Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, курсовая работа

Описание работы

В работе будут рассмотрены различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут приведены примеры государственного устройства различных государств.

Содержание

1. Понятие и классификация форм государства.

2. Понятие и классификация форм правления.

3. Понятие республики. Признаки республики.

3.1. Президентская республика.

3.2 Суперпрезидентская республика.

3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика.

3.4 Парламентская республика.

3.5. Республика с монархическими элементами.

4.Смешанные формы государственности.

Заключение.

Работа содержит 1 файл

План курсовой работы.docx

— 45.50 Кб (Скачать)

Введение. 

1. Понятие  и классификация форм государства. 

2. Понятие и классификация форм правления. 

3. Понятие республики. Признаки республики. 

  3.1. Президентская республика. 

  3.2 Суперпрезидентская республика. 

  3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика. 

  3.4 Парламентская республика. 

  3.5. Республика с монархическими элементами. 

4.Смешанные   формы  государственности. 

Заключение.  
 
 
 
 

Введение.

   Теория  государства является неотъемлемой  частью науки теории государства  и права.

   Одним  из разделов, изучаемых теорией  государства, является изучение  форм государственного устройства. Классификация государств производится  по различным критериям, одним  из которых является форма  правления.

   Данная  работа посвящена республиканской  форме правления, которая в  идеале должна базироваться на  теории разделения властей.

   “Разделение  властей”, теория о соотношении  властей в государстве, впервые  выдвинутая Дж. Локком и затем  развитая Ш. Монтескье. Она  связана со школой естественного  права и сыграла прогрессивную  роль в борьбе против абсолютизма.  Предполагается, что для правильного  функционирования государства в  нем должны существовать независимые  друг от друга власти: законодательная,  исполнительная, судебная. В настоящее  время по принципу разделения  властей построены конституции  многих государств.

   Данный  принцип является основой демократии, гарантией соблюдения прав человека  и гражданина.

   В  работе будут рассмотрены различные  виды республики в соответствии  с разными критериями. Для того  чтобы раскрыть сущность республики  как формы правления, в работе  будут даны классификация форм  государства, классификация форм  правления, будут приведены примеры  государственного устройства различных  государств. 

1. Понятие и классификация  форм государства.

  Традиционно  считается, что  под  формой  государства  следует  понимать  организацию  политической  власти  в  государстве,  взятую  в  единстве  трех  ее  основных  элементов  (или  сторон) – формы  государственного  правления,  формы  государственного  устройства  и  государственного  (политического)  режима.

   Категория   «форма государства»  показывает  особенности  образования,  структуры   и  предназначений  органов   государственной  власти,  специфику   государственно-территориального  построения,  средства  и  методы,  используемые  государственным   механизмом  для  реализации  властных  полномочий.

   Существование   той  или  иной  формы   государства  связано  с   различного  рода  факторами.

   1.Среди   факторов,  обусловливающих  специфику   конкретной  формы  государства,  большое  значение  имеет   расстановка  социальных  сил,  их  представительство  во  власти  в  данной  стране  и  в  данный  исторический  период  времени.  Итоги  политической  борьбы  за  власть  находят   свое  выражение  в  порядке   организации  и  структуре   всего  государственного  механизма,  в  антидемократических,  либо  демократических методах его деятельности.  Действие  этого фактора особенно  ярко  проявляется в революционные периоды,  доказательством чего  является,  в частности,  падение монархических режимов в результате  Великой Французской революции 1789  года  или Февральской революции 1917  года  в России.

   2.На  форму  государства  большое   влияние  оказывает  также   национальный  состав  населения  (наличие  нескольких  наций   приводит,  как  правило,  к   формированию  федеративной  государственности).

   3.Специфика   конкретной  формы  государства   зависит  от  культуры  и   тех  традиций,  которые   сложились  в  результате  исторического  развития  страны  (примером  могут  служить   монархические  традиции  в   Великобритании.  Вне  исторического   контекста  невозможно,  например,  объяснить  существование   в  современной  Великобритании  парламентской  монархии).

   4.На  форму  государства  могут   оказывать  влияние  и   внешние  силы.  Так,  смена   форм  правления  в  ряде  восточно-европейских  стран   в  результате,  второй  мировой   войны  имела  своей  предпосылкой  присутствие  в  этом  регионе   Красной  армии.

   5.При   анализе  формы  государств,  следует  учитывать  также   и  влияние  международных   связей.  В  современном   мире  даже  экономически  мощные  государства  не  могут  полноценно  развиваться  в  международной   изоляции.  При  многообразии  связей  мене  развитые  в   экономическом  и  политическом  отношении  страны  используют  опыт  государственно-правового   строительства  более  развитых  государств  и  создают  органы  одинаковой  функциональной  направленности.  Примером  могут  служить   страны  СНГ,  которые  используют  (а  иногда  копируют)  опыт  государственного  строительства   других  стран.

   6.В   определенной  степени,  хотя  и  косвенно,  на  форму   государства  оказывают  влияние   особенности  его  географического   положения  (Россия,  Бразилия,  Австралия).

   Следует   отметить,  что  существенные  черты  той  или  иной  формы  государства  нельзя  понять  и  объяснить,  отвлекаясь  от  характера  тех  производственных  отношений,  которые  сложились   на  определенной  ступени   экономического  развития.  Республика  рабовладельческого  общества  имеет   больше  родственных  свойств   с  рабовладельческой  монархией,  нежели  с  республикой  периода   капитализма,  так  как  и   республика,  и  монархия  при   рабовладельческом  строе –  лишь  различные  формы  проявления  экономической  и  политической  власти  рабовладельцев.

  В теории государства и права используются различные классификации форм

государства, в частности выделяются демократические  государственные формы (например, Франция) и формы авторитарные (например, Индонезия). Применяются также более  дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая (в отдельных странах, декларировавших  ориентацию на социализм) и другие государственные 

формы.

  В государствоведении для классификации форм государства может использоваться свой подход — с позиции теорий разделения властей и единства власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем  странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими. Каждая из этих трех форм имеет множество разновидностей. Но в целом поликратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независимые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическим государственным режимом, различными формами партиципации населения.

  Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управления, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче, каудильо — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха). Во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Уганде и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственной разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях и были отдельные положения о разделении властей. Наконец, реальная власть может находиться в руках хотя и не государственного, но на деле органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным комитетом, центральным комитетом) правящей коммунистической партии.

  При такой государственной форме нет системы сдержек и противовесов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами (другими должностными лицами) или избранными советами, которым по конституции принадлежит вся власть, но которые на деле подчинены местным органам правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, например в Бенине, Гаити, Заире, Индонезии, Иране, Пакистане, это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует авторитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для определения политики государственных органов в центре и на местах.

  Сегментарная государственная форма (сегмент — с латинского «отрезок») характеризуется тем, что государственная организация как целое складывается из разнородных отрезков, но ее объединяет единая природа государственной власти, единство государственной политики по принципиальным вопросам, единые принципы организации и деятельности. В данной государственной форме есть и элементы поликратии, и элементы монократизма, частички демократии, авторитаризма и даже тоталитаризма. Органы государственной власти формируются путем выборов, но они «заорганизованы», а число партий, допускаемых к участию в них, нередко ограничено (три в Индонезии, две в Нигерии, в свое время три, а затем четыре в Сенегале и т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако, принципиального значения, поскольку традиционно решающая доля власти сосредоточена в руках президента (многие президентские республики в Латинской Америке), иного главы государства (Иордания, Марокко) или иной структуры (сената и военных в Таиланде). Разделение властей конституциями может признаваться, но на деле реальной системы сдержек и противовесов не существует. В территориальной структуре государства при сегментарной форме возможна автономия,  даже политическая (например, Филиппины), на местах могут существовать выборные органы (советы, старосты), но автономные полномочия на деле ограничиваются, а выборные главы советов, старосты утверждаются и могут быть не утверждены вышестоящими начальниками органов исполнительной власти. В деятельности органов государства значительное место занимает принуждение, партиципация граждан мала, хотя ее элементы и существуют. Демократические права и свободы в конституциях признаются (иногда их перечень довольно широк), но действенные юридические гарантии их реализации на практике отсутствуют. 

2. Понятие и классификация  форм правления.

  В государствоведческой литературе существуют два подхода к понятию формы правления: узкий и широкий. С точки зрения узкого подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления связано, по существу, с положением одного лица — главы государства, монарха или президента; с точки зрения широкого подхода) в понятие формы правления включаются отношения между органами государства и центрами экономической и политической жизни, политическая среда, в которой действуют государственные органы[1]. 

  Одна  из  составных  частей  формы   государства – форма  правления.   Эту  сторону  формы  государства   определяют:

•  состав  и  полномочия  высших  органов  государственной  власти;

•  порядок  их  образования;

•  степень  участия  населения  в  формировании  этих  органов  и  влияния  на  принимаемые  решения,  то  есть  порядок  взаимодействия  между  властными  органами  и  населением.

   Таким   образом,  форма  правления   есть  составная  часть  формы   государства,  характеризующая   состав  высших  органов  государственной   власти,  порядок  их  образования,  организацию  и  порядок   взаимодействия  между  собой   и  населением.

Классификация  форм  правления:

   В   истории  учений  о  государстве   существуют  разные  классификации   форм  правления.  Наиболее  распространенная  из  них – это деления   форм  государства  в  зависимости   от  количества  правящих  лиц.  В  соответствии  с  классификацией,  проведенной  еще  Геродотом,  форма  правления  называется:

•монархия – если  власть  принадлежит  одному;

•аристократия – если  власть  принадлежит  многим;

•демократия  или  республика – если  власть  принадлежит  всем.

   Аристотель,  как  и  Геродот,  разграничивал   формы  правления  в  зависимости   от  того,  осуществляется  ли  верховная  власть  единолично  (монархия),  ограниченным  числом  лиц  (аристократия),  всем  населением  (демократия),  но  в  зависимости   от  соотношения  правильных  и  искаженных  видов  правления   объявлял  правильными  те,  в  которых  личный  интерес   правителей,  кто  бы  они,  ни  были,  подчинен  общему  интересу  государства,  и  наоборот,  искаженными – те,  в  которых   преобладает  личный  интерес.

Информация о работе Республика как форма правления