Римкое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 23:22, лекция

Описание работы

Римское гражданское право (jus civile) не заключало общего понятия «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным правом. Человек вообще — это категория jus gentium, категория абстрактная и не создающая безусловной предпосылки для признания его правоспособности и дееспособности в сфере частного права.

Работа содержит 1 файл

Право.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

1. Общие начала правосубъектности по римскому праву. Статус свободы как основы правосубъектного лица. 

  

Римское гражданское  право (jus civile) не заключало общего понятия  «лица» (persona) безотносительно к качеству его правового положения, формируемого в том числе и публичным правом. Человек вообще — это категория jus gentium, категория абстрактная и не создающая безусловной предпосылки для признания его правоспособности и дееспособности в сфере частного права. 

Для того, чтобы  выступать полноправным субъектом в сфере частного права с подразумеваемой правоспособностью (caput), человек должен был отвечать двойной совокупности условий. Во-первых, он должен быть человеком с позиций естественного права (иметь разумную душу и человеческое тело с отчетливыми признаками пола). Во-вторых, он должен представлять лицо (persona) с позиций гражданского права. На характеристику человека как лица гражданского права влияли несколько обстоятельств: его состояние свободы или несвободы (status libertatis), состояние гражданства, т.е. принадлежность к римскому гражданству или к гражданству союзнических общин, других народов и т.п. (status civitatis), его положение в римской семье (status familiae). Отсутствие какого бы то ни было статуса не позволяло говорить о человеке как субъекте гражданского права. Полноценным субъектом частного права, предполагалось, могло быть лицо, находящееся в свободном состоянии, принадлежащее к римскому гражданству и занимающее особое положение в римской семье в качестве persona sui juris, т.е. обладающее завершенной дееспособностью; дополнительно подразумевалось, что все эти характеристики относятся к человеку не моложе 25 лет по возрасту, а также к лицу мужского пола, не подвергшемуся законным запретам и ограничениям по религиозным и другим основаниям (см. § II.3). 

Состояние полной правоспособности включало в себя несколько  наиболее существенных элементов: 1) jus conubii —право вступать в полноценный, признанный законом брак, рождающий  для всех членов семьи равные и  предусмотренные законами выгоды и последствия; 2) jus commercii — право участвовать в коммерческом обороте, выступать субъектом вещных и обязательственных прав, вступать в различные предусмотренные сделки; 3) testamenti factio —обладание завещательной способностью, т.е. правом распоряжаться своим имуществом и правом получать по завещанию; 4) legis actio — право подавать законные иски и соответственно пользоваться предусмотренными квиритским правом формами охраны своих интересов. Все эти совокупности правомочий были настолько важны для римского гражданина, что нередко само состояние гражданства характеризовалось через наличие (или отсутствие) у лица права вступать в законный римский брак, права заключать сделки по требованиям цивильного права и т.д. 

Отсутствие однозначного обладания каким-либо из трех важнейших статусов гражданского права могло дать основу для юридического спора. Состояние свободы (или несвободы), положение в римской семье (самовластное или подвластное) могли быть установлены с помощью судебного процесса по частным искам; были выработаны специальные иски — средства защиты или оспаривания статуса. Не мог устанавливаться судом только статус гражданства — принадлежность к римскому гражданству определялась публично-правовыми средствами и публично-правовым порядком гарантировалась. 

Не подлежал оспариванию также объем гражданских  прав лица в зависимости от возрастной, половой и сословной характеристики субъекта. Женщины, даже будучи римскими гражданками, не обладали полной правоспособностью  — caput, невзирая на положение в семье, и никогда не могли претендовать на таковое. Безусловным отсутствием полноценной caput характеризовались несовершеннолетние в гражданско-правовом смысле (даже если в отношении публичного права они были полноправными гражданами). Не могли претендовать на caput гражданского права лица, находившиеся в другом сословном положении, определяемом как общим гражданским публично-правовым статусом этих лиц, так и их происхождением. 
 

Всякий, кто способен иметь право, быть носителем права, признавался субъектом права, лицом. Эта способность — не прирожденное, биологическое или иное свойство человека, а социальное явление, результат социально-экономического развития общества. Человек может быть наделен указанной способностью, лишен ее или ограничен в ней государством. Так, свободный человек, проданный в рабство, лишается способности быть лицом. Раб, освобожденный из рабства, приобретает способность иметь право. 

Субъектами права  в Риме признавались только свободные  люди. Рабы суть вещи. Однако и свободные  обладали здесь далеко не одинаковыми правами. Объем прав лица зависел от многих факторов (они будут рассмотрены ниже). Во всяком случае способность быть субъектом права, т.е. правосубъектность (caput), в рабовладельческом Риме определялась тремя состояниями (статусами): свободы (status libertatis), гражданства (status civitatis) и семейного положения (status familia). По статусу свободы население Рима делилось на свободных и рабов; по статусу гражданства свободные образовывали пять групп: римских граждан, латинов, перефинов, вольноотпущенников и колонов; по семейному положению — главы семейства и остальные члены семьи. Состояния могли изменяться (римский гражданин мог быть обращен в рабство или перегрин получить статус римского гражданина и т.д.) и тогда соответственно изменялась правосубъектность. Изменение статусов получило название capitis deminutio. 

Состояние свободы (status libertatis) — это главное правовое состояние: есть свобода — есть определенный минимум прав, нет свободы —  нет абсолютно никаких прав. Поэтому  изменения в состоянии свободы как наиболее существенные могли привести к одному из двух последствий: 

приобретению  свободы (раб отпущен на волю);

утрате свободы (свободный человек продан в рабство). 

Такие изменения  получили название capitis deminutio maxima, т.е. наибольшие изменения, приводящие либо к приобретению статуса субъекта права (лица), либо к его полной утрате. 

Состояние гражданства (status civitatis) относило свободного человека к одной из пяти вышеперечисленных  групп. Изменение этого статуса  приводило лишь к изменению гражданства — латины, перегрины могли стать римскими гражданами и, наоборот, римский гражданин мог стать вольноотпущенником (через рабство). Такие изменения правового состояния назывались средними (capitis deminutio media) и влияли лишь на объем прав: перегрин, став римским гражданином, приобретал больший объем прав, римский гражданин, утративший этот статус (но не свободу), в определенной мере ограничивался в правах. Однако изменения в этом статусе не приводили к полной утрате правосубъектно-сти. 

Семейное положение (status familia) делило свободное население  на две группы: лиц своего права (persona sui juris) — главы семейств (pater familias) — и лиц чужого права (persona alieni juris). Все остальные члены семьи  — так называемые подвластные, поскольку они находились под властью главы семьи. 

Способность человека быть носителем определенных прав теперь называется правоспособностью. Римские  юристы не имели соответствующего современному понятию определения правоспособности, хотя использовали само понятие. 
 

Правоспособность  как способность человека быть носителем  права возникает с момента  его рождения. Однако, как считали  римские юристы, в некоторых случаях  правоспособность может возникнуть и до рождения ребенка. Юрист Павел  писал: «Кто находится во чреве, охраняется, как если бы он находился среди людей, поскольку дело идет о выгодах самого плода» (Д. 1.5.7). Следовательно, если отец еще не родившегося ребенка умирает, то при разделе наследства учитывалась доля для неродившегося, 

  

Моментом рождения римские юристы считали отделение ребенка от чрева матери и издание крика. У мертвого ребенка правоспособность не возникала. Естественно, правоспособность могла возникнуть только у свободнорожденных. С момента рождения ребенок становился носителем прав — мог быть собственником, субъектом других гражданских прав, например наследником, и т.д. Он мог совершать любые гражданско-правовые сделки, разумеется, не сам, — от его имени они совершались его законными представителями. 

Правоспособность  прекращалась смертью человека. Римское право приравнивало к смерти продажу в рабство, пленение, осуждение к тяжким видам наказания (вечная каторга). Если человек каким-либо образом получал опять свободу, его правоспособность восстанавливалась, хотя не всегда в прежнем объеме. 

Правоспособность  — это способность быть носителем  прав. Резонно может возникнуть вопрос: носителем каких именно прав может  быть человек? В принципе — любых, но в данном случае речь идет о содержании гражданской правоспособности, о  том, из каких конкретных гражданских прав она состояла. 

Правоспособность  римского гражданина состояла из двух основных элементов: права вступать в законный брак, при котором дети приобретают статус римского гражданина (jus conubii), и права торговать, которое  включало в себя право быть собственником любого имущества, совершать любые гражданско-правовые сделки (продавать, покупать, дарить, сдавать в наем, обменивать и т.д.), быть наследником и на-следодателем, вести гражданско-правовые споры в суде и т.д. (jus commercii). 

Полная правоспособность у свободного человека в соответствии с римским правом наступала при  наличии следующих условий: свобода, римское гражданство и положение  главы семьи (pater familias). 

Однако наличие  правоспособности — только одна сторона  правосубъектности. Для того чтобы в полной мере Пользоваться благами права, одной правоспособности было Члало. Ведь правоспособность — только наличие прав, а воспользоваться ими самостоятельно лицо могло только при условии дееспособности/те. способности своими действиями приобретать права и создавать для себя обязанности, а также отвечать за совершенные правонарушения. Иными словами, дееспособность — это способность совершать юридически значимые действия и отвечать за них. Как и в случае с правоспособностью, римское право не знало определения дееспособности, хотя широко использовало это понятие в своей практике. В отличие от правоспособности дееспособность наступала у человека не в момент рождения, а с достижением определенного возраста, когда он становился способным правильно оценивать свои действия, осознавать их значение и отвечать за совершенные правонарушения, т.е. свободно изъявлять свою волю. Кроме того, дееспособность зависела и от других факторов (болезнь, совершение неблаговидных поступков и т.д.). 

По возрастному цензу дееспособность лиц делилась на три группы. Дети до 7 лет (infantes) были абсолютно недееспособны. С 7 до 12 лет — девочки и с 7 до 14 лет — мальчики (impubères) считались несовершеннолетними и были ограниченно дееспособны. Они могли совершать только мелкие сделки: делать мелкие покупки, принимать мелкие подарки, производить мелкие обмены вещей. Если же возникала необходимость совершать сделки, направленные на прекращение права или установление какой-либо обязанности, то требовалось разрешение опекуна, которое он давал в момент совершения сделки. Сделка, совершенная без согласия опекуна, обязывала несовершеннолетнего только в пределах обогащения, полученного при этой сделке. 

Третью возрастную группу составляли лица (с 12 лет —  девочки, с 14 — мальчики и до 25 лет), которые признавались совершеннолетними и дееспособными. Они могли совершать любые гражданско-правовые сделки, но заключив явно невыгодную сделку, могли просить претора признать ее недействительной и вернуть стороны в первоначальное положение, в котором те находились до ее заключения, т.е. применить реституцию. В связи с развитием производительных сил и гражданского оборота вовлечение в деловую жизнь практически неопытных, порой еще наивных и неосмотрительных лиц подрывало устойчивость гражданско-правовых отношений. Поэтому со II в. н.э. этой категории лиц было предоставлено право испрашивать себе куратора (попечителя). Назначение совершеннолетнему лицу, не достигшему 25 лет, куратора ограничивало его дееспособность. Такие лица могли совершать сделки только при согласии куратора. Однако за ними сохранялось право самостоятельно совершать завещание, а также вступать в брак. По достижении 25 лет отпадали всякие ограничения дееспособности, она становилась неограниченной, если не было других ограничивающих факторов. 
 

Физическое состояние  лица оказывало на дееспособность незначительное влияние. Например, глухонемой не мог  заключить такой договор, как  стипуляция, или возбуждать иск влегисакционном  процессе. Значительно большим было воздействие на способность совершать юридические действия психического состояния. Слабоумные и душевнобольные во время болезни признавались абсолютно недееспособными и не могли совершать никаких сделок. Существенно ограничивались в дееспособности расточители — лица, неспособные разумно распоряжаться своим имуществом, соблюдать меру. Расточителям назначался попечитель, который обязан был заботиться об их имущественном состоянии. При назначении попечителя расточитель мог самостоятельно совершать лишь сделки, направленные на приобретение имущества. Он же нес личную ответственность за совершенные правонарушения. Остальные сделки расточитель мог совершать только с согласия попечителя. 

Весьма существенным ограничением дееспособности было по римскому праву умаление чести. Различалось несколько ее видов. Наиболее серьезный — бесчестье (infamia). К такому виду осуждения приводило совершение неблаговидных, низменных поступков (например, занятие позорными профессиями — сводничество, проституция, лжесвидетельство, вступление женщины в брак в течение траурного года после смерти мужа). Бесчестье наступало по присуж-дениям, вытекающим из исков по отношениям, требующим особой честности (из договора поручения, товарищества, хранения, отношений опеки и т.п.). В классический период офаничения за бесчестье были весьма существенными. Лица, признанные бесчестными, не могли вступать в законный римский брак, ограничивались в праве на получение наследства и т.д. 

Информация о работе Римкое право