Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа
Тема гражданства, в настоящее время, отличается большой актуальностью. Развитие в этой сфере права происходит очень быстро. Принимаются новые законы и дополнения и изменения к ним. Огромное значение имеет Федеральный Закон от 31 мая 2002 года “О гражданстве Российской Федерации”1. Этот закон выступает основным регулятором норм российского гражданства, так как Конституция Российской Федерации закрепляет лишь базовые принципы института гражданства. З
1. Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации 4
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации 9
2.1. Приобретение гражданства 9
2.2. Прекращение гражданства 14
2.3. Государственные органы по делам о гражданстве 15
3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации 17
3.1.Правовой статус беженцев 17
3.2. Правовой статус вынужденных переселенцев 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23
Беженец – это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации, находится вне страны своей гражданской принадлежности, покинуло указанную страну в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Не может (не желает) пользоваться ее защитой (вернуться в нее) вследствие таких опасений.
Такое лицо обращается с ходатайством о признании его беженцем. Данное ходатайство может быть подано:
Основаниями для отказа в удовлетворении ходатайства лица о признании его беженцем могут быть следующие обстоятельства:
Лица, признанные
беженцами, пользуются всеми правами
и несут все обязанности
Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны оказывать беженцам всестороннюю помощь и содействие в решении их жизненных проблем, связанных с устройством на новом месте жительства. Для временного размещения беженцев (на срок не более трех месяцев) создаются центры, являющиеся государственными учреждениями миграционной службы.
В законах определены основания, при которых лицо утрачивает статус беженца:
- Лицо утрачивает статус беженца, если приобретает гражданство Российской Федерации (либо разрешение на постоянное проживание в Российской Федерации);
- отпадают обстоятельства, послужившие основанием для признания его беженцем, и лицо может вернуться домой;
- лишается такого статуса по решению федерального органа исполнительной власти по миграционной службе либо его территориального органа.
Кроме того, иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть предоставлено временное убежище, если лица, имеющие право ходатайствовать о признании их беженцами, ограничиваются письменной просьбой о предоставлении им возможности временно пребывать на территории Российской Федерации, либо лицо, не являющееся беженцем, не выдворяется (депортируется) за пределы Российской Федерации из гуманных побуждений. Временное убежище предоставляется федеральным органом исполнительной власти по миграционной службе либо его территориальным органом, такому лицу выдается соответствующее свидетельство, оно проходит обязательное медицинское освидетельствование и получает соответствующий медицинский сертификат.
3.2. Правовой статус вынужденных переселенцев
Правовой статус вынужденных переселенцев определяется, прежде всего, Законом Российской Федерации “О вынужденных переселенцах”17. Соглашение о помощи беженцам и вынужденным переселенцам заключено в 1993 г. между рядом государств — участников СНГ (для России действует с 1994 г.)18.
Вынужденный
переселенец - это гражданин России,
покинувший место жительства вследствие
совершенного в отношении него или
членов его семьи насилия или
преследования в иных формах.
Либо вследствие реальной опасности
подвергнуться преследованию по
признаку расовой или национальной
принадлежности, вероисповедания, языка,
а также по признаку принадлежности
к определенной социальной группе или
из-за политических убеждений, ставших
поводами для проведения враждебных
кампаний в отношении конкретного
лица или группы лиц, массовых нарушений
общественного порядка. В отличие
от беженца вынужденный
Лицо, претендующее
на получение статуса вынужденного
переселенца, обращается с соответствующим
ходатайством в территориальный орган
миграционной службы по новому месту своего
пребывания. Территориальный орган миграционной
службы обязан в течение 3 месяцев со дня
регистрации ходатайства принять решение
о признании лица вынужденным переселенцем.
Вынужденный переселенец вправе самостоятельно
выбрать место жительства на территории
Российской Федерации, может проживать
у родственников с их согласия. Правительством
Российской Федерации создается фонд
жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев; в федеральном бюджете,
бюджетах субъектов Российской Федерации
выделяются средства на реализацию федеральных
и региональных миграционных программ.
Также принятое в его развитие Положение
о жилищном обустройстве вынужденных
переселенцев, утвержденное постановлением
Правительства от 8 ноября 2000 г. N 845. Положение
определяет порядок предоставления долговременной
беспроцентной возвратной ссуды гражданам,
признанным вынужденными переселенцами,
источники и порядок формирования фонда
жилья для временного поселения вынужденных
переселенцев. Положение предусматривает
возможность компактных поселений вынужденных
переселенцев, содействие в этих целях
в строительстве жилья19.
Обеспечение статуса вынужденного переселенца
является обязанностью федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления. Особая
роль отводится Федеральной миграционной
службе (ее территориальным органам), структурно
входящей в состав Министерства внутренних
дел Российской Федерации.
Лица, признанные
вынужденными переселенцами, пользуются
всеми правами и несут
Заключение
В курсовой работе, я рассмотрела основные положения, которые касаются гражданства Российской Федерации. Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, связанные с гражданством, являются важной составной частью института, закрепляющего основы правового статуса личности. Из этого можно сделать вывод, что обладание гражданством – это предпосылка полного распространения на лицо всех прав и обязанностей.
Следует
отметить и достоинства российского
законодательства о гражданстве. Действующая
Конституция и Федеральный
Определенное место в институте гражданства занимает статус беженцев и вынужденных переселенцев. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев определяется Федеральным Законом от 19 февраля 1993 года “О беженцах” и Законом Российской Федерации от 19 февраля 1993 года “О вынужденных переселенцах”. Эти законы определяют основания и порядок признания человека беженцем или вынужденным переселенцем, и устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов на территории Российской Федерации.
Гражданство – это один из основных институтов государства. И из этого следует, что его защита и развитие являются обязанностью, как государства, так и всех людей.
1 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (от 28 июня 2009 г.) // Справочная система “Консультант плюс”.
2 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов / Баглай М.В. // Гражданство. - 2007. – С.314-315.
3 Червонюк В.И. Конституционное право России / Червонюк В.И. // Понятие гражданства. М. - 2004. — С.138-139.
4 Федеральный закон от 24 мая 1999 г. N 99-ФЗ “О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом” // Информационно-правовой портал “Гарант”
5 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Справочная система “Консультант плюс”.
6 Указ Президента Российской Федерации от 10 апреля 1992 г. “Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации”
7 Постановление Правительства Российской Федерации от 8 июля 1997 г. N 828 “Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации”
8 Смоленский М.Б. Конституционное право России. 100 экзаменационных ответов: Экспресс-справочник для студентов ВУЗов / Смоленский М.Б. Григорян С.А., Улезько С.И. // Гражданство Российской Федерации. Его принципы. – 2003. – С.46
9 Голубок С.А. Конституционное право России : Учеб. Пособие / Голубок С.А. // Порядок приобретения гражданства Российской Федерации. – 2008. – С.61-64.
10 Козлова Е.И. Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник для ВУЗов / Козлова Е.И. Кутафин О.Е. // Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. – 2003. – С.100-101.
11 Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации: Учебник для ВУЗов / Баглай М.В. // Приобретение гражданства. - 2007. – С.322-323..
12 Федеральный закон от 31 мая 2002 г. N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" (от 28 июня 2009 г.) // Справочная система “Консультант плюс”.
13 Закон от 1 декабря 1978 года “О гражданстве СССР” // Справочная система “Консультант плюс”.
14 Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 // Справочная система “Консультант плюс”.
15 Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 «О беженцах» // Справочная система “Консультант плюс”.
16 Конвенция о статусе беженцев от 28 июля 1951 г. // Информационно-правовой портал “Гарант”
17 Закон Российской Федерации от 19 февраля 1993 года № 4530-1 «О вынужденных переселенцах» (с изменениями от 16 октября 2010 г.) // Справочная система “Консультант плюс”.
18 Соглашение стран СНГ от 24 сентября 1993 года “О помощи беженцам и вынужденным переселенцам” // Справочная система “Консультант плюс”.
19 Постановление Правительства РФ от 8 ноября 2000 г. N 845 "Об утверждении Положения о жилищном обустройстве вынужденных переселенцев в Российской Федерации" Информационно-правовой портал “Гарант”
Информация о работе Российское гражданство. Статус беженцев и вынужденных переселенцев