Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа
Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
4. Дать характеристику формы правления в России;
Введение 3
1. Понятие формы государственного правления 5
1.1 Форма правления как элемент формы государства 5
1.2 Основные компоненты формы правления 8
2. Республиканская форма правления 12
2.1 Президентская республика 12
2.2 Парламентская республика 14
2.3 Смешанная республика 17
3. Форма правления в России 21
3.1 Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе 21
3.2 Форма правления в России в советский период 25
Заключение 27
Список литературы 30
Кроме того, парламент обладает важными финансовыми полномочиями, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития страны, решает основные вопросы внутренней, внешней и оборонной политики государства.
Глава
государства в таких
При
этой форме государственного правления
говорят о «слабом» президенте. Обширные
полномочия, которыми, порой, конституция
наделяет президента парламентарной республики,
осуществляются, как правило, правительством,
которое в лице своего главы или
министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, глава государства
при такой форме правления
обладает довольно широкими полномочиями.
Он обнародует законы, издаёт декреты,
имеет право роспуска парламента,
формально назначает главу
Президент,
являясь главой государства, не является
здесь главой исполнительной власти,
то есть правительства. Премьер-министр
формально назначается
2.4
Смешанная республика
Смешанная республика (также называется полупрезидентской, полупарламентской, президентско-парламентской республикой ) — форма правления, которую нельзя считать разновидностью ни президентской, ни парламентарной республики.
Характерной
чертой смешанных (полупризедентских,
полупарламентских) республик является
двойная ответственность
С одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право один раз распустить парламент и назначить внеочередные выборы (вновь избранный парламент не может быть распущен в течение конституционно определенного срока). Если в новом составе парламента партия президента получит большинство, то сохранится «бицефальная» исполнительная власть, когда политику правительства определяет президент, при относительно слабой фигуре премьер-министра. Если же победят противники президента, то как правило, последний будет вынужден принять отставку правительства и фактически передать полномочия по формированию нового правительства лидеру партии, набравшей большинство голосов на выборах. В последнем случае президент не может существенно влиять на политику правительства, и главной политической фигурой становится премьер-министр. Если впоследствии будет избран президент, оппозиционный парламентскому большинству, он сформирует новое правительство, и если оно не получит одобрения в парламенте, то последний может быть распущен, и так далее.
Теоретиками смешанных форм правления движет идея укрепления государственности путем устранения правительственных кризисов, частой смены правительств по соображениям политической конъюнктуры, оптимизации способов организации и взаимоотношений высших органов государственной власти, центральных и местных властей. Эти проблемы могут стоять особенно остро во вновь образованных государствах, появившихся в результате интеграционных и дезинтеграционных процессов.
Таким
образом , республика – это форма
правления, в которой высшая государственная
власть принадлежит выборным органам,
избираемым на определенный срок и
несущим ответственность перед
избирателем. Республика является наиболее
распространенной в мире формой правления,
при которой высшая власть в государстве
принадлежит выборным органам –
парламенту, президенту. Основные виды
республик: президентская, парламентская,
смешанная. Главное различие между
ними состоит в юридической
3. Форма правления
в России
3.1
Характеристика
Конституцией Российской Федерации 1993 г. установлена парламентско-президентская республика. Согласно статье 1 Конституции Российской федерации «Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления», согласно статье 80 главой государства является Президент Российской Федерации. Президент РФ самостоятельно формирует Правительство РФ, и только он решает вопрос об отставке Правительства. Причем Государственная Дума должна одобрить предложенную Президентом кандидатуру Председателя Правительства, иначе она будет распущена, а Президент назначит Председателя Правительства без согласия Думы (ст.111 Конституции). Государственная Дума вправе добиваться отставки Правительства, выражая ему недоверие или отказывая в доверии, но в этом случае Президент вправе распустить Думу и назначить новые выборы. Конституция Российской Федерации 1993 не обязывает Правительство к парламентской ответственности.
Вновь
избранная Дума в течение года
после ее избрания не может быть
распущена по основаниям ст.117, но может
быть распущена по основаниям ст.111
Конституции, кроме того, Дума не может
быть распущена ни по каким основаниям
в течение шести месяцев до
окончания срока полномочий Президента
(ст.109 Конституции). Если вновь избранная
Дума пойдет на конфликт с Президентом
и добьется отставки Правительства,
то Президент вправе тут же предложить
Думе кандидатуру формально
При подготовке новой Конституции России отчетливо выделились многие проблемы теории и практики государственного строительства, в том числе о форме правления. Суть дискуссий сводилась к альтернативе: президентская или парламентарная республика должна быть утверждена в нашей стране. Однако сторонники жесткой альтернативы не учитывали, что в современных условиях градации, сложившиеся в XIX в., изменяются, происходит взаимопроникновение элементов различных форм правления. Возникают смешанные, «гибридные» формы. Данные процессы отражают новые тенденции современного политического развития, чаще всего вызванные необходимостью повысить уровень управляемости государства, придать большую самостоятельность и стабильность органам исполнительной власти.
Форма
правления, то есть порядок организации
и взаимоотношения высших органов
государства, зависит от многих факторов:
соотношения социально-
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в РФ в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых,
наряду с признаками президентской
республики (это, в частности, контроль
Президента за деятельностью Правительства)
данная форма имеет (правда, незначительные)
элементы парламентарной республики,
состоящие в том, что парламент
может выразить недоверие Правительству,
но это не влечет правовых последствий:
решение об отставке правительства
принимает Президент. Он вправе не согласиться
с парламентом. В России нижняя палата
парламента неоднократно оценивала
работу Правительства как
Во-вторых,
налицо дисбаланс между
Наконец, в-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Современной
форме правления в РФ предшествовал
недолго просуществовавший
Прошло
два срока правления первого
российского президента, легитимно
его сменил другой. Этот период был
сложным, президентская форма правления
(смешанная форма правления с
доминированием президента) выдержало
серьезные испытания. В ее развитии
можно выявить «маятниковые»
колебания от «точки» всевластия
Советов до «точки» слияния движений
«Единство» и «отечество – вся
Россия». Президентская форма правления
стабилизировалась, прошла нереволюционная
передача власти. Президент получил
возможность воздействия на решения
парламента через лояльное большинство
во фракциях Государственной Думы,
главы субъектов Федерации
Таким
образом, в основу организации государственной
власти Российской Федерации положена
модель президентской республики с
достаточно широкой компетенцией Президента,
который избирается непосредственно
гражданами России. Как глава государства
Президент наделяется необходимыми
полномочиями по обеспечению суверенитета
и государственной целостности
Российской Федерации, согласованного
функционирования государственных
органов. Формально не являясь главой
исполнительной власти, Президент России
обладает значительными полномочиями
по определению основных направлений
государственной политики, формированию
состава Правительства и
3.2
Форма правления
в России в советский
период
Нельзя
не сказать о такой форме