Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут приведены примеры государственного устройства различных государств.

Содержание

1. Понятие и классификация форм государства.

2. Понятие и классификация форм правления.

3. Понятие республики. Признаки республики.

3.1. Президентская республика.

3.2 Суперпрезидентская республика.

3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика.

3.4 Парламентская республика.

3.5. Республика с монархическими элементами.

4.Смешанные формы государственности.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

План курсовой работы.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

   Позже   многие  мыслители  поддерживали  данную  классификацию,  внося   в  нее  свои  положения.  Так,  Монтескье,  соглашаясь  с   данной  классификацией,  полагал,  что  добродетель  воплощается   в  демократии  (республики),  умеренность – в  аристократии,  честь – в  монархии,  страх  – в  деспотии.  То  есть  он  добавлял  еще  одну  форму   правления – деспотию.

   Зафиксированное   еще  Геродотом  деление   форм  правления  дошло  до  наших  дней.  Однако  среднее   звено  геродотовской  триады  – аристократическая  форма  – было  утрачено  в  ходе  развития  государственности,  а   стало  быть,  и  в  отражающей  это  развитие  теории. 

3. Понятие республики. Признаки республики.

      Республика — форма правления, при которой главой государства является президент, избираемый на определенный срок из числа граждан, обладающих необходимыми «квалификациями» (определенный возраст, рождение в данной стране от граждан этого государства, обладание полными гражданскими и политическими правами и др.)[2].

  Республика  (от  лат.  res  publica – общественное  дело)  как форма правления имеет следующие признаки:

  •   государственная  власть  производна  от  суверенного  народа.  Она   либо  избирается  им,  либо  формируется  по  его  поручению;

  •   выборность  и  сменяемость   главы  государства,  представительной  власти;

  •   высшие  органы  исполнительной  власти  либо  избираются  населением,  либо  формируются  парламентом  (в  парламентских  республиках),  либо  утверждаются  парламентом  (в  президентских  республиках);

  •   ограничены  полномочия  главы   государства,  законодательных   и  исполнительных  государственных   органов  конкретным  сроком;

  •   юридическая  ответственность   государственной  власти.

  По  историческим  периодам  своего  существования   республики  классифицируются:  на  античные  (государства-полисы –  Афины,  Рим  и  т.д.);  средневековые  (феодальные);  буржуазные.

  В   рабовладельческий  период  существовали  аристократические  и  демократические   республики:

  А)  В   аристократических  республиках  (Спарта  и Римская  республика  5-2  вв.  до  нашей  эры)  вся  реальная  власть  была  сосредоточена  в  руках   знати  (аристократия).  Народное  собрание  выполняло  второстепенную  роль.  Основная  масса  населения   в  них  не  принимала   участия  в  выборах  органов   государственной  власти;

  Б)  В   демократических  республиках   к  формированию  органов   государственной  власти  допускалось   все  свободное  население.  Примером  такой  республики  являются  Афины  в  5-4  вв. до  нашей  эры.  Ведущая   роль  среди  властных  органов   принадлежала  демократическим   коллегиальным  органам  (Народному   собранию  и  Совету  пятисот),  которые  решали  наиболее  важные  вопросы  государственной   жизни,  а  должностные  лица  (магистратура)  выполняли  второстепенные  функции.  Однако  в  таких   республиках  рабы  (а  они   иногда  составляли  большинство   населения)  не  обладали  политическими   правами,  а  значит,  и   не  участвовали  в  формировании  органов  государственной   власти.

  В   период  феодализма  республики  носили  городской  характер.  Города-республики  распространяли  свое  господство  на  значительные  территории.  В  некоторых   случаях  они  имели  даже  колонии.  К  числу  таких  республик  относились  торгово-промышленные  центры  в  Италии  (Венеция,  Флоренция),  России  (Новгород,  Псков).

  Своего  расцвета  республиканская  форма   правления  достигает  в   буржуазный  период.  В  это   время  республика  становится  наиболее  распространенной  формой  государственности.  Она  представлена  двумя  ее  основными  разновидностями  – парламентской  и  президентской   республиками. 
 

3.1. Президентская республика.

  Президент назначает министров, как, например, в США или Бразилии, и в этом случае отдельного от президента правительства нет, существует кабинет президента, где министры имеют только совещательный голос. В некоторых президентских республиках он может назначить также премьер-министра. В этом случае есть правительство во главе с премьером, но фактическим руководителем правительства остается президент. Кроме того, ни премьер, ни министры политической ответственности перед парламентом не несут, не могут быть уволены им в отставку. Это означает, что кабинет или правительство формируется партией (крайне редко — блоком партий), победившей на президентских, а не на парламентских выборах, и президент — это лидер правящей партии, хотя во многих странах, будучи избран, он слагает с себя партийные обязанности и выступает как «надпартийный» деятель. Президент свободен в подборе членов правительства и делает это по своему усмотрению (в Нигерии, США и некоторых других странах необходимо, однако, при назначении министров согласие верхней палаты парламента — сената). Как правило, министры несут ответственность за свою деятельность только перед президентом и не могут быть уволены в отставку путем вотума недоверия в парламенте. Иногда конституция прямо устанавливает, что президент является главой правительства (ст. 117 конституции Мозамбика 1990 г.)[3]. Как уже говорилось, в большинстве президентских республик нет особой должности премьер-министра, им является президент. Если же такая должность есть (иногда она предусмотрена конституциями, но может и не упоминаться ими, и во многих странах Азии и Африки, она то вводилась, то упразднялась), то это так называемый административный премьер. Политику правительства определяет президент, под руководством которого проходят заседания совета министров, где решаются наиболее важные вопросы (менее важные вопросы решаются под председательством административного премьера). 

 Президентская   республика  (США, Аргентина, Бразилия  и  другие  страны)  имеет   следующие  признаки:

  •   высшие  органы  государственной   власти  обладают  значительной  самостоятельностью.  Государственное   управление  здесь  строиться   по  принципу  жесткого  разделения  властей;

  •   президент,  как  и  парламент,  избирается  населением  (внепарламентский  способ  избрания  президента);

  •   президент  одновременно  является  и  главой  государства,  и   главой  исполнительной  власти;

  •   президент  свободен  в  выборе  министров  (внепарламентский  способ  формирования  правительства),  хотя  согласие  парламента,  как   правило,  необходимо;

  •   отсутствует  ответственность  (прямая)  правительства  перед   парламентом,  который  не  вправе  отправить  министров  в   отставку  как  персонально,  так  и  всем  кабинетом;

  •   президент  непосредственной  ответственности  перед  парламентом   не  несет,  однако  нуждается   в  его  поддержке  (особенно  в  вопросах  бюджета).  Парламент   при  определенных  условиях  может  отрешить  президента  от  власти;

  •   президент  не  может  распустить  парламент.

  Достоинство   президентской  формы  правления   заключается  в  следующем:

  А)  эта   форма  в  принципе  обеспечивает  большую  степень  политической  стабильности,  чем  парламентская,  так  как  президент  избирается  на  фиксированный  срок,  определенной  конституцией;

  Б)  эта   форма  дает  большие  полномочия  одному  лицу,  которое  может   более  эффективно  осуществлять  руководство  в  чрезвычайных  обстоятельствах,  в  период  реформ;

  В)  всенародно  избранный  президент  выступает   символом  нации,  объединяющим  граждан  государства.

  Президент   избирается  сроком  на  4  года  на  основе  всеобщего  избирательного  права  и  непрямых  выборов.  По  Конституции  США  граждане  избирают  только  выборщиков  президента.  Мандат  выборщиков  носит  императивный  характер,  поскольку  заранее  известно,  за  какого  кандидата  голосует  каждый  из  них.

  Компетенция   президента  США  обширна.

  Он  принимает   непосредственное  участие  в   законодательном  процессе,  которое   сводится  к  следующему:

  А)  он  осуществляет  право  законодательной   инициативы;

  Б)  все   принятые  конгрессом  билли   посылаются  на  утверждение   президенту.  В  течение  10  дней  он  должен  или  подписать   их,  или  возвратить  конгрессу   со  своими  возражениями.  Конгресс  может  преодолеть  президентское   вето,  вторично  одобрив  билль   в  каждой  палате  квалифицированным   большинством  ⅔  голосов;

  В)  большое   число  подзаконных  актов   президент  издает  самостоятельно,  часть  из  которых  может   приравниваться  к  законам.

  Важная  функция  президента – назначение  высших  государственных  чиновников,  которое  он  осуществляет  по  совету  и  с  согласия  сената.

  Он  также   заключает  международные   договоры  (их  должен  одобрить  сенат).  Президент  неподотчетен  никаким  органам  и  может   быть  отстранен  от  должности,  только  если  в  порядке   импичмента  будет  признан   виновным  в  измене  или   другом  тяжком  преступлении  или  проступке.

  У   конгресса  полномочия  также   велики.  Главная  его  функция  – законодательства.  Президента  не  имеет  права  распускать  ни  одну  из  палат  конгресса. 

3.2 Суперпрезидентская  республика.

  В  некоторых  странах  антидемократического  типа  государства  по  конституции  считаются  республикой.  Однако  в  них  имеется  признак  монархической  формы  правления – несменяемость  главы  государства.  Такого  рода  республики  являются  суперпрезидентскими. 

  Есть  еще  понятие  «президентско-монистические   республики».  Если  в  суперпрезидентских  республиках  в  конституции   предусматривается  переизбрание  главы  государства  и   формальные  выборы  проходят,  то  в  президентско-монистических   республиках  в  конституции   предусматривается  «пожизненное  президентство».  Примеры  такого  пожизненного  президентства:  правление   Сукарно  в  Индонезии,  И.Б.Тито  в  Югославии,  Ким  Ир  Сена  в  Северной  Корее.  Причем  в  КНДР  власть  передается  по  наследству.   Следует   отметить,  что  «пожизненных»   президентов  иногда  свергают.   Так  было  с  Сукарно   в  Индонезии.  В  Центральной   Африканской  Республике  президент   Бокасса  провозгласил  себя  императором,  что  не  помешало  оппозиции  свергнуть  его.

  Одной   из  разновидностей  форм  правления   является  советская  республика.  Для  нее  характерны  следующие   признаки.

  1.Соединение  законодательной  и  исполнительной  власти  в  лице  Советов,  которые  составляли  основу  всего  аппарата  власти,  а   также:

  •   обладали  правом  принятия  законов;

  •   в  лице  исполнительных  органов   власти  сами  проводили  их  в  жизнь.  Правительство   СССР,  правительство  союзных   и  автономных  республик,  исполкомы,  то  есть  вся  пирамида  исполнительной  власти  выступала  в  советском   государстве  только  как   исполнительно-распорядительной  аппарат   соответствующих  Советов;

  •   сами  вершили  правосудие  через  систему  судебных  органов,  состав  которых  утверждался   Советами.

  2.Объединение   высших  и  местных  органов   власти  в  единую  представительную  систему,  которая  была  основана  на  принципе  демократического  централизма,  то  есть  подчинения  нижестоящих  Советов  вышестоящим.

  3.Специфической   чертой  Советской  республики  в  период  диктатуры   пролетариата  являлось  то,  что  Советы  строились  по  принципу  открытого   классового  представительства –  как  Советы  рабочих,  крестьянских  и  красноармейских  депутатов.  Представительные  органы  власти  формировались  на  основе  избирательного  права,  которое   исключало  участие  некоторых   социальных  слоев  в  политической  жизни  страны.  Существовало  также  неравное  избирательное   право.  Преимущество  отдавалось  рабочему  классу.  После  1936  года  эти  избирательные   ограничения  были  отменены.  В  то  же  время  существующая  избирательная  система  позволяла   проводить  в  Советы  лиц,  угодных  правящему  режиму.

  4.В   реальной  действительности  Советы  проводили  политику  Коммунистической  партии  Советского  Союза  (КПСС).  КПСС  была  единственной  политической  партией,  имевшей  официальный   статус  государственной  партии.  По  своей  сути  Коммунистическая  партия  являлась  как  бы  государством  в  государстве,  поскольку  партийный  аппарат   выполнял  государственные  функции.

3.3. Парламентаризм в  президентской республике  и полупрезидентская  республика.

  Наряду с чрезмерным усилением власти президента в одной группе стран в других государствах (особенно в Латинской Америке, в Шри-Ланке, а на рубеже 80—90-х годов — в Северной и Тропической Африке) обнаружились тенденции смягчения президентского всевластия (в Африке это было связано с крушением тоталитарных режимов в странах как капиталистической, так и социалистической ориентации). В то же время в результате последовательных конституционных реформ были ограничены полномочия президента в некоторых странах Европы (например, в Португалии). В результате возникли президентские республики с элементами парламентаризма. Эти элементы характеризуются тем, что в президентской республике предусматривается возможность вотума недоверия министрам (но не фактическому, а часто и юридическому главе правительства — президенту), которые остаются в, то, же время ответственными и перед президентом (двойная ответственность). Правда, в президентской республике такая ответственность имеет разную степень: главной все же остается ответственность министров перед президентом, который возглавляет кабинет (кабинет президента) и под началом которого работают министры. Примером этого служат конституционные изменения в Венесуэле, Колумбии, Уругвае и некоторых других латиноамериканских странах. 

Информация о работе Республика как форма правления