Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут приведены примеры государственного устройства различных государств.

Содержание

1. Понятие и классификация форм государства.

2. Понятие и классификация форм правления.

3. Понятие республики. Признаки республики.

3.1. Президентская республика.

3.2 Суперпрезидентская республика.

3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика.

3.4 Парламентская республика.

3.5. Республика с монархическими элементами.

4.Смешанные формы государственности.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

План курсовой работы.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

  В Уругвае парламент может выразить недоверие министрам, хотя для этого требуется квалифицированное большинство голосов в 2/3, кроме того, президент в определенных случаях вправе не увольнять министра даже после вотума недоверия парламента. К тому же парламент не должен одобрять или не одобрять программу правительства. Он может ее обсуждать, но решения по этому поводу не выносит. В Венесуэле также есть институт вотума недоверия отдельному министру. Кроме того, в этой стране парламент рассматривает и одобряет программу правительства, представленную президентом. Это делается на совместном заседании обеих палат, а не только на заседании нижней палаты, как это принято в парламентарных республиках при двухпалатной структуре парламента. В Перу по конституции 1979 г. и затем по конституции 1993 г. при вотуме недоверия, выраженном парламентом, президент обязан сместить министра. Вотум недоверия отдельному министру возможен в Колумбии (конституция 1991 г.)[4], в Эквадоре (конституция 1984 г. с последующими поправками). 

  Выше говорилось о вотуме недоверия в президентской республике отдельным министрам, который, однако, не затрагивает фактического главу правительства — президента. В некоторых странах возможно выражение вотума недоверия и всему совету министров, который характеризуется конституциями как орган исполнительной власти. Ответственность назначенного президентом правительства перед парламентом превращает президентскую республику в полупрезидентскую. Во Франции, например, новое правительство излагает свою программу и просит о доверии, хотя оно и не обязано делать это. Может быть принята резолюция порицания правительству, и оно должно уйти в отставку. Правда, принятие такой резолюции крайне затруднено, и за четыре десятилетия действия конституции 1958 г. во Франции были лишь единичные случаи такого рода. На базе использования прежних традиций парламентаризма, с появлением президентов с иными личными качествами, чем де Голль, Франция сохраняет все меньше черт полупрезидентской республики и все больше превращается в парламентарную. Этому способствовала и практика «разделенного правления»: президент и парламентское большинство принадлежали к разным партиям (блокам). В Перу президент при вотуме недоверия может уволить правительство в отставку, а в отдельных случаях даже обязан сделать это. 

  Полупрезидентскими республиками являются некоторые страны СНГ. Согласно конституции Белоруссии 1996 г., правительство подотчетно президенту и ответственно перед парламентом (ст. 106). В соответствии со ст. 113 конституции Украины 1996 г. Кабинет министров ответствен перед президентом Украины, подконтролен и подотчетен Верховной раде (однопалатному парламенту)[5]. В постсоциалистических государствах премьер-министры нередко должны назначаться с согласия парламента, но назначение министров президентом такого согласия не требует. Ответственность всего состава правительства в связи с выражением вотума недоверия возможна, но крайне затруднена (например, необходимо двукратное отклонение программы правительства в Белоруссии, одного раза недостаточно). В других случаях двукратного вотума недоверия не требуется, но все равно президент сам решает, уволить правительство в отставку или распустить парламент. Правда, в разных постсоциалистических полупрезидентские республиках в решении этого вопроса имеются свои особенности, но отдельному министру вотум недоверия вынести невозможно (в случае его принятия никаких юридических последствий не возникает). В Египте, напротив, требование отставки относится только к министрам. Если же недоверие выражено персонально премьер-министру или кабинету в целом, президент может не согласиться с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение парламента. Если последний подтверждает свое решение, президент вправе вынести спорный вопрос на референдум — голосование избирателей. Результаты голосования в пользу правительства влекут роспуск парламента, в пользу парламента — отставку правительства. 

Примеры таких  президентских республик, как, например, Венесуэла, Египет, Уругвай, свидетельствуют  о том, что в тех из них, где  возможен вотум недоверия министру или правительству в целом, он крайне затруднен, к тому же окончательное  решение, как правило, принадлежит  президенту. Эта же ситуация наблюдается  в полупрезидентских республиках, где вотум недоверия одному министру вообще невозможен. Вопрос о недоверии  правительству и министру в обеих  группах республик может быть поставлен лишь значительным числом членов парламента: в Перу — 1/20 всего  состава парламента, в Колумбии — 1 /10, в Белоруссии — 1 /З. нижней палаты парламента, на Украине — 1 /З. однопалатного  парламента. Решается же он только большинством общего состава парламента, а иногда и квалифицированным большинством. 

Правительство в президентской и полупрезидентской  республике, если оно возглавляется  административным премьером, может  и само поставить вопрос о доверии. Этим оно обычно пытается укрепить свои позиции или провести в парламенте закон, угрожая в противном случае своей отставкой. Такой порядок  тоже во многом сближает президентскую  республику с парламентарной. Рассмотренные  явления отражают современные тенденции  в развитии конституционного права  стран мира.

3.4 Парламентская республика.

  Парламентская республика, особенно в ее «чистом» виде, распространена гораздо меньше, чем президентская. Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия, Италия, Португалия (после ряда реформ конституции 1976 г., существенно ослабивших позиции президента), Кабо-Верде в Африке (с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие другие страны[6]. Правда, в последние годы после ликвидации тоталитарных режимов по пути создания парламентарной республики идут многие страны Африки, но их опыт слишком мал, чтобы делать обобщающие выводы. 

  Признаками  парламентской  республики  (Италия, ФРГ, Швейцария  и  другие)  как  формы  правления   являются  следующие:

  •   правительство  формируется   партией  или  партиями,  имеющими  большинство  мест  в  парламенте;

  •   правительство  несет  перед   парламентом  ответственность.  Оно  действует  в  данном  составе  до  тех  пор,  пока  располагает  поддержкой  большинства  представительного   органа;

  •   в  случае  необходимости   парламент  может  объявить  правительству  вотум  недоверия;

  •   президент  такой  республики  избирается  либо  парламентом,  либо  расширенной  коллегией,  состоящей  из  членов  парламента  и  представителей  регионов;

  •   роль  президента  формальна   в  осуществлении  законотворческой  и  управленческой  функций.  Хотя  конституции  парламентских   стран  и  наделяют  президента  значительными  полномочиями,  на  практике  любое  его   действие  в  качестве  главы   государства  осуществляется  с  согласия  правительства.

  Достоинством  парламентской  республики  является  единство  высших  эшелонов  власти,  поскольку  глава  исполнительной  власти  и  его  кабинет   назначаются,  и  контролируется  парламентом.  Исполнительная  власть  является,  по  сути,  продолжением  законодательной,  и  тем   самым  конфликт  между  двумя   ветвями  власти  сводится  к  минимуму.  В  случае  же  возникновения  такого  конфликта  парламент  либо  меняет  правительство,  либо  (в  случае,  когда  ни  одна  из  коалиций  не  имеет   большинства)  президент  назначает   выборы  в  представительный  орган.

  Недостатки  парламентской  республики  сводятся  к  следующему:

  А)  парламентским   республикам  присущи  частные   правительственные  кризисы   и  отставки  (за  50  послевоенных  лет  в  Италии  сменилось   более  полусотни  кабинетов   министров);

  Б)  при   неразвитости  партийной  системы   даже  экстремистские  (малочисленные)  партии  могут  оказаться   частью  парламентской  коалиции  большинства;

  В)  вполне  реальной  может  оказаться   угроза  тирании,  которые  в   состоянии  создать  простое   парламентское  большинство.  Так,  в  Германии  в  1933  года  Гитлер  пришел  к  власти,  не  имея  большинства  в  представительном  органе.

  Классическим  примером  парламентской  республики  может  служить  Италия.  В  соответствии  с  Конституцией  1947  года  парламент  в   этой  стране  двухпалатный  (палата  депутатов  и  сенат).  Нижняя  палата  избирается  всеобщим  и  прямым  голосованием.  Сенат   избирается  от  областей.  Парламент   является  высшим  законодательным   органам. 

  Президент   является  главой  государства   и  воплощает  национальное  единство.  Он  избирается  парламентом   на  совместном  заседании   палат.  Президент  назначает   выборы  в  парламент,  по  предложению  лидеров  политических  партий  назначает  председателя  Совета  министров,   а  по  его  предложению – министров.  Президент  промульгирует  (обнародует)  законы,  принятые  правительством,  сам  издает  нормативные   акты.  Он  обладает  правом  отлагательного  вето  в  отношении   парламентских  законов,  которое   может  быть  преодолено  только  вторичным  принятием  закона  абсолютным  большинством  голосов   обеих  палат.  Данные  прерогативы   президента  подчас  сводятся  к  фикции,  поскольку  его   акты  должны  быть  скреплены   подписью  соответствующего  министра,  который  несет  за  них   ответственность.

  Правительство   ответственно  перед  парламентом.  Парламент  должен  вынести   правительству  вотум  в   течение  10  дней  после  его   образования.

  Важное  правомочие  парламента – контроль  над  деятельностью  правительства.  Такой  контроль  осуществляется  в  форме  интерпелляций,  резолюций,  выражающих  отношение   депутатов  к  тому  или   иному  вопросу,  а  также   расследований,  проводимых  следственными   комиссиями. 
 

3.5. Республика с монархическими  элементами.

  Ранее уже говорилось о пожизненных президентах. Такая должность, созданная впервые в Югославии для Иосипа Броз Тито, первого президента Югославии, который возглавлял освободительную борьбу югославских народов против фашистских захватчиков, была затем установлена в некоторых странах Азии и Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х годах — в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской Республике, в Экваториальной Гвинее и некоторых других странах. Пост постоянного, пожизненного президента сочетался (кроме Индонезии) с однопартийностью (пожизненный президент всегда был лидером этой партии), с провозглашением президента «духовным вождем народа», основателем новой идеологии, объявленной государственной. Один из таких пожизненных президентов — Бокасса пошел еще дальше: провозгласил себя императором Центральноафриканской империи (он был свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической Республике сын пожизненного президента Ким Ир Сена был объявлен его наследником и стал руководителем страны в 1994 г. Институт пожизненного президента и особенно объявление этого поста  наследственным сближают данную республиканскую форму правления с монархией. 

  Как отмечалось, многих республиканских черт лишена форма правления, создаваемая в условиях военных режимов. Президенты таких республик не избираются населением или каким-либо легитимным конституционным органом, например парламентом или особой избирательной коллегией. Они провозглашаются президентами группой своих сообщников по государственному перевороту, которая образует военный, революционный или иной совет. Парламент в этих условиях распускается, конституция целиком или в значительной части отменяется (иногда приостанавливается, что фактически не меняет положения вещей), выборы местных органов бывают редким исключением, управление строится на основе жесткой иерархии военных властей. Таким образом, создается необычная разновидность республики, в которой фактически отсутствуют республиканские учреждения. 

  Особая форма республики — теократическая республика, где правит мусульманское духовенство, — существует в Иране. В этой стране в соответствии с конституцией 1979 г. имеются избранные президент и парламент, но главную роль играет. Руководитель государства (рахбар). Этот пост создан с учетом традиций мусульманского фундаментализма и во многом напоминает организацию власти в идеальном мусульманском государстве — халифате. Пост Руководителя государства принадлежит высшему духовному лицу, которое подбирается мусульманским Советом экспертов. В случае вакансии Совет экспертов подбирает другое лицо на этот пост, руководствуясь, прежде всего религиозными качествами кандидата, или составляет коллегиальный орган, выполняющий обязанности Руководителя государства. 

4.Смешанные   формы  государственности.

  Ряд   стран  невозможно  отнести   к  «чистым»  парламентским   или  президентским  республикам.  В  них  широкое  распространение   и  признание  получила  практика  государственного  строительства,  когда  в  результате  снижения  роли  в  парламентской  республике  создаются  полупрезидентские,  полупарламентские  республики.  К  таким  странам  можно   отнести  Австрию,  Ирландию,  Португалию,  Финляндию,  Польшу,  Францию.

  Для   республик  смешанной  формы   правления  характерно:

  •   президент  в  формально-правовом  смысле  отделен  от  руководства   исполнительной  властью,  которое   возлагается  на  председателя  правительства;

  •   президент  имеет  право   роспуска  парламента  или   его  нижней  палаты.

  Образцом  президентско-парламентской  республики  является  Франция.  По  Конституции  1958  года  установившей  V  Республику,  президенту  принадлежит  центральное   место  в  государственной   системе.  Он  избирается  на  7  лет  путем  прямых  всеобщих  выборов.  Полномочия  президента  во  Франции  (как  и  в   США)  чрезвычайно  обширны.  К  прерогативам  президента  в  области  законодательства  можно  отнести  следующие.  Он  наделен  правом  законодательной   инициативы  и  правом  вето.  Если  президент  отклоняет   закон,  принятый  парламентом,  то  он  обязан  его  подписать   после  вторичного  одобрения   законодательным  органом.  Любой   законопроект  может  быть  передан  президентом  в   Конституционный  совет  для   проверки  его  соответствия  Конституции.  Все  законы,  принятые  парламентом,  в  течение  15  дней  должны  быть  подписаны  и  промульгированы  президентом.[7].

Информация о работе Республика как форма правления