Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, курсовая работа
В работе будут рассмотрены различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут приведены примеры государственного устройства различных государств.
1. Понятие и классификация форм государства.
2. Понятие и классификация форм правления.
3. Понятие республики. Признаки республики.
3.1. Президентская республика.
3.2 Суперпрезидентская республика.
3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика.
3.4 Парламентская республика.
3.5. Республика с монархическими элементами.
4.Смешанные формы государственности.
Заключение.
В Уругвае
парламент может выразить недоверие министрам,
хотя для этого требуется квалифицированное
большинство голосов в 2/3, кроме того, президент
в определенных случаях вправе не увольнять
министра даже после вотума недоверия
парламента. К тому же парламент не должен
одобрять или не одобрять программу правительства.
Он может ее обсуждать, но решения по этому
поводу не выносит. В Венесуэле также есть
институт вотума недоверия отдельному
министру. Кроме того, в этой стране парламент
рассматривает и одобряет программу правительства,
представленную президентом. Это делается
на совместном заседании обеих палат,
а не только на заседании нижней палаты,
как это принято в парламентарных республиках
при двухпалатной структуре парламента.
В Перу по конституции 1979 г. и затем по
конституции 1993 г. при вотуме недоверия,
выраженном парламентом, президент обязан
сместить министра. Вотум недоверия отдельному
министру возможен в Колумбии (конституция
1991 г.)[4], в Эквадоре (конституция 1984 г. с
последующими поправками).
Выше говорилось
о вотуме недоверия в президентской республике
отдельным министрам, который, однако,
не затрагивает фактического главу правительства
— президента. В некоторых странах возможно
выражение вотума недоверия и всему совету
министров, который характеризуется конституциями
как орган исполнительной власти. Ответственность
назначенного президентом правительства
перед парламентом превращает президентскую
республику в полупрезидентскую. Во Франции,
например, новое правительство излагает
свою программу и просит о доверии, хотя
оно и не обязано делать это. Может быть
принята резолюция порицания правительству,
и оно должно уйти в отставку. Правда, принятие
такой резолюции крайне затруднено, и
за четыре десятилетия действия конституции
1958 г. во Франции были лишь единичные случаи
такого рода. На базе использования прежних
традиций парламентаризма, с появлением
президентов с иными личными качествами,
чем де Голль, Франция сохраняет все меньше
черт полупрезидентской республики и
все больше превращается в парламентарную.
Этому способствовала и практика «разделенного
правления»: президент и парламентское
большинство принадлежали к разным партиям
(блокам). В Перу президент при вотуме недоверия
может уволить правительство в отставку,
а в отдельных случаях даже обязан сделать
это.
Полупрезидентскими
республиками являются некоторые страны
СНГ. Согласно конституции Белоруссии
1996 г., правительство подотчетно президенту
и ответственно перед парламентом (ст.
106). В соответствии со ст. 113 конституции
Украины 1996 г. Кабинет министров ответствен
перед президентом Украины, подконтролен
и подотчетен Верховной раде (однопалатному
парламенту)[5]. В постсоциалистических
государствах премьер-министры нередко
должны назначаться с согласия парламента,
но назначение министров президентом
такого согласия не требует. Ответственность
всего состава правительства в связи с
выражением вотума недоверия возможна,
но крайне затруднена (например, необходимо
двукратное отклонение программы правительства
в Белоруссии, одного раза недостаточно).
В других случаях двукратного вотума недоверия
не требуется, но все равно президент сам
решает, уволить правительство в отставку
или распустить парламент. Правда, в разных
постсоциалистических полупрезидентские
республиках в решении этого вопроса имеются
свои особенности, но отдельному министру
вотум недоверия вынести невозможно (в
случае его принятия никаких юридических
последствий не возникает). В Египте, напротив,
требование отставки относится только
к министрам. Если же недоверие выражено
персонально премьер-министру или кабинету
в целом, президент может не согласиться
с этим и возвратить вопрос на новое рассмотрение
парламента. Если последний подтверждает
свое решение, президент вправе вынести
спорный вопрос на референдум — голосование
избирателей. Результаты голосования
в пользу правительства влекут роспуск
парламента, в пользу парламента — отставку
правительства.
Примеры таких
президентских республик, как, например,
Венесуэла, Египет, Уругвай, свидетельствуют
о том, что в тех из них, где
возможен вотум недоверия министру
или правительству в целом, он
крайне затруднен, к тому же окончательное
решение, как правило, принадлежит
президенту. Эта же ситуация наблюдается
в полупрезидентских
Правительство
в президентской и
3.4 Парламентская республика.
Парламентская
республика, особенно в ее «чистом» виде,
распространена гораздо меньше, чем президентская.
Это Австрия, Германия, Индия, Ирландия,
Италия, Португалия (после ряда реформ
конституции 1976 г., существенно ослабивших
позиции президента), Кабо-Верде в Африке
(с 1990 г.), Вануату в Океании и немногие
другие страны[6]. Правда, в последние годы
после ликвидации тоталитарных режимов
по пути создания парламентарной республики
идут многие страны Африки, но их опыт
слишком мал, чтобы делать обобщающие
выводы.
Признаками парламентской республики (Италия, ФРГ, Швейцария и другие) как формы правления являются следующие:
• правительство формируется партией или партиями, имеющими большинство мест в парламенте;
•
правительство несет перед
парламентом ответственность.
Оно действует в данном
составе до тех пор,
пока располагает поддержкой
большинства
•
в случае необходимости
парламент может объявить
правительству вотум
• президент такой республики избирается либо парламентом, либо расширенной коллегией, состоящей из членов парламента и представителей регионов;
•
роль президента формальна
в осуществлении
Достоинством
парламентской республики является
единство высших эшелонов власти,
поскольку глава
Недостатки парламентской республики сводятся к следующему:
А) парламентским
республикам присущи частные
Б) при неразвитости партийной системы даже экстремистские (малочисленные) партии могут оказаться частью парламентской коалиции большинства;
В) вполне реальной может оказаться угроза тирании, которые в состоянии создать простое парламентское большинство. Так, в Германии в 1933 года Гитлер пришел к власти, не имея большинства в представительном органе.
Классическим примером парламентской республики может служить Италия. В соответствии с Конституцией 1947 года парламент в этой стране двухпалатный (палата депутатов и сенат). Нижняя палата избирается всеобщим и прямым голосованием. Сенат избирается от областей. Парламент является высшим законодательным органам.
Президент
является главой государства
и воплощает национальное
единство. Он избирается парламентом
на совместном заседании
палат. Президент назначает
выборы в парламент, по
предложению лидеров
Правительство ответственно перед парламентом. Парламент должен вынести правительству вотум в течение 10 дней после его образования.
Важное
правомочие парламента – контроль
над деятельностью
3.5. Республика с монархическими элементами.
Ранее уже
говорилось о пожизненных президентах.
Такая должность, созданная впервые в
Югославии для Иосипа Броз Тито, первого
президента Югославии, который возглавлял
освободительную борьбу югославских народов
против фашистских захватчиков, была затем
установлена в некоторых странах Азии
и Африки: в 60-х годах — в Индонезии, в 70-х
годах — в Тунисе, Уганде, Центральноафриканской
Республике, в Экваториальной Гвинее и
некоторых других странах. Пост постоянного,
пожизненного президента сочетался (кроме
Индонезии) с однопартийностью (пожизненный
президент всегда был лидером этой партии),
с провозглашением президента «духовным
вождем народа», основателем новой идеологии,
объявленной государственной. Один из
таких пожизненных президентов — Бокасса
пошел еще дальше: провозгласил себя императором
Центральноафриканской империи (он был
свергнут в 1979 г.). В Корейской Народно-Демократической
Республике сын пожизненного президента
Ким Ир Сена был объявлен его наследником
и стал руководителем страны в 1994 г. Институт
пожизненного президента и особенно объявление
этого поста наследственным сближают
данную республиканскую форму правления
с монархией.
Как отмечалось,
многих республиканских черт лишена форма
правления, создаваемая в условиях военных
режимов. Президенты таких республик не
избираются населением или каким-либо
легитимным конституционным органом,
например парламентом или особой избирательной
коллегией. Они провозглашаются президентами
группой своих сообщников по государственному
перевороту, которая образует военный,
революционный или иной совет. Парламент
в этих условиях распускается, конституция
целиком или в значительной части отменяется
(иногда приостанавливается, что фактически
не меняет положения вещей), выборы местных
органов бывают редким исключением, управление
строится на основе жесткой иерархии военных
властей. Таким образом, создается необычная
разновидность республики, в которой фактически
отсутствуют республиканские учреждения.
Особая
форма республики — теократическая республика,
где правит мусульманское духовенство,
— существует в Иране. В этой стране в
соответствии с конституцией 1979 г. имеются
избранные президент и парламент, но главную
роль играет. Руководитель государства
(рахбар). Этот пост создан с учетом традиций
мусульманского фундаментализма и во
многом напоминает организацию власти
в идеальном мусульманском государстве
— халифате. Пост Руководителя государства
принадлежит высшему духовному лицу, которое
подбирается мусульманским Советом экспертов.
В случае вакансии Совет экспертов подбирает
другое лицо на этот пост, руководствуясь,
прежде всего религиозными качествами
кандидата, или составляет коллегиальный
орган, выполняющий обязанности Руководителя
государства.
4.Смешанные формы государственности.
Ряд
стран невозможно отнести
к «чистым» парламентским
или президентским
Для республик смешанной формы правления характерно:
•
президент в формально-
• президент имеет право роспуска парламента или его нижней палаты.
Образцом
президентско-парламентской