Роль вето президента российской федерации в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России — право утверждать законы или отклонять их, право вето.

Содержание

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Работа содержит 1 файл

КП алехина.docx

— 58.15 Кб (Скачать)

    США неоднократно предпринимали попытки воспрепятствовать Президенту использовать право карманного вето или ограничить это право и обращались с этой целью в судебные органы. Надо отметить, что в этом процессе на конкретном этапе, благодаря судебным решениям в отношении попытки Президента Никсона использовать карманное вето, удалось достигнуть определенное политическое соглашение между законодателями и Президентом. Так, Президент Форд, а также Президент Картер ограниченно пользовались этим правом. Между тем Президент Рейган вновь более активно использовал право карманного вето (в 1981 г. и в 1983 г.) . 
В случае использования права вето Президент США обязан представить в Конгресс письменное мотивированное заключение с обоснованием своего отказа от утверждения закона. Получив билль с возражениями Президента, Конгресс может преодолеть вето Президента, одобрив опротестованный билль двумя третями голосов в обеих палатах, в то время как для принятия билля требуется лишь простое большинство. Процедура преодоления вето очень сложна, и Конгрессу далеко не всегда удается преодолеть возражения Президента. Для преодоления вето каждая палата (вначале та, в которую возвращен законопроект) должна принять его повторно большинством в две трети голосов. Голосование в этом случае проводится поименно с занесением в журнал палаты данных о том, как голосовали законодатели. В случае успешного результата голосования законопроект вступает в силу без подписи Президента (если только в самом тексте закона не установлен иной срок вступления в силу). Конгресс может учесть возражения, выдвинутые Президентом, и таким образом изменить этот закон, чтобы Президент согласился подписать его.

    Однако  на практике конгрессмены часто стараются  не изменить закон, а добиться отклонения президентского вето. Если же законодателям  не удается преодолеть президентское вето, то закон исключается из повестки текущей сессии Конгресса. Его инициаторы могут внести этот закон только на следующей сессии Конгресса, причем в форме законопроекта, т.е. они должны заново начать законодательный процесс. В этом случае исключается ситуация, когда Президент в течение одной сессии Конгресса может несколько раз накладывать вето на один и тот же закон. В то же время практика показала, что сам Президент может позднее подписать билль, принятый Конгрессом, и превратить его тем самым в закон.

    В ряде других стран, например, в Польше, Чехии, Финляндии, России преодолеть президентское  вето также довольно трудно, как  и в США. Парламент может отклонить вето лишь при наличии квалифицированного большинства голосов (при повторном голосовании). Так, в Польше в соответствии со статьей 122 Конституции Республики Польша 1997 г. закон, принятый Сеймом и Сенатом, Маршал Сейма представляет Президенту для подписания. Президент, в свою очередь, должен подписать закон в течение 21 дня и объявить о его опубликовании в Законодательном Вестнике, завершая, таким образом, законодательный процесс. В то же время он может отклонить закон и с мотивированными предложениями направить его в Сейм для повторного рассмотрения, т.е. применить отлагательное вето. Для преодоления президентского вето Сейм должен вновь принять этот закон, но уже квалифицированным большинством 3/5 голосов в присутствии не менее половины численного состава депутатов. В этом случае Президент должен подписать закон в течение 7 дней и объявить о его опубликовании в Законодательном Вестнике Польши. В Финляндии, где глава государства активно использовал на практике право вето, суть последнего заключается в том, что Президенту достаточно не подписать в течение трех месяцев полученный им проект закона, разумеется, указав при этом на мотивацию. Парламент вправе вновь вернуться к этому вопросу. Однако главное отличие в процедуре повторного рассмотрения законопроекта от других стран состоит в том, что этот законопроект, не подписанный Президентом, должен быть одобрен парламентом нового созыва. В этом случае Президент уже обязан подписать законопроект и дать указание о его публикации. 
В России подписание и обнародование принятого федерального закона является конституционной обязанностью Президента Российской Федерации. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом Федерации Президенту. Также Президенту направляются и те, принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Однако Президент не должен подписывать федеральные законы в обязательном порядке, у него всегда имеется возможность отклонить федеральный закон, еще раз вернув депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации к его рассмотрению. Согласно статье 107 части третьей Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. Конституция Российской Федерации, впрочем, как и ряд других конституций, термин «вето» не употребляет. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено частью третьей статьи 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т.е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

    Во  многих странах СНГ также существует так называемое «сильное» вето президента, которое трудно преодолеть парламенту. Так, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь Президент в случае несогласия с законом должен возвратить его со своими возражениями в течение двух недель в парламент, а именно, в Палату представителей, которая должна рассмотреть закон с возражениями Президента не позднее 30 дней. Если закон будет принят Палатой представителей большинством не менее чем двумя третями голосов от полного состава, он вместе с возражениями Президента направляется в верхнюю палату — сенат, который должен рассмотреть его повторно не позднее 20 дней. Закон считается принятым, если он одобрен не менее, чем двумя третями голосов от полного состава Сената. Закон затем подписывается Президентом в пятидневный срок. Закон вступает в силу в том случае, если он не будет подписан Президентом в этот срок. Возражения Президента относительно изменений и дополнений Конституции, толкования Конституции, принятия программных законов должны быть повторно обсуждены и проголосованы не менее чем тремя четвертями голосов от полного состава палат.

    В Кыргызстане, Туркменистане, Таджикистане, Узбекистане, на Украине для преодоления  отлагательного вето Президента в парламенте также требуется квалифицированное большинство голосов.  В отличие от «сильного» президентского вето, для преодоления которого требуется квалифицированное парламентское большинство, в ряде государств существует вето президента, которое можно преодолеть проще, как правило, простым большинством голосов в парламенте. Иногда это право может передаваться правительству, либо так или иначе оно осуществляется при участии иного государственного органа.

    Так, во Франции подготовку закона к промульгации осуществляет генеральный секретарь правительства. Он собирает подписи министров (т.е. обеспечивает процедуру контрассигнатуры, снабжает закон необходимыми приложениями). Президент Французской Республики, согласно статье 10 Конституции Франции, может в течение 15 дней потребовать от парламента нового обсуждения закона или некоторых его статей. В этом новом обсуждении не может быть отказано. Однако вето Президента Франции можно считать «слабым» вето, поскольку оно преодолевается путем вторичного принятия закона простым (а не квалифицированным) большинством голосов и потому практически почти не используется. На практике в 1946— 1996 гг. оно применялось в среднем один раз в три с половиной года, а Президент Миттеран, например, применял его лишь два раза за период 14 лет .

    В Колумбии законопроекты, согласно конституции, санкционируются Правительством, во главе которого находится Президент. В этом случае Правительство вправе наложить вето, преодолеть которое можно абсолютным большинством обеих палат парламента. Если вето преодолено, закон санкционируется Президентом без права новых возражений.  В Индии преодолеть президентское вето достаточно просто. В соответствии с Конституцией Индии, если Президент возвращает законопроект в парламент, палаты рассматривают его повторно и принимают в обычном порядке с поправками или без них, после чего Президент не может отказать в санкционировании.

    В Бразилии Президент в течение 15 дней имеет право наложить на закон  вето, которое преодолевается большинством всего состава парламента на совместном заседании обеих палат путем тайного голосования. 
Конституция Италии закрепляет право вето Президента следующим образом. Президент Республики может до промульгации закона в мотивированном послании палатам потребовать его нового обсуждения. Если палаты вновь утвердят закон, то он должен быть промульгирован.

    В Армении и Казахстане для процедуры преодоления вето президента в парламенте требуется простое большинство голосов.

    Вместе  с тем иногда сильное и слабое вето президента могут применяться одновременно в одной стране. В Португалии Президент, используя свое право отлагательного вето, может руководствоваться собственными соображениями, которые он обязан изложить в специальном послании парламенту, мотивируя свое решение о наложении вето. При этом вето, наложенное Президентом на основе собственных соображений, может быть преодолено Ассамблеей Республики (парламентом) абсолютным большинством всех ее членов. Однако для преодоления вето Президента, наложенного на акты по таким вопросам, как внешние связи; правовой режим осадного или чрезвычайного положения; разграничения между государственным, частным и кооперативным секторами хозяйства; организация национальной обороны и обязанности из этого вытекающие; общие основы организации и функционирования вооруженных сил; организация и процедура функционирования Конституционного Суда; регламентация избирательных актов, предусмотренных Конституцией, необходимо большинство в две трети голосов депутатов, присутствующих на заседании Ассамблеи и составляющих не менее половины общего числа членов парламента.

    Заключение

    Участвуя  в законодательном, а при наличии  полномочий по изданию правовых актов, Президент РФ обладает широким диапазоном средств и форм участия в правотворческом процессе. В сотрудничестве с Федеральным Собранием РФ Президент РФ становится непосредственным участником законотворческого процесса, это выражается:

    1) в наличии у него права законодательной  инициативы и права на внесение предложений о поправках к Конституции РФ;

    2) в работе полномочных представителей  и представителей Президента  в палатах Федерального Собрания;

    3) в возможности давать на законопроекты  заключения, содержащие замечания  и конкретные предложения;

    4) в работе согласительных комиссий  с участием представителей главы  государства;

    5) в его праве налагать вето  на принятые федеральные законы  и возвращать их без рассмотрения, если нарушен конституционный порядок их принятия;

    6) в промульгации законов.

    Активная  и порой решающая роль Президента РФ в законотворческом процессечасто  приводит к конфронтации между главой госуда рства и парламентом. В результате принимаются несовершенные, юридически не обоснованные законы. Поэтому необходимо в интересах защиты конституционного строя и обеспечения экономической стабильности России:

    - разработать конкретные механизмы законодательного

    сотрудничества;

    - принять закон о правовом регулировании законодательного

    процесса  в Российской Федерации;

    - внести изменения в регламенты палат Федерального Собрания.

    Вместе  с тем, в настоящее время необходима более тесная координация Президентом РФ структур исполнительной власти, чтобы упорядочить законопроектную работу, исключить дублирование, распыление сил. Президенту РФ отводится особая роль в механизме государственной власти, а следовательно, и особая компетенция, определяемая Конституцией РФ. Она охватывает все аспекты государственной деятельности, носит комплексный характер.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Библиографический список

    Правовые  акты                       

  1. Конституция Российской Федерации 1993г. (в последней ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 декабря; 2008. 31 декабря.
  2. Федеральный конституционный закон "О Конституционном Суде Российской Федерации" от 21 июля.1994 N 1-ФКЗ (в последней ред. от 02.06.2009 № 2 - ФКЗ)// Собрание законодательства РФ. 1994. N 13. ст. 1447; 2009. N 23. ст. 2754.
  3. Федеральный закон "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания"от 14 июня.1994 N 5-ФЗ (в последней ред. от 22.10.1999 № 185-ФЗ) )// Собрание законодательства РФ. 1994. N 8. ст. 801; 1999. N 43. ст. 5124.
  4. Указ Президента РФ "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" от 23.05.1996 N 763 (в последней ред. от 28.06.2005 № 736-ФЗ) // Собрание законодательства РФ. 1996. N 22. ст. 2663; 2005. N 28. ст. 2865.
  5. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о толковании отдельных положений статьи 107 Конституции Российской Федерации" от 22.04.1996 N 10-П// Российская газета.1996. 5 мая.

    Научная литература             

  1. Колесников Е.В. Закон как основной источник конституционного права Российской Федерации // Личность и власть: Конституционные вопросы: Межвузовский сборник научных работ. Ростов-на-Дону, 1995. – С.15-30.
  2. Лазарев В.В. Научно-практический комментарий Конституции РФ 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Спарк, 2001. – 457с.
  3. Лучин В.О., Мазуров А.В. Указы Президента Российской Федерации: основные социальные и правовые характеристики. – М., Закон и право, 2000. – 275с.
  4. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория. Государство и право. 2001. №3. – С.7-14.
  5. Окуньков Л.А. Правовые акты Президента: их статус, направленность, содержание // Российское право. 1997. № 2. – С.12-15
  6. Окуньков Л.А. Президент Российской Федерации. Конституция и политическая практика. – Москва, 1996. – 376с.
  7. Окуньков Л А., Рощин В.А. Вето Президента. М., 1999. – 175с.
  8. Радченко В.И.  Президент в конституционном строе Российской Федерации. – Саратов, 2000. – 214с.
  9. Суворов В.Н. Основы государства и права: Учебное пособие для поступающих в юридические вузы / Под ред. Академика О.Е.Кутафина. - 7-е издание. - М.: Юристъ, 2000. – 363с.

Информация о работе Роль вето президента российской федерации в законодательном процессе