Римкое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:22, лекция

Описание работы

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным правом. Человек вообще — это категория jus gentium, категория абстрактная и не создающая безусловной предпосылки для признания его правоспособности и дееспособности в сфере частного права.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Средняя утрата правоспособности влекла за собой потерю состояния гражданства и семейного  состояния. При этом сохранялся статус свободы. Основаниями, влекущими данную степень утраты правоспособности, являлись переселение римского гражданина в латинскую или перегринскую общи ну, присуждение к изгнанию из Рима (например, за переход к врагу) или к ссылке. Лица, утратившие статус граждан ства, переходили в сферу действия права народов. Однако в по следующем допускалось восстановление римского граждан ства, если потеря его не была связана с осуждением.  

Минимальная утрата правоспособности наступала при  утрате семейного состояния (например, при вступлении женщины в брак, в результате чего она переходила под власть мужа).  

Умаление гражданской  чести. Наряду с capitis deminutio римское право  ограничивало права лиц, чье поведение  по общему мнению или согласно правовым нормам признавалось недопустимым. Это так называемое умаление гражданской чести (бесчестье). Формами умаления гражданской чести являлись: intestabilitas, infamia, turpitude.  

Intestabilitas осуществлялась, когда участники или свидетели  каких-либо сделок отказывались позднее подтвердить совершенные сделки. Таким лицам запрещалось выступать в качестве свидетелей, прибегать к помощи свидетелей, завещать имущество.  

Infamia имела место:  

— при осуждении  за некоторые правонарушения, связанные  с бесчестным поведением (ложным банкротством, недобросовестным опекунством и пр.);  

— в результате осуждения по некоторым искам, предполагающим исключительную честность (из договора поручения, товарищества и др.);  

— при нарушении  норм брачно-семейного права (двоеженство, заключение брака вдовой ранее года после смерти мужа и т. п.).  

Лица, признанные бесчестными по данным основаниям, не могли быть опекунами и представлять чьи-либо интересы в суде.  

Turpitudo осуществлялась  в случае аморального поведения  лиц, осуждаемых обществом (занятие проституцией, актерским искусством и т. п.). Такие лица также претерпевали ограничения в области частного права.  

Умаление гражданской  чести наступало по решению судебных и других государственных органов. Оно могло быть пожизненным или временным. Решение о восстановлении правового положения лица, как правило, принимал орган, наложивший бесчестье. Восстановление могло быть осуществлено также верховной властью (например, императорской) от имени римского народа.  

Другие основания  ограничения правоспособности. В Риме существовали ограничения правоспособности для отдель ных категорий населения: женщин, детей, варваров, еретиков, евреев и колонов.  

Женщины и дети были ограниченно правоспособными. Они относились к категории alieni juris и были лишены права выступать субъектами вещных и обязательственных отношений (jus commersii). Однако с классического периода за ними, правда, в ограниченном виде, было признано это право.  

Варвары (чужеземцы), еретики, евреи с победой христианства были ограничены в правовом положении, особенно в наследственном праве. Ограничения были введены и для колонов. В частности, им было запрещено менять профессию и заключать браки с лицами других профессий. 
 

Овчинникова А.Н., Малумов Г.Ю. Новое в миграционном законодательстве: от регистрации до получения российского гражданства, . «Эксмо» .,М: 2009 

Варлен М.В. Гражданство  в России., «Дрофа» .,СПб: 2011 
 

Яковлева М.Ю., Рождествина А.А. Гражданство. Регистрация., «Юрайт» ., М: 2010 
 

Евтушенко И.Н. Учебно-методический комплекс по дисциплине Римское право . СПб.: Институт права, 2011 г.  

Кудинов О.А. Римское  право. Практикум по курсу. - М: МЭСИ, 2010 

 

3. Понятие и юридический  состав административного  правонарушения 

Признаки  административного правонарушения, закрепленные в праве, в совокупности образуют сложный юридический состав, являющийся единственным основанием административной ответственности правонарушителя. 

 В  теории административного права  под составом административного  правонарушения понимается единство  установленных Кодексом РФ об административных правонарушениях объективных и субъективных признаков, характеризующих конкретное общественно опасное деяние как административное правонарушение. К объективным элементам состава относятся: объект посягательства, т.е. регулируемые и охраняемые административным правом общественные отношения, и объективная сторона административного проступка – внешние признаки, характеризующие противоправные действие или бездействие, результат посягательства, причинную связь между деянием и наступившими последствиями, место, время, обстановку, способ, орудия и средства совершенного административного правонарушения. 

 К  субъективным элементам состава  относятся признаки, характеризующие  субъект административного правонарушения (возраст, вменяемость, особенности административно-правового статуса – гражданин, должностное лицо, юридическое лицо), вина в форме умысла или неосторожности, мотив и цель правонарушения. Таким образом, состав административного правонарушения характеризуют четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. 

 Общим  объектом административного правонарушения  являются общественные отношения,  возникающие в области исполнительно-распорядительной  деятельности и регулируемые  нормами административного, а в ряде случаев конституционного, экологического, таможенного, трудового, земельного, финансового и других отраслей права. В качестве родового объекта административного правонарушения выступают: личность, права и свободы граждан; общественная безопасность; собственность; государственный и общественный порядок; отношения в сфере экономики; установленный порядок управления. 

 Каждый  конкретный проступок имеет видовой,  т.е. непосредственный, объект посягательства (общественная нравственность, честь,  достоинство граждан – при мелком хулиганстве). При этом в процессе правоприменения очень важно выявить конкретную норму права, запрет, законное требование, правило, стандарт, которые были нарушены и содержат описание непосредственного объекта посягательства. 

 Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, повлекший за собой административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате. 

 Анализируя  объективную сторону состава административного правонарушения, правоприменитель должен учитывать значительное многообразие проявлений объективности конкретных составов административных проступков. Нередки случаи, когда объективная сторона конкретного состава административного правонарушения формулируется с помощью бланкетных диспозиций (норм). В частности, Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за нарушение правил пожарной безопасности, а сами правила при этом содержатся как в нормах законодательства, так и в подзаконных нормативных актах, например в строительных правилах, утверждаемых соответствующими органами исполнительной власти. 

 Объективная  сторона характеризует такие  квалифицирующие признаки, как повторность,  неоднократность, злостность, систематичность противоправного посягательства, длящееся правонарушение. 

 Повторность  означает совершение одним и  тем же лицом в течение года  однородного правонарушения, за  которое оно уже подвергалось  административному наказанию, т.е. в состоянии административной наказанности. Этот квалифицирующий признак служит обстоятельством, отягчающим ответственность, и влечет более строгое административное наказание. 

 Неоднократностью  административного проступка признается  совершение более двух однородных правонарушений, предусмотренных конкретной статьей Кодекса об административных правонарушениях. 

 Злостным, систематическим, продолжающимся  административным правонарушением  является совершение ряда возобновляемых  во времени, тождественных действий или бездействия, составляющих в совокупности единое правонарушение. Каждый из названных признаков раскрывает специфические черты объективной стороны конкретного административного правонарушения и оказывает решающее влияние на квалификацию деяния и выбор правоприменителем вида и размера административного наказания, назначаемого правонарушителю. 

 Под  продолжаемым административным  правонарушением понимается совершение  одним и тем же лицом нескольких  тождественных (сходных) правонарушений, за каждое из которых нарушитель должен привлекаться к административной ответственности. 

 Длящимся  административным проступком является  длительное невыполнение требований  правовой нормы в виде действия  или бездействия (например, хранение  и ношение охотничьего огнестрельного ружья без разрешения органов внутренних дел или с разрешением, срок действия которого истек; ведение хозяйственной, промысловой и иной деятельности в пограничной зоне без разрешения органов пограничной службы). 

 Объективная  сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты. 

 Субъектами  административного правонарушения  являются физические и юридические  лица. 

 Общим  субъектом административного правонарушения  признаются вменяемые, достигшие  16 лет граждане России. 

 Специальным  субъектом административного проступка выступают должностные лица, родители несовершеннолетних детей, находящиеся на территории нашей страны иностранные граждане, не пользующиеся дипломатическим иммунитетом, и лица без гражданства. 

 Особым  субъектом административного правонарушения  являются военнослужащие и находящиеся на военных сборах граждане, а также сотрудники органов внутренних дел, органов уголовно-исполнительной системы, таможенных органов, которые за административные проступки несут ответственность по дисциплинарным уставам и другим нормативным актам. Вместе с тем полномочные органы и должностные лица, рассматривая дела об административных правонарушениях, совершенных военнослужащими, могут вместо применения административного наказания передавать материалы о правонарушении соответствующим органам военного управления (командиру воинской части, военному коменданту, начальнику гарнизона) для решения вопроса о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности. 

 Существенными  особенностями в качестве субъектов  административных правонарушений характеризуются должностные лица. Они несут административную ответственность не только за собственные действия (бездействие), связанные с неисполнением либо ненадлежащим исполнением ими своих служебных обязанностей, но и за действия подчиненных им работников, нарушающих соответствующие правила. 

 Согласно  Кодексу РФ об административных  правонарушениях должностными лицами  являются лица, постоянно, временно  или по специальному полномочию  осуществляющие функции представителя  власти, т.е. наделенные в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся с ними в служебной зависимости. К ним относятся также лица, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ. 

 Совершившие  административные правонарушения  в связи с выполнением организационно-распорядительных  и административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное. Обладают определенными особенностями и такие субъекты административных правонарушений, как родители или лица, законно их заменяющие. В соответствии со ст. 5.35 Кодекса РФ об административных правонарушениях они несут административную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних. 

Информация о работе Римкое право