Республиканская форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Октября 2011 в 20:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы исследовать исторические и правовые аспекты республиканской формы правления.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие формы правления как элемента формы государства;
2. Проанализировать понятие, признаки и разновидности республиканской формы правления;
3. Охарактеризовать нетипичные формы правления, их признаки и механизм функционирования.
4. Дать характеристику формы правления в России;

Содержание

Введение 3
1. Понятие формы государственного правления 5
1.1 Форма правления как элемент формы государства 5
1.2 Основные компоненты формы правления 8
2. Республиканская форма правления 12
2.1 Президентская республика 12
2.2 Парламентская республика 14
2.3 Смешанная республика 17
3. Форма правления в России 21
3.1 Характеристика республиканской формы правления в России на современном этапе 21
3.2 Форма правления в России в советский период 25
Заключение 27
Список литературы 30

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word (3).docx

— 58.61 Кб (Скачать)

     Форма правления представляет собой наиболее консервативный компонент организации  государственной власти, поскольку  отношения населения к власти, ее роли и месту в жизни человека опирается на устойчивые представления, систему ценностей, традиции, господствующие в обществе. Вероятно, этим объясняется  сохранение института монархии в  таких промышленно развитых европейских  странах, как Великобритания, Бельгия, Швеция, Дания, Норвегия, Испания и  т.д.17

     Как показывает исторический опыт, форме  правления наряду с известным  консерватизмом присуща и подвижность. Однако при всех изменениях форма  правления включает в себя элементы, позволяющие отличить ее от других компонентов формы государства, от формы государственного устройства, формы политического (государственного) режима:

  1. Способы формирования высших органов государственной власти (престолонаследие, выборы, назначение);
  2. Структура органов верховной власти (законодательные органы – парламент; исполнительные органы – президент, премьер, правительство; судебные органы; глава государства – монарх, президент );
  3. Распределение компетенции между высшими органами государственной власти;
  4. Принципы взаимоотношения органов верховной власти;
  5. Взаимоотношения государственных органов с населением.

     По  указанным признакам формы государственного правления подразделяются на:

     • монархические (абсолютные, конституционные)

     • республиканские (президентские, парламентские)

     Таким образом, форма государства –  это способ организации политической власти, совокупность внешних признаков  государства. Форма государства  имеет три грани своего выражения: определенный порядок образования  и организации высших органов  государственной власти и управления; определенный способ территориального устройства, взаимоотношений центральной, региональной, местной властей; совокупность определенных приемов и методов  осуществления государственной (политической) власти.

     Форма правления, являясь одним из элементов  формы государства, характеризует  порядок образования, структуру  высших органов государственной  власти, распределение полномочий между  ними, принципы и организацию взаимодействия этих органов друг с другом и с  населением. Формы правления различаются  в зависимости от того, как осуществляется верховная власть. В зависимости  от особенностей формы правления  все государства подразделяются на монархии и республики.

 

  1. Республиканская форма правления
 

     2.1 Разновидности республиканской  формы правления 

     Республика ( от лат. Res publika – публичное, общенародное дело ) – это форма государственного правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти. Известно крылатое выражение Цицерона: «Respublika est res populi» (республика – дело народа).

     Республике  присущи следующие признаки:

     - Существование единоличного и  коллегиального главы государства  — президента и парламента. Парламент  представляет законодательную власть. Задача президента — возглавлять  исполнительную власть, но это  характерно не для всех типов  республик. 

     - Выборность на определённый срок  главы государства и других  верховных органов государственной  власти. Так, президент и парламент  должны избираться народом на  определённый срок.

     - Юридическая ответственность главы  государства. Например, согласно  Конституции Российской Федерации,  у парламента есть право отрешения  от должности президента за  тяжкие преступления против государства.

     В случаях, предусмотренных конституцией, правом выступления от имени государства  обладает президент.

     - Преимущественный приоритет прав  личности над государственными. 
Юридическими свойствами республиканской формы правления являются:

  1. Ограничение власти главы государства, законодательных и исполнительных государственных органов конкретным сроком;
  2. Выборность главы государства и других верховных органов государственной власти;
  3. Ответственность главы государства в случаях, определенным законом;
  4. Представительство главы государства интересов государства в международных отношениях по поручению избирателей;
  5. Обязательность решений верховной государственной власти для всех других государственных органов;
  6. Преимущественная защита интересов граждан, взаимная ответственность.

     Исторически республика как форма правления  сложилась еще в Древнем мире. Примером тому могут служить рабовладельческие  республики Эллады, Древний Рим периода  республики (римская сенатская республика в V-I вв. до н.э.) др. Античные рабовладельческие республики существовали в форме аристократических и демократических республик. В Древнем Риме и Спарте власть принадлежала ограниченной группе должностных лиц – аристократии, а общенародные представительные органы играли второстепенную роль. В Афинской демократической республике к формированию высших органов государственной власти допускались широкие слои населения.

     Однако  в то время институты демократии были еще неразвиты, а рабовладельческие  отношения и связанные с ними научные представления и знания не создавали предпосылок для  возникновения гуманизма и связанных  с ним современных принципов  демократического государства. Поэтому  расцвет республики связан не с рабовладельческим  или феодальным государством, а с  государством, где произошли изменения, характерные для эпохи Возрождения, появления идей гуманизма, "свободы, равенства, братства". В связи  с этим, сначала в Европе, затем  в Америке, а потом и во всем мире республиканская форма правления  завоевывает позиции и становится наиболее характерной формой правления  в современной мировой цивилизации.

     В настоящее время из 190 государств мира более 140 являются республиками.

     Современные республики бывают трех видов:

     - президентская республика;

     - парламентская республика;

     - парламентско-президентская (смешанная)  республика.

     Классификация республик связана с тем, каким  именно образом осуществляется государственная  власть, и кто из субъектов государственно-правовых отношений наделён большим количеством  полномочий. Или, иначе говоря, республики разделяются по трем параметрам: 
как избирается парламент, как формируется правительство, какой объём правомочий принадлежит президенту.
 

     2.2 Президентская республика 

     Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных  органов, соединением в его руках  полномочий главы государства и  главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт сосредоточения сильной  исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках  парламента.

     Высшим  должностным лицом в президентской  республике является президент, обладающий полномочиями главы государства  и главы правительства. Основные признаки президентской республики:

     - президент избирается не парламентом,  а в результате референдума  или коллегиями выборщиков;

     - президент назначает правительство,  перемещает и отстраняет от  должности его членов;

     - президент имеет право вето  на законы, принимаемые парламентом; 

     - президент является главнокомандующим  вооруженными силами страны.

     Отличительные черты такой формы правления: внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Бразилия, Франция, либо коллегией выборщиков — США), внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует  президент. Президент является и  формально и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует  как, например, в США), или он назначает  главу правительства. Правительство  несёт ответственность только перед  президентом, а не перед парламентом, так как только президент может  отправить его в отставку. В  целом, при такой форме правления  президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентарной республикой ( является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство  в отставку), но в президентской  республике президент, как правило, лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может  сместить президента (процедура импичмента).

     К числу развитых демократических  государств с президентской формой правления относятся США, Аргентина, Мексика. Классической президентской  республикой являются Соединённые  Штаты Америки. В основе Конституции  США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит  Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует  правительство из лиц, принадлежащих  к его партии.

     Президентские республики основаны на принципе жесткого разделения властей с четким разграничением предметной компетенции между органами государственной власти и действенной  системой сдержек и противовесов (средствами взаимного воздействия  властей друг на друга). Это делает практически невозможным неограниченное сосредоточение государственной власти в каком-либо одном государственном  органе. При этой системе действует также институт несовместимости депутатского мандата с министерским портфелем.

     В странах Латинской Америки встречается  такая разновидность формы государственного правления, как суперпрезидентская республика. Характерной чертой ее являются чрезвычайно широкие полномочия главы государства, подчас в этих странах власть главы государства  на деле выходит за конституционные  рамки. Эта форма правления встречается  также в некоторых странах  Азии и Африки.

     Суперпрезидентская  республика (в некоторых источниках сверхпрезидентская, англ. superpresidency или superpresidentialism) — форма государственного управления, при которой принцип  разделения властей декларируется, но соблюдается лишь внешним образом, на деле же власть сосредоточена преимущественно  у президента и подконтрольных ему  административных институций. Является одной из форм авторитаризма. 
Зачастую президент в суперпрезидентской республике возглавляет одновременно и правительство, будучи при этом лидером правящей партии (которая при этом может быть единственной или пользоваться значительными внеконституционными преимуществами перед другими партиями). При этом в суперпрезидентской республике предусматриваемый национальной конституцией «диапазон возможного использования президентом его чрезвычайных полномочий более обширен, чем в обычной президентской республике»: конституционные полномочия президента предусматривают издание указов, имеющих силу закона, возможность распускать парламент своим решением, смещать министров и руководителей административно-территориальных образований и т. д.

     Установление  в стране суперпрезидентской республики может приводить к замене периодического избрания нового главы государства  установлением режима «пожизненного  президентства» или фактическим  назначением нового президента решением предыдущего, с последующим формальным утверждением этого решения на выборах. 

2.3 Парламентская республика 

     Парламентская республика характеризуется провозглашением  принципа верховенства парламента, перед  которым правительство несёт  всю полноту ответственности  за свою деятельность.

     В такой республике правительство  формируется парламентским путём  из числа депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия  большинства парламента правительство  либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в  значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.

Информация о работе Республиканская форма правления