Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 07:31, курсовая работа
Тема гражданства, в настоящее время, отличается большой актуальностью. Развитие в этой сфере права происходит очень быстро. Принимаются новые законы и дополнения и изменения к ним. Огромное значение имеет Федеральный Закон от 31 мая 2002 года “О гражданстве Российской Федерации”1. Этот закон выступает основным регулятором норм российского гражданства, так как Конституция Российской Федерации закрепляет лишь базовые принципы института гражданства. З
1. Понятие и принципы гражданства в Российской Федерации 4
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации 9
2.1. Приобретение гражданства 9
2.2. Прекращение гражданства 14
2.3. Государственные органы по делам о гражданстве 15
3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации 17
3.1.Правовой статус беженцев 17
3.2. Правовой статус вынужденных переселенцев 19
Заключение 22
Список использованных источников и литературы 23
а) оба его родителя (либо единственный родитель, либо если второй родитель является лицом без гражданства, признан безвестно отсутствующим, либо место его нахождения неизвестно) имеют гражданство РФ, независимо от места рождения ребенка;
б) один из родителей является гражданином Российской Федерации, другой — иностранцем, если ребенок родился на территории Российской Федерации либо если в ином случае он окажется лицом без гражданства;
в) оба родителя, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранцами либо лицами без гражданства, ребенок родился на территории Российской Федерации, а государства, гражданами которых являются родители ребенка, не предоставляют ему свое гражданство;
г) ребенок родился на территории Российской Федерации, родители неизвестны, если родители не объявятся в течение 6 месяцев.
2. Прием в гражданство.
Прием в гражданство Российской Федерации осуществляется в двух основных режимах — общем порядке и упрощенном порядке (ст. 13-14). Основные положения Федерального закона “О гражданстве Российской Федерации” предусматривают, что иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью, вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в общем порядке при условии, если указанные граждане и лица:
а) проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство в течение пяти лет непрерывно;
б) обязуются соблюдать Конституцию Российской Федерации и законодательство Российской Федерации;
в) имеют законный источник средств к существованию;
г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлениями об отказе от имеющегося у них иного гражданства;
д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний определяется специальным положением).
Установленный срок проживания на территории Российской Федерации сокращается до одного года при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
а) наличие у лица высоких достижений в области науки, техники и культуры. Обладание профессией или квалификацией, которые представляют интерес для Российской Федерации;
б) предоставление лицу политического убежища на территории Российской Федерации;
в) признание лица беженцем.
Лицо, имеющее особые заслуги перед Российской Федерацией, может быть принято в гражданство без соблюдения общих условий, предусмотренных законом.
Не требуется предоставления вида на жительство и пятилетнего срока проживания для лиц, являвшихся гражданами государств, входивших в состав СССР, и служивших не менее трех лет по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях или в органах.
На получение гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке (в порядке регистрации) имеют право иностранные граждане и лица без гражданства, достигшие возраста 18 лет и обладающие дееспособностью.
Регистрация - это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется указом Президента. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел.10
Иностранные граждане и лица без гражданства вправе обратиться с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке и без проживания в течение пяти лет, если они:
а) имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;
б) имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются в результате этого лицами без гражданства;
При определенных условиях в гражданство Российской Федерации принимаются в упрощенном порядке дети, иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории России, родившиеся на территории РСФСР и имевшие гражданство СССР, а также состоящие в браке с гражданином Российской Федерации не менее трех лет или являющиеся нетрудоспособными и имеющие детей в возрасте 18 лет — граждан РФ.
Также в упрощенном порядке могут получить гражданство: иностранные граждане и лица без гражданства, имевшие гражданство СССР, прибывшие в Россию из государств, входивших в СССР, и зарегистрированные по состоянию на 1 июля 2002 г. либо получившие разрешение на временное проживание в России или вид на жительство, если они до 1 января 2008 г. заявят о своем желании приобрести гражданство Российской Федерации; ветераны Великой Отечественной войны, имевшие гражданство СССР и проживающие в России.
Граждане бывшего СССР, родившиеся на территории РСФСР, приобретают гражданство в упрощенном порядке, без соблюдения условия о сроке проживания в России. Без соблюдения условия о сроке проживания и без предоставления вида на жительство приобретают гражданство также нетрудоспособные лица, прибывшие на территорию России из государств, входивших в состав СССР, и зарегистрированные по месту жительства в России до 1 июля 2002 г. До 1 января 2006 г. они могли быть приняты в гражданство без требований сведений об источниках средств к существованию и о владении русским языком. 11
3. Восстановление в гражданстве.
При приобретении
гражданства в порядке
Заявления о приеме в гражданство Российской Федерации и о восстановлении в гражданстве Российской Федерации отклоняются в следующих случаях:
1. Лицо выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации или иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации.
2. Лицо выдворялось за пределы РФ в течение 5 лет до подачи заявления.
3. Лицо использовало подложные документы либо сообщило заведомо ложные сведения.
4. Лицо состоит
на военной службе, на службе
в органах безопасности и
5. Лицо имеет
неснятую (непогашенную) судимость
за совершение умышленных
6. Лицо осуждено и отбывает наказание в виде лишения свободы за действия, преследуемые в соответствии с федеральным законом (до истечения срока наказания).
4. Приобретение гражданства по иным основаниям (ст. 17)
Оптация
– это выбор гражданства при
изменении государственной
Такой порядок приобретения гражданства может иметь место при изменении границы России и определяется федеральным законодательством.
Выбор гражданства означает,
что в случае, когда новая территория
входит в состав России, лица, проживающие
на ней, могут стать ее гражданами,
либо оставить прежнее гражданство.
Порядок и сроки выбора гражданства
в таких случаях определяются
международным договором
2.2. Прекращение гражданства
Выход из гражданства Российской Федерации хотя и является актом добровольным, но должен быть осуществлен по определенной процедуре: в общем порядке или в упрощенном. Выход из гражданства, лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, прямо предусмотренных Федеральным законом “О гражданстве Российской Федерации” (ст. 20). Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрошенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 указанного Закона. Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
Основания
и порядок прекращения
1) выход из гражданства Российской Федерации;
2) иные основания,
предусмотренные Федеральным
Статья 20 рассматриваемого Закона устанавливает, что выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:
1) лицо имеет
не выполненное перед
2) лицо привлечено
компетентными органами
3) лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.
От выхода из гражданства следует отличать лишение гражданства, означающее прекращение гражданства по решению государственных органов против воли данного лица. Лишение гражданства - санкция, применяемая к лицу в случаях, если его поведение
не согласуется с интересами данного государства.
В большинстве стран подобная мера не
применяется, хотя иные страны такую меру
практикуют. Ее основаниями являются:
служба в армии иностранного государства,
государственная служба в другой стране,
совершение враждебных действий по отношению
к своему государству.
В СССР, равно как и в РСФСР, такая крайняя
мера, как лишение гражданства, применялась
в отношении лиц, совершивших действия,
порочащие высокое звание гражданина
СССР и наносящие ущерб престижу или государственной
безопасности СССР. Такая мера предусматривалась,
в частности, ст. 18 Закона СССР о гражданстве
1978 г.13
2.3. Государственные органы по делам о гражданстве
Решение сложных вопросов приобретения и прекращения гражданства может быть доверено только строго определенным государственным органам, полномочия которых установлены законом. К числу таких органов относятся: Президент Российской Федерации, Министерство Внутренних Дел Российской Федерации и его территориальные органы, Министерство Иностранных Дел Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации. Федеральный закон “О гражданстве Российской Федерации” закрепляет полномочия каждого из них.
В Законе регламентируется порядок производства по делам о гражданстве — порядок подачи и форма заявлений, сроки подачи и рассмотрения заявлений, исполнение решений по делам о гражданстве. Важной гарантией соблюдения законности при решении вопросов гражданства является возможность обжалования этих решений. Так, решение полномочного органа об отклонении заявления по вопросам гражданства может быть обжаловано в суд. Отказ в рассмотрении заявлений по вопросам гражданства, а также другие действия должностных лиц, нарушающие порядок рассмотрения дел и исполнения решений, могут быть обжалованы
вышестоящему должностному лицу либо в суд. Такой весьма демократический порядок приобретения российского гражданства помогает многим людям приобрести гражданство Российской Федерации.
В системе органов, связанных с решением вопросов гражданства, основными полномочиями обладает Президент Российской Федерации. Конституция устанавливает, что Президент решает вопросы гражданства Российской Федерации (п. "а" ст. 89). К их числу относятся: прием в гражданство; восстановление в гражданстве; выход из гражданства; отмена решения о приеме в гражданство14. По всем названным вопросам Президент издает указы. Другие государственные органы, связанные с решением этих вопросов, осуществляют лишь подготовительную работу. К таким органам относится Комиссия по вопросам гражданства при Президенте Российской Федерации. В ее задачи входят подготовка предложений для Президента по делам о гражданстве, обеспечение проведения единой государственной политики в области гражданства, контроль за исполнением решений по вопросам гражданства.
Остальные государственные органы, принимающие участие в решении вопросов гражданства или решающие их, входят в систему органов исполнительной власти. К ним относятся Министерство Внутренних Дел и его органы, а также Министерство Иностранных Дел, дипломатические представительства и консульские учреждения. В число полномочий этих государственных органов входят: прием заявлений и ходатайств по вопросам гражданства Российской Федерации, проверка фактов и представленных документов, направление ходатайства вместе с документами в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, определение принадлежности лиц к гражданству Российской Федерации.
Гражданство Российской Федерации считается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента Российской Федерации. Исполнение решений возлагается соответственно на Министерство Внутренних Дел и его органы или на Министерство Иностранных Дел, дипломатические представительства и консульские учреждения.
В соответствии со ст. 71 (п. "в") Конституции Российской Федерации регулирование вопросов гражданства отнесено к исключительному ведению Российской Федерации.
3. Правовой статус беженцев и вынужденных переселенцев в Российской Федерации
3.1.Правовой статус беженцев
Правовой статус беженцев определяется, прежде всего, Федеральным законом “О беженцах” (принят в 1993 г., действующая редакция вступила в силу в 2004 г.).15 Правовой статус регулируется Международной конвенцией о статусе беженцев, принятой 28 июля 1951 г., к которой в 1992 г. присоединилась и Россия16.
Информация о работе Российское гражданство. Статус беженцев и вынужденных переселенцев