Россия

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2012 в 15:09, реферат

Описание работы

С.Н. Булгаков считал, что «человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа остаются одни и те же и у ученого, и у философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно стоят на высоте своих задач, в равной степени и необходимо должны быть мыслящими людьми и каждый своим путем искать ответов на общечеловеческие вопросы, однажды предвечно поставленные и вновь постоянно ставящиеся человеческому духу.

Содержание

1. Введение
2. Хореография как вид искусства
3. Народный или бытовой
4. Классический
5. Сергей Павлович Дягилев. «Русский балет Сергея Дягилева»
6. Игорь Моисеев о народном танце
7. Современные танцевальные шоу
1)Танцевальное шоу Dance Magic
2) Русский Национальный Балет «Кострома»
8. Заключение
9. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Реферат.docx

— 88.14 Кб (Скачать)

МОСКОВСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВ

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету: технологии КДП

на тему: Россия

 

 

 

                                                     

                                                      Выполнил: студент 4го курса, группы 03404

                                                                             Лученков Александр 

                                                       Преподаватель: Артеменкова Н.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОСКВА 2012

 

 

 

 

 

1. Введение

2. Хореография как вид искусства

3. Народный или бытовой

4. Классический

5. Сергей Павлович Дягилев. «Русский балет Сергея Дягилева»

6. Игорь Моисеев о народном танце

7. Современные танцевальные шоу

    1)Танцевальное  шоу Dance Magic

    2) Русский Национальный Балет «Кострома»

8. Заключение

9. Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ведение

 

С.Н. Булгаков считал, что «человеческая душа нераздельна, и запросы мыслящего духа остаются одни и те же и у ученого, и у  философа, и у художника: и тот, и другой, и третий, если они действительно  стоят на высоте своих задач, в  равной степени и необходимо должны быть мыслящими людьми и каждый своим  путем искать ответов на общечеловеческие вопросы, однажды предвечно поставленные и вновь постоянно ставящиеся человеческому духу. И все эти вопросы в своей совокупности складываются в одну всеобъемлющую загадку, в одну вековечную думу, которую думает и отдельный человек, и совокупное человечество, в думу о себе саамом, в загадку, формулированную еще греческой мудростью: познай самого себя». Человек познает самого себя и во внешнем мире, и в философских учениях о добре и зле и в изучении исторических судеб человечества. И все-таки не перестает быть сам для себя загадкой, которую вновь и вновь ставит перед собой каждый человек, каждое поколение. Вследствие того, что искусство есть мышление, имеющее одну и ту же великую и общечеловеческую тему, мысль человека о самом себе и своей природе, оно и становится делом важным, трудным, серьезным и ответственным. Оно становится служением, требующим от своего представителя самоотвержения, непрерывных жертвоприношений, сока нервов и крови сердца. Великое служение есть великое страдание.

Тело  – дом души человека. Тело – и  инструмент движения, и процесс движения, потому что в нем постоянно  происходит движение даже на уровне клеточной  жидкости, не говоря уже о биении сердца, о бегущей по сосудам крови. Тело может выразить мысль человека в движении.

«Танец  – выражение состояния души человека» 1- считает Мира Михайловна Кольцова, художественный руководитель ансамбля «Березка». Танцем является само биение сердца, само дыхание; это тот внутренний танец, который постоянно исполняет наше тело. И если мы в какой-то момент прислушаемся к тому, что происходит внутри нас, то как бы войдем в многочисленные импульсы, которые постоянно проявляются в нашем теле. Внутри каждого такого импульса часто рождается какой-то образ. Усиливаются импульсы – движения приобретают форму. Мы получаем доступ к своему бессознательному. Неосознанное спонтанно проявляется в движении, и в танце мы как бы обретаем потерянную часть себя.

Но все  не так просто. Для того чтобы  обрести эту утраченную часть  себя, танец должен быть прожит и  выражен осознанно. То есть на самом  деле любое сокращение мышцы может  нести в себе соответствующий  образ, воспоминание, эмоцию или мыслеформу. И сила танца в том, что все это совмещается, происходит одновременно. Человек может получить полное самовыражение в данный момент бытия.

«Прижмите руки так, как это делаю я, к  своему сердцу, и вы узнаете, как  вам танцевать, так же, как это  узнала я и мои ученики. Это  настоящая революция. Пусть люди тоже прижмут руки к своим сердцам  и прислушаются к своим душам, и они поймут, как действовать»2, - говорила Айседора Дункан. К подобному пониманию природы танца независимо друг от друга приходили и другие выдающиеся танцовщики начала ХХ века: Мэри Вигман, Рудольф фон Лабан, Рут Сент-Дениз, Тедди Шоун, Дорис Хамфри, Карл Йосс, Валески Герт, Грет Палткки. Отбросив в сторону строгую и структурированную технику балета, они поощряли движение, идущее от сердца, из глубины души, выражающее индивидуальность. Так средствами танца выстраивается коммуникация с самим собой, другими людьми и окружающим миром.

 

 

2.Хореография как вид искусства

 

Что такое  хореография? Что мы подразумеваем  под этим словом? Многие считают: хореография  — это танец. Или: хореография  — это балет. Понятие «хореография»  гораздо шире. В него входят не только сами по себе танцы, народные и бытовые, классический балет. Само слово «хореография»  греческого происхождения, буквально  оно значит «писать танец». Но позднее  этим словом стали называть все, что  относится к искусству танца. В этом смысле употребляем его  и мы.

Хореография имеет три раздела:

а) народный,

б) бытовой (или, как мы еще называем его, бальный) танец

в) профессиональное искусство танца, в том числе  классический балет.

Танец —  это искусство, а всякое искусство  должно отражать жизнь в образно-художественной форме. Специфика хореографии состоит  в том, что мысли, чувства, переживания  человека она передает без помощи речи, средствами движения и мимики.

Хореография родилась на заре человечества: еще  в первобытном обществе существовали танцы, изображавшие трудовые процессы, воспроизводившие движения животных, танцы магического характера, воинственные. В них человек обращался к  силам природы. Не умея их объяснить, он молился, заклинал, приносил им жертвы, прося удачной охоты, дождя, солнца, рождения ребенка или смерти врага. Все это, впрочем, можно увидеть  и в наше время, в искусстве  народов Африки, например. Описания танцев путешественниками и фольклористами рассказывают о жизни, обычаях и  нравах различных народов.

С изменением социального строя, условий жизни  менялись характер и тематика искусства, в том числе и народной хореографии.

Новые темы, новые образы, иная манера исполнения появились в танцах народов нашей  страны после Великой Октябрьской  социалистической революции. Родились танцы, по-иному решающие тему труда — как первой жизненной потребности, доставляющей человеку радость и удовлетворение. Это, например, русские «Пряхи», «Рукодельницы», «Трактористы», украинские «Шевчик», «Урожай», белорусский «Ленок», молдавский «Сбор винограда», узбекский «Хлопок», карельский «Рыбаки» и множество других.

В советское  время была масса лирических, героических, комических, медленных и плавных  или вихревых, огневых, коллективных и сольных плясок, в которых  ярко и убедительно раскрывается образ наших соотечественников  того времени. В многочисленных ансамблях  народного танца, профессиональных и самодеятельных, мы видели танцы, посвященные рабочим, труженикам полей, советским воинам, партизанам, китобоям. Хорошо был раскрыт в народной хореографии и образ советской  женщины - свободной труженицы, героини Великой Отечественной войны.

Еще Н. В. Гоголь в своих «Петербургских записках 1836 года» писал: «Посмотрите, народные танцы являются в разных углах  мира: испанец пляшет не так, как  швейцарец, шотландец, как теньеровский немец, русский не так, как француз, как азиатец. Даже в провинциях одного и того же государства изменяется танец. Северный русс не так пляшет, как малороссиянин, как славянин южный, как поляк, как финн: у одного танец говорящий, у другого бесчувственный; у одного бешеный, разгульный, у другого спокойный; у одного напряженный, тяжелый, у другого легкий, воздушный. Откуда родилось такое разнообразие танцев? Оно родилось из характера народа, его жизни и образа занятий. Народ, проведший горделивую и бранную жизнь, выражает ту же гордость в своем танце; у народа беспечного и вольного та же безграничная воля и поэтическое самозабвение отражаются в танцах; народ климата пламенного оставил в своем национальном танце ту же негу, страсть и ревность»3.

Какие изумительные, выразительнейшие слова нашел Гоголь для рассказа о народной хореографии! Получается, что он уже более ста  лет тому назад прочитал нам замечательную лекцию на эту тему, и его мысли каждый балетмейстер должен запомнить, на всю жизнь. Особенно надо было бы задуматься над ними современным зарубежным, да и некоторым нашим хореографам, которые строят свои произведения исключительно на движениях классической школы и танца «модерн»4, совершенно выхолостив из них всякие признаки национальной характерности.

 

3. Народный или бытовой

 

Мы поговорили в общих чертах о народном танце, о его древнем происхождении  и о бесконечном разнообразии. Теперь поговорим о профессиональном искусстве танца. Кроме классического  балета сюда же относятся родившиеся в советское время ансамбли народного  танца.

Знаменитый  советский балетмейстер Р.Захаров  считал, что балетмейстера ансамбля народного танца можно сравнить с исследователем. Сколько ему  приходится ездить по разным областям и республикам, забираться в самые  дальние уголки, чтобы по крупицам собрать жемчужины народного  творчества и на их основе создать  свое новое хореографическое сочинение. Они работают так, как завещал  Гоголь. Но ему довелось встречаться  и с такими балетмейстерами, которые  «без конца пережевывают одну и ту же «жвачку»5, если можно так выразиться, то есть просто ставят танцы, подобные тем, что много раз видели в сочинениях своих коллег».

С профессиональным искусством танца мы встречаемся  еще в опере, музыкальной комедии, на эстраде, в цирке, кино, балете на льду, иногда — в драме.

Но самой  сложной формой профессиональной хореографии  является – классический балет. Те, кто думает, что классический танец  своим происхождением обязан придворным балам, глубоко заблуждается. Он основан на танце народном, который в свое время проник в салоны высшей знати. Разумеется, в первозданном виде он там исполняться не мог, так как вольная непосредственность его движений была чужда той среде. Попав туда, танец стал исполняться в совершенно иной манере, то есть «благородной», более сдержанной, иногда жеманной, даже напыщенной.

Развитие  танцевальной техники в салонах  пошло, естественно, по иному направлению, чем это происходило в народе: ведь народ танцевал на лужайке или  на земляном полу хижин, а знатные  дамы и кавалеры скользили по гладкому полу, изящно вытягивая носки, плавно и важно приседая по правилам, специально выработанным придворными танцмейстерами. Длинные платья и шлейфы дам обязывали  к неторопливым движениям. В XVIII веке, когда на время исчезли шлейфы, темп танца стал быстрее, появились  маленькие прыжочки, также заимствованные из народных танцев.

На занятиях по историческому танцу в хореографических училищах все это изучается тщательно  и подробно, студенты сами исполняют  всевозможные исторические танцы разных эпох — иноземные и русские.

Из истории  балета мы знаем, что первоначальными  его исполнителями были сами придворные, а во Франции — даже король с  королевой. Танцу тогда уделялось  очень много внимания: обучение начиналось с детских лет, и, хотя танец тех  времен по своей технике не шел  в сравнение с тем, что стали  исполнять позже профессионалы, уровень хореографических познаний любителей был достаточно высок.

Отсюда  — уже один шаг для самоопределения  собственно искусства балета: появились  настоящие мастера танца —  солисты и антураж для массовых сцен.

Балет в  нашем понимании этого слова, то есть хореографическая пьеса с  определенным содержанием, образовался, разумеется, далеко не сразу. Впервые  сформулировал задачи классического  балета Жан Жорж Новерр. Его «Письма о танце» должны быть настольной книгой каждого из балетмейстеров.

И наконец, бальный или бытовой танец. Возник он также из народного танца. Само перечисление старинных бальных танцев свидетельствует об этом: полонез, мазурка, краковяк, полька, падеспань, венгерка, бальная русская, вальс, а позднее танго и другие популярнейшие танцы обязаны своим происхождением народам Польши, Венгрии, Испании, Германии, стран Латинской Америки. Попав в бальные залы, эти танцы, разумеется, претерпели значительные изменения по сравнению с первоисточниками, а нынешние западные танцы, возникшие, например, из негритянского фольклора, доведены порой до непристойности или стали похожи больше на шаманские действа, чем на танец.

Сочинение любого из перечисленных видов танца  требует специалиста-профессионала  в своей области — балетмейстера. Слово «балетмейстер» означает «мастер  балетного спектакля». Балетмейстеры  работают в оперно-балетных театрах, а также в танцевальных народных коллективах, и там, где вообще требуются  постановщики танца.

 

4. Классический

 

К классическому  виду танцев относится балет, и я  принципиально возражаю против утверждений, встречающихся в нашей, эстетической литературе, в которых за искусством балета сохраняется лишь право на “правдивую идеализацию”6 действительности. Подобное заключение, на мой взгляд, выводится сторонниками однопланового, ограничительного рассмотрения балета, по крайней мере, из двух неверных посылок.

Во-первых, специфическая условность и обобщенность системы изобразительно-выразительных средств хореографического искусства рассматривается ими лишь как язык с образными возможностями одной только идеализации; во-вторых, в данном случае не учитываются лучшие реалистические традиции нашего балета и его истоки в русском дореволюционном балете. Между тем, благодаря им наше современное хореографическое искусство имеет на своем вооружении “Пламя Парижа”, ”Бахчисарайский фонтан”, ”Ромео и Джульетту”, ”Сердце гор”, ”Шурале”, то есть такие балеты, которые общепризнанно стали лучшей школой, лучшими проводниками реалистического метода в хореографии.

Информация о работе Россия