Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
4. Дать характеристику формы правления в России;

Содержание

Введение 3
1. Понятие формы государственного правления 5
1.1 Форма правления как элемент формы государства 5
1.2 Основные компоненты формы правления 8
2. Республиканская форма правления 12
2.1 Президентская республика 12
2.2 Парламентская республика 14
2.3 Смешанная республика 17
3. Форма правления в России 21
3.1 Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе 21
3.2 Форма правления в России в советский период 25
Заключение 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 58.61 Кб (Скачать)

     По  этой причине для данного типа правления характерны были следующие  черты: принцип разделения властей  не признавался;

     функции парламента выполняли палаты Советов; функции президента выполняли коллегиальные  президенты — президиумы Советов  союзного и республиканского уровней; действовал императивный депутатский  мандат — депутаты были подотчетны населению и могли быть им отозваны в случае не оправдания доверия; не было различия между государственными органами и органами местного самоуправления (в теории и государственной практике понятие «местное самоуправление»  не употреблялось). В Советы избирались и беспартийные, иногда их было больше, чем партийных. По мнению критиков советской  системы, Советы являлись ширмой, прикрытием партийной диктатуры, которой принадлежала вся полнота власти. Хотя однопартийная  система и по сей день есть в  некоторых парламентских республиках, однако и для них, и для советских  республик она вовсе не обязательна. Более того, до середины 1920-х годов  в Советах избирались не только большевики, но и меньшевики, эсеры и анархисты.

     Таким образом, в социалистических республиках  формой политической организации общества стали Советы, народные (национальные) собрания . Эти органы сосредоточивали  в своих руках и законодательную  власть, и контроль за исполнением  законов, управлением государством. Им принадлежала вся полнота государственной  власти и в центре, и на местах. Исполнительно-распорядительные органы были полностью подотчетны советам. Для этой разновидности республики характерны выборность органов государственной  власти, подконтрольность исполнительных органов советам, обязательность решений  вышестоящих органов государственной  власти для нижестоящих. Республику этого типа отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма. 

 

      Заключение 

     Проведенное исследование формы правления позволило  сформулировать следующие выводы.

     Форма государства – это совокупность его внешних признаков, показывающих порядок образования и организацию  высших органов государства, территориальное  устройство государства, приемы и методы осуществления государственной  власти.

     Форма правления – это организация  высших органов государственной  власти: порядок их образования, принципы их взаимоотношения между собой, степень участия народных масс в  их формировании и деятельности. Форма  правления имеет основополагающее значение конституционно-правового  регулирования организации и  функционирования государства. Именно она определяет, кто и как осуществляет государственную власть в государственно-организованном обществе.

     Республика  – это форма правления, в которой  высшая государственная власть принадлежит  выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность  перед избирателем.

     Республика  является наиболее распространенной в  мире формой правления, при которой  высшая власть в государстве принадлежит  выборным органам – парламенту, президенту.

       Основные признаки республики:

     - выборность высших органов власти  на определенный срок;

     - возможность участия граждан  в управлении делами государства; 

     - разделение властей на законодательную,  исполнительную и судебную;

     - определенная процедура принятия  высшими органами власти своих  решений.

Характерным для всех президентских республик, несмотря на их разнообразие, является то, что президент либо совмещает  полномочия главы государства и  главы правительства и участвует  в формировании кабинета или совета министров (Франция, Индия). Президент  наделяется и другими важными  полномочиями: как правило, он имеет  право роспуска парламента, является верховным главнокомандующим, объявляет  чрезвычайное положение, утверждает законы путем их подписывания, нередко представительствует  в правительстве, назначает членов Верховного суда.

       В цивилизованных странах президентскую  республику отличает сильная  исполнительная власть, наравне  с которой по принципу разделения  властей нормально функционируют  законодательная и судебная власти. Эффективно действующий механизм  издержек и противовесов, существующих  в современных президентских  республиках, способствует возможности  гармоничного функционирования  властей, позволяет избежать произвола  со стороны исполнительной власти.

       В странах Латинской Америки  часто встречаются «суперпрезидентские  республики». Эта форма правления  -  практически независимая, слабо  контролируемая законодательной  и судебной властью. Это особый  конгломерат традиционной формы  с полу диктаторским управлением.

       В современном цивилизованном  обществе принципиальных различий  между формами не существует. Их сближают общие задачи и  цели.

            Основные виды республик: президентская, парламентская, смешанная.

     Главное различие между ними состоит в  юридической ответственности правительства, порядке его формирования и порядке  выборов главы государства.

     Президентская республика – это форма правления, где президент непосредственно  при определенном парламентском  контроле формирует правительство, которое несет перед ним ответственность  за свою деятельность. Функции главы  государства и правительства  выполняет чаще всего президент.

     В парламентарной республике парламент  наделен не только законодательными полномочиями, но и право требовать  отставки правительства, выразив ему  недоверие, т.е. правительство, несет  ответственность перед парламентом. Президент – глава государства, но не глава правительства.

     Существуют  смешанные республики, где парламент  и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к  правительству.

     Последнее десятилетие показывает, что классические формы парламентской и президентской  республики не всегда способствуют согласованности  и взаимодействию высших органов  государства, что ведет к снижению управляемости государством, к кризису  все политической системы. Для устранения этих и некоторых иных негативных проявлении создаются смешанные  «гибридные» формы правления. Это  выражается в том, что на основе демократизации политических режимов почти утрачиваются различия между монархией и республикой.

     Достаточно  широкое распространение и признание  получила практика государственного строительства, когда создаются полупрезидентские  и полупарламентские республики.

     Что касается формы правления в России, то здесь следует отметить, что  она является полупрезидентской  республикой с доминирующим положением президента в системе властей.

     Истории известна и республика социалистического  типа, которую отличает доминирующая роль политической партии (коммунистической, рабочей) в деятельности государственного механизма. 

 

      Список литературы 
 

1. Конституция  Российской Федерации. М., 2003.

2. Алексеев  С.С. Государство и право . М.; Наука, 2008

3. Васильев  Д.А. Теория государства и права. – М., 2009;

4. Венгеров  А.Б. Теория государства и права.  – М., 2005;

5. Комаров  С.А. Общая теория государства  и права. – М., 2005;

6. Комаров  С.А., Малько А.В. Теория государства и права. – М., 2006;

7. Любашиц  В.Я. Теория государства и права. – Ростов-на-Дону, 2008;

8. Малько  А.В. Теория государства и права:  Учеб.- М., 2005;

9. Марченко  М.Н. Проблемы теории государства  и права. – М., 2005;

10.Марченко  М.Н. Теория государства и права:  Учеб. – М., 2006.

11.Матузов  Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учеб. – М., 2009.

12.Мухаев  Р.Т. Теория государства и права.  – М., 2005;

13.Мухаев  Р.Т. Хрестоматия по теории  государства и права, политологии,  истории политических и правовых учений. – М., 2010.

14. Нерсесянц  В.С. Общая теория права и государства. – М., 2008;

15. Смоленский  М.Б. Теория государства и права  . – М., 2005;

16. Темнов  М.Б. Теория государства и права. – М., 2006; 

17. Хропанюк  В.Н. Теория государства и права  / Под ред. Профессора В.Г. Стрекоза. – М. 2006;

18. Конституционное  право: Энциклопедический словарь  / Рук. авт. кол. и отв. ред. С.А.Авакьян. М., НОРМА, 2005.

19.Правовые  системы стран мира: Энциклопедический  справочник / Отв. ред. А.Я. Сухарев. – М., 2006.

20. Теория  государства и права / под ред. В.В. Лазарева. – М., 2008;

21.Теория  государства и права. Курс лекций. / Под ред. Н.И. Матузова и  А.В.Малько. – М. 2008;

22. Теория государства и права: Учеб. / Под ред. А.С. Пиголкина. – М., 2005

Информация о работе Республиканская форма правления