период ее исторического
развития. (Демократический, тоталитарный,
авторитарный - средний).
13. Функции государства -- это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Понятие функции государства не следует отождествлять с такими понятиями, как: 1) цели и задачи государства (если цель общества то, к чему стремится государство, а задачи -- цель и средства ее достижения, то функции лишь основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач; следовательно, цели и задачи определяют функции);
2) функции отдельных его органов (в отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них находит выражение социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности). В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер); в зависимости от значения -- на основные и неосновные; в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, -- на внутренние и внешнии. К внутренним функциям современного РОССИЙСКОГО государства можно отнести следующие: 1) охрана прав и свобод человека и гражданина, обеспечение правопорядка; 2) экономическая; 3) налогообложения; 4) социальной защиты; 5) экологическая; 6) культурная. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) оборона страны; 2) поддержание мирового порядка; 3) сотрудничество с другими государствами и т.п.
14. Характеристика основных внутренних функций Российского государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внутренние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внутренних задач. К внутренним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка (это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой “человек, его права и свободы являются высшей ценностью”); 2) экономическую функцию (здесь весьма важен вопрос о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями; если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений - прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д.); 3) функцию налогообложения (в современных условиях налог становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, и в юридической, и во внешнеполитической и т.п.); 4) функцию социальной защиты (прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться - об инвалидах, пенсионерах, студентах и др.; кроме того, государство призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт и т.п.); 5) экологическую функцию (с помощью законодательства государство устанавливает правовой режим природопользования, берет на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания и т.д.); 6) культурную функцию (содержание ее сегодня составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры - литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в недостаточном объеме).
15. Характеристика основных внешних функций Российского государства. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение функциям государства и произвести их классификацию в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются. Внешние функции государства - это основные направления деятельности государства по выполнению стоящих перед ним внешних задач. Их выполнение обеспечивает полноправное существование государства в современном мире, который все больше становится взаимозависимым. К внешним функциям современного Российского государства можно отнести следующие: 1) функцию обороны страны (базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его национальной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов); 2) функцию поддержания мирового порядка (это деятельность Российского государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий, участию в урегулировании межнациональных и межгосударственных конфликтов); 3) функцию сотрудничества с другими государствами (это разнообразная деятельность государства, направленная на установление и развитие экономических, политических, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других государств) и т.п. Внешняя деятельность государств (в том числе и России) в современных условиях будет эффективной и плодотворной лишь тогда, когда она будет базироваться на международно-правовых актах с общеобязательным учетом национальных, социально-экономических, культурных и иных особенностей и интересов всех народов, входящих в мировое сообщество.
16. Типы государства:
различные подходы.
Типология государства - это его специфическая
классификация, проводимая в основном
с позиции двух подходов: формационного
и цивилизационного. В рамках первого
главным критерием выступают социально-экономические
признаки (общественно-экономическая
формация). Именно базис (тип производственных
отношений) является, по мнению представителей
данного подхода (Маркса, Энгельса), решающим
фактором общественного развития, который
детерминирует и соответствующий тип
надстроечных элементов: государство
и право. В зависимости от типов экономического
базиса выделяют следующие типы государства:
рабовладельческий, феодальный, буржуазный,
социалистический (в последнее время к
ним добавляют еще два: азиатский способ
производства и прафеодализм). Достоинства
данной типологии: 1) продуктивна сама
идея делить государства на основе социально-экономических
факторов, которые действительно весьма
существенно влияют на общество; 2) она
показывает поэтапность, естественно-
исторический характер развития государства.
Слабые стороны: 1) она во многом однолинейная,
характеризуется излишней запрограммированностью)
между тем история многовариантна и далеко
не всегда “вписывается” в начерченные
для нее схемы; 2) недооцениваются духовные
факторы (религиозные, национальные, культурные
и т.п.).
В рамках цивилизационного подхода основными
критериями выступают духовные признаки
-- культурные, религиозные, национальные,
психологические и пр. В частности, по
мнению одного из представителей данного
подхода А. Тойнби, цивилизация есть замкнутое
и локальное состояние общества, отличающееся
общностью религиозных, национальных,
географических и других признаков. В
зависимости от них выделяют следующие
цивилизации: египетскую, китайскую, западную,
православную и т.п. Достоинства данной
типологии: 1) выделены факторы культуры
как существенные в определенных условиях;
2) в связи с расширением количества духовных
критериев, которые характеризуют именно
особенности тех или иных цивилизаций,
получается более “заземленная” типология
государств. Слабые стороны: 1) недооцениваются
социально-экономические факторы; 2) по
сути дела это типология не столько государства,
сколько общества.
17. Место и роль государства в политической системе общества. Прежде чем отвечать на данный вопрос, необходимо сначала дать определение понятия “политическая система общества” и раскрыть ее структуру (Политическая система общества -- это упорядоченная на основе права и иных социальных норм совокупность институтов (государственных органов, политических партий, движений, общественных организаций и т.п.), в рамках которой проходит политическая жизнь общества и осуществляется политическая власть. Понятие “политическая система” показывает, как регулируются политические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Это механизм организации и реализации политической деятельности. Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых порождает новое качество, не присущее ее частям. Категория “политическая система” позволяет проникнуть в политические интересы классов, социальных групп, наций, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений. Политическая система в конечном счете регулирует производство и распределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.). Понятия “государство” и “политическая система общества” соотносятся как часть и целое. Государство концентрирует в себе все многообразие политических интересов, регулируя явления политической жизни через призму “общеобязательности”. Именно в этом качестве государство играет особую роль в политической системе, придавая ей своего рода целостность и устойчивость. Оно выполняет основной объем деятельности по управлению, пользуясь ресурсами общества и упорядочивая его жизнедеятельность. Государство занимает центральное, ведущее место в политической системе общества, так как оно: 1) выступает в качестве единственного официального представителя всего народа, объединяемого в пределах его территориальных границ по признаку гражданства; 2) является единственным носителем суверенитета; 3) обладает специальным аппаратом (публичной властью), предназначенным для управления обществом; 4) обладает “силовыми” структурами (вооруженными силами, милицией, службой безопасности и т.п.); 5) обладает, как правило, монополией на правотворчество; 6) обладает специфическим набором материальных ценностей (государственная собственность, бюджет, валюта и т.д.).
20. Механизм государства: понятие и структура. Механизм государства - это система государственных органов, призванных осуществлять задачи и функции государства. В юридической науке понятия “механизм государства” и “государственный аппарат” обычно употребляются как синонимы, хотя существует точка зрения, согласно которой под государственным аппаратом понимается система органов, непосредственно осуществляющих управленческую деятельность и наделенных для этого властными полномочиями, а в понятие “механизм государства” включаются также “материальные придатки” государственного аппарата (вооруженные силы, милиция, исправительные учреждения и т.д.), опираясь на которые государственный аппарат осуществляет свою деятельность. Характерные черты механизма государства: а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов; б) целостность его обеспечивается едиными целями и задачами; в) основным элементом механизма государства выступают государственные органы; г) он является той организационной и материальной силой (рычагом), с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов. Механизм современного государства отличается высокой степенью сложности, многообразием составляющих его частей, блоков подсистем. Структура механизма государства включает в себя: 1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций; 2) государственные учреждения и предприятия, которые властными полномочиями (за исключением их администраций) не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки и т.д.; 3) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением; 4) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.