Роль вето президента российской федерации в законодательном процессе

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2011 в 11:03, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России — право утверждать законы или отклонять их, право вето.

Содержание

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и право возвращения закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3

Работа содержит 1 файл

КП алехина.docx

— 58.15 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    ГОУ ВПО РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 

    ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  УНИВЕРСИТЕТ «РИНХ» 

    ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ   

    роль  вето президента российской федерации в законодательном  процессе 

                                              Курсовая работа 
 

    Дата  сдачи курсовой работы:

    Дата  защиты:

    Оценка: 
 
 
 
 
 
 

    г.Ростов-на-Дону

    2010г.

План

Введение 3

1. Вето Президента РФ 3

1.1 Сущность и реализация права вето Президента РФ 3

1.2 Право вето и  право возвращения  закона «без рассмотрения» 3

2. Вето Президента в различных странах мира 3

Заключение 3

Библиографический список 3 

    Введение

    Полномочия  Президента РФ, вытекающие из различия конституционных функций главы государства и парламента, в главном не конкурируют с полномочиями представительного органа. Конституция РФ проводит четкое различие их полномочий, исходя из принципа разделения властей. В то же время полномочия Президента в сфере взаимоотношений с парламентом позволяют рассматривать главу государства как непременного участника законодательного процесса. А при условии ряда других полномочий – и участником правотворческого процесса в целом.

      Осуществление единой государственной  власти  невозможно  без  тесного сотрудничества,  взаимодействия   главы   государства   с   парламентом. В демократическом государстве законодательная и  исполнительная  ветви  власти имеют  рычаги  взаимного  влияния,  которые  получили  название  «сдержки  и противовесы».   Существование   такой   системы    позволяет    предупредить бесконтрольность власти,  злоупотребление  ею.  В  рамках  этой  системы  во многом и строятся отношения между Президентом и Федеральным Собранием РФ.

    Актуальность  темы очевидно, так как президент наделён обширными конституционными функциями, его полномочия весьма многочисленны и закреплены. Его взаимодействие с законодательной властью очень специфическое и дает особенные возможности участия Президента в правотворческом процессе.

    В Конституции нет  нормы,  предусматривающей  возможность  закрепления полномочий главы государства в текущих законах,  иных  нормативных  правовых актах.  Вместе  с  тем,  практика  идёт  по  этому  пути.  Например,   право Президента РФ утверждать  положения  о  федеральных  органах  исполнительной власти, подведомственных главе государства, было закреплено  его  Указом  от 10  июня  1994  г.  «Об обеспечении взаимодействия  Президента  Российской Федерации  и  Правительства  Российской  Федерации».   Вероятно,   по   мере укрепления  правовой  (законодательной)  основы  государственного  механизма России необходимо отказаться  от  принципа  «саморегулирования»  Президентом своих полномочий. Но акты Президента РФ все больше принимаются  по  наиболее актуальным и не урегулированным вопросам.

    Цель  работы: рассмотреть порядок взаимодействия Президента РФ с палатами Федерального Собрания РФ (разработка законопроектов, использование права вето, подписания) регулируется Положением о порядке взаимодействия Президента Российской Федерации с палатами Федерального Собрания Российской Федерации в законотворческом процессе, утвержденным указом Президента РФ и Одно из исключительных полномочий Президента России — право утверждать законы или отклонять их, право вето.

 

    

  1. Вето  Президента РФ
    1.   Сущность и реализация права вето Президента РФ
          Право вето является весьма важной формой участия  Президента в законодательном процессе. Значимость этого права возрастает в силу того, что оно принадлежит  президенту — главе государства  и является во многих демократических  государствах одним из традиционно  закрепленных за ним полномочий. Президентское  вето в теоретическом плане рассматривается  также как один из элементов системы  сдержек и противовесов, необходимых  для реализации принципа разделения властей.

    Вето  Президента Российской Федерации —  закрепленное в Конституции РФ право  Президента РФ отклонить принятый Федеральным  Собранием федеральный закон  и направить его палатам для  повторного рассмотрения. Право вето, или так называемое право негативного  контроля, — одна из важнейших прерогатив Президента в законодательном процессе. Оно означает юридическую возможность  главы государства оценивать  качество закона, его соответствие общественным ожиданиям, совершенство юридической формы. Конституция  РФ (ст. 107)1 наделяет Президента РФ правом отлагательного, или так называемого суспензивного, вето в отношении принятых Государственной Думой и одобренных Советом Федерации, но не вступивших в силу федеральных законов. Право вето в этом значении есть право Президента отклонить закон, принятый Федеральным Собранием. При этом, по действующей Конституции, Президент может воспользоваться таким правом исключительно на стадии подписания закона, которой завершается законодательный процесс. Из Конституции РФ (ст. 107) вытекает отлагательный характер вето Президента, поскольку Федеральное Собрание при повторном рассмотрении отклоненного Президентом закона может принять этот закон в его прежней редакции и таким образом "проигнорировать" аргументы главы государства (не согласиться с ними). В период 1993—1999 гг. из принятых Федеральным Собранием законов почти на 30% из них было наложено вето Президента.

    Право Президента РФ наложить вето действует  в течение предусмотренного Конституцией РФ срока — 14 дней с момента поступления  федерального закона. Если в течение  этого времени Президент не определит  своей позиции по данному закону, то последний должен быть (по смыслу ст. 107 Конституции РФ) передан для  официального опубликования. Конституционный  Суд РФ в постановлении от 22 апреля 1996 г. указал, что «решение главы государства об отклонении закона, заявленное по истечении 14-дневного срока, не имеет значения вето и не порождает предусмотренных Конституцией РФ соответствующих юридических последствий».2

    В большинстве демократических государств президент с полномочиями главы государства, право вето существует и применяется как эффективное средство воздействия на деятельность парламента. Таким правом президента наделяют конституции президентских, полупрезидентских (смешанных), а также некоторых парламентских республик. Право вето используется главой государства на стадии подписания закона или промульгации. Термин промульгация означает подписание (санкционирование) закона в установленные конституцией сроки и опубликование закона в официальном издании. Именно на этой стадии президент выражает свое согласие с законом, принятым парламентом, путем его подписания. Вместе с тем глава государства, получая закон для промульгации, может отказаться подписать его, но возвратить с мотивированными возражениями на вторичное рассмотрение парламента. Таким образом, президент использует свое право вето, которое в этом случае будет отлагательным (в отличие от абсолютного вето, не подлежащего преодолению парламентом, и практически не применяемого в современном законодательном процессе). Надо отметить, что термин “санкционирование” сохранился в сравнительно немногих конституциях, и в большинстве из них говорится о подписании или о промульгации.

    Отлагательное или относительное вето представляет собой такой запрет, налагаемый главой государства на закон, принятый парламентом, который может быть парламентом  преодолен.

    Отлагательное вето Президента РФ Федеральное Собрание может преодолеть только квалифицированным большинством, то есть голосами не менее двух третей депутатов обеих палат, и только в этом случае Конституция РФ обязывает Президента РФ в течение семи дней подписать и обнародовать федеральный закон.

    Принадлежащее Президенту РФ право отлагательного вето не является абсолютным, ибо оно применимо только по отношению к федеральным законам и не применимо к федеральным конституционным законам.

    Конституция РФ 1993 г. не указывает перечня оснований для отклонения. Однако Президент, возвращая закон, обосновывает в своем письме причины такого решения, называет мотивы отклонения закона. В случае отклонения федерального закона Президент предлагает свои замечания или предложения, которые могут касаться федерального закона в целом или его отдельных разделов, глав, статей. Правда, это вето трудно назвать выборочным, поскольку Конституция говорит о праве Президента отклонить закон, не уточняя это право в отношении его отдельных положении и статей. Вместе с тем, как показывает практика реализации этого президентского полномочия, Президент может не согласиться как с законом в целом, так и с каким-либо его отдельным положением.

    Рассмотрим  заключительную стадию законодательного процесса, которая предусмотрена  большинством действующих конституций  современных государств. Как правило, в зарубежных странах она называется промульгацией закона. Содержание данной стадии состоит в том, что принятый палатами парламента закон направляется главе государства, подписывается  им, после чего публикуется и вступает в действие. Подписывая закон, глава  государства констатирует, что закон  принят парламентом должным образом  и подлежит исполнению после опубликования  и вступления в силу.

    Как правило, на практике вето распространяется на законопроект (закон, принятый парламентом) в целом и не может распространяться на отдельные его положения. Это  часто создает неудобства, так  как президенту приходится либо одобрять законопроект целиком с неугодными ему статьями, либо опротестовывать  весь законопроект по причине присутствия  в нем статей, с которыми президент  не согласен.

    В Российской Федерации подписание и  обнародование принятого федерального закона является конституционным полномочием  Президента РФ. В соответствии с Конституцией Российской Федерации после одобрения Советом Федерации федерального закона, последний в течение пяти дней направляется Советом федерации Президенту. Также Президенту направляются и те принятые Государственной Думой федеральные законы, которые не были рассмотрены Советом Федерации в четырнадцатидневный срок. Согласно ч. 3 ст. 107 Конституции Российской Федерации, если Президент в течение четырнадцати дней с момента поступления к нему федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией порядке вновь рассматривают данный закон. В этом случае Президент использует свое право отлагательного вето. В Конституции Российской Федерации термин “вето” не употребляется. Вместе с тем по существу это право вето предусмотрено ч. 3 ст. 107. При повторном рассмотрении Федеральное Собрание может согласиться с доводами Президента, изменить закон или вообще отказаться от его принятия. Если же Федеральное Собрание настаивает на своем первоначальном решении, оно может преодолеть вето Президента, но для этого нужно квалифицированное большинство голосов, т. е. не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

    В связи подписанием закона Президентом  РФ и его правом вето возникает  вопрос, который может быть предметом  отдельного рассмотрения: об участии  главы российского государства  — Президента РФ в законодательном  процессе. В этом плане, с одной  стороны, речь идет о целом блоке  норм, регулирующих отношения между  парламентом и Президентом и  являющихся важнейшей частью парламентского права. С другой стороны, следует выделять фигуру Президента как непосредственного участника законодательного парламентского процесса, а также учитывать роль актов Президента - нормативных указов. Президент Российской Федерации, которому направлен федеральный закон, в течение четырнадцати дней подписывает его и обнародует. На этом рассматриваемая стадия законодательного процесса завершается, если Президент РФ подписал закон.

    Порядок повторного рассмотрения законов Государственной  Думой достаточно подробно урегулирован в Регламенте Государственной Думы. «Закон, возвращенный Президентом РФ для повторного рассмотрения, направляется Советом Государственной Думы на заключение ответственного по данному закону комитета, который в течение 10 дней рассматривает мотивы решения Президента РФ»3.

    По  итогам рассмотрения комитет или  комиссия могут рекомендовать Государственной  Думе:

  • принять федеральный закон в редакции, предложенной Президентом РФ;
  • согласиться с мотивами решения Президента РФ и снять федеральный закон с дальнейшего рассмотрения Думой;
  • принять федеральный закон с учетом предложений Президента;
  • создать специальную комиссию для преодоления возникших разногласий и предложить Президенту РФ и при необходимости Совету Федерации направить для работы в ней своих представителей;
  • одобрить федеральный закон в ранее принятой редакции (ст. 134 Регламента Государственной Думы).

    Процедуре преодоления президентского вето свойственны  поиски компромисса, которые нередко  возникают в реальной законодательной  практике. Можно привести несколько  примеров поиска согласия между Федеральным  Собранием (одной или обеими палатами) и Президентом Российской Федерации. Так, по Закону о выборах депутатов  Государственной Думы основной спорный  вопрос, по которому был найден компромисс трехсторонней согласительной комиссией, касался соотношения между числом депутатов, избирающихся по одномандатным  округам, и числом депутатов, избирающихся по партийным спискам.

Информация о работе Роль вето президента российской федерации в законодательном процессе