Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:42, курсовая работа
В работе будут рассмотрены различные виды республики в соответствии с разными критериями. Для того чтобы раскрыть сущность республики как формы правления, в работе будут даны классификация форм государства, классификация форм правления, будут приведены примеры государственного устройства различных государств.
1. Понятие и классификация форм государства.
2. Понятие и классификация форм правления.
3. Понятие республики. Признаки республики.
3.1. Президентская республика.
3.2 Суперпрезидентская республика.
3.3. Парламентаризм в президентской республике и полупрезидентская республика.
3.4 Парламентская республика.
3.5. Республика с монархическими элементами.
4.Смешанные формы государственности.
Заключение.
Введение.
1. Понятие
и классификация форм
2. Понятие и
классификация форм правления.
3. Понятие республики.
Признаки республики.
3.1. Президентская
республика.
3.2 Суперпрезидентская
республика.
3.3. Парламентаризм
в президентской республике и полупрезидентская
республика.
3.4 Парламентская
республика.
3.5. Республика
с монархическими элементами.
4.Смешанные
формы государственности.
Заключение.
Введение.
Теория
государства является
Одним
из разделов, изучаемых теорией
государства, является
Данная
работа посвящена
“Разделение
властей”, теория о соотношении
властей в государстве,
Данный
принцип является основой
В
работе будут рассмотрены
1. Понятие и классификация форм государства.
Традиционно считается, что под формой государства следует понимать организацию политической власти в государстве, взятую в единстве трех ее основных элементов (или сторон) – формы государственного правления, формы государственного устройства и государственного (политического) режима.
Категория
«форма государства» показывает
особенности образования, структуры
и предназначений органов
государственной власти, специфику
государственно-
Существование той или иной формы государства связано с различного рода факторами.
1.Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, большое значение имеет расстановка социальных сил, их представительство во власти в данной стране и в данный исторический период времени. Итоги политической борьбы за власть находят свое выражение в порядке организации и структуре всего государственного механизма, в антидемократических, либо демократических методах его деятельности. Действие этого фактора особенно ярко проявляется в революционные периоды, доказательством чего является, в частности, падение монархических режимов в результате Великой Французской революции 1789 года или Февральской революции 1917 года в России.
2.На форму государства большое влияние оказывает также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности).
3.Специфика
конкретной формы государства
зависит от культуры и
тех традиций, которые
сложились в результате
исторического развития страны
(примером могут служить
монархические традиции в
Великобритании. Вне исторического
контекста невозможно, например,
объяснить существование
в современной
4.На
форму государства могут
оказывать влияние и
внешние силы. Так, смена
форм правления в ряде
восточно-европейских стран
в результате, второй мировой
войны имела своей
5.При
анализе формы государств,
следует учитывать также
и влияние международных
связей. В современном
мире даже экономически мощные
государства не могут полноценно
развиваться в международной
6.В
определенной степени, хотя
и косвенно, на форму
государства оказывают
Следует
отметить, что существенные
черты той или иной
формы государства нельзя
понять и объяснить, отвлекаясь
от характера тех
В теории государства и права используются различные классификации форм
государства, в частности выделяются демократические государственные формы (например, Франция) и формы авторитарные (например, Индонезия). Применяются также более дробные членения: феодально-теократическая, буржуазно-авторитарная, буржуазно-демократическая, социалистическая, революционно-демократическая (в отдельных странах, декларировавших ориентацию на социализм) и другие государственные
формы.
В государствоведении для классификации форм государства может использоваться свой подход — с позиции теорий разделения властей и единства власти. С этой точки зрения в качестве основных разновидностей можно выделить поликратическую (многовластную) и монократическую (единовластную) формы государства. Промежуточное положение между ними занимает сегментарная государственная форма, соединяющая черты этих двух форм. Такая классификация применима ко всем странам, в том числе и к тем, которые провозглашают себя в конституциях социалистическими. Каждая из этих трех форм имеет множество разновидностей. Но в целом поликратическая государственная форма характеризуется: разделением властей между различными органами государства (парламент — законодательная власть, глава государства и правительство — исполнительная власть, независимые суды — судебная власть), отлаженными способами взаимодействия ветвей власти, системой их взаимных сдержек и противовесов, самоуправлением территориальных коллективов, демократическим государственным режимом, различными формами партиципации населения.
Монократическая государственная форма характеризуется единовластием определенного органа или должностного лица. В конституциях может быть провозглашено полновластие не одного органа, а определенной системы однородных органов (например, советов в условиях тоталитарного социализма). Но и в этом случае считается, что государственная власть в центре и на местах принадлежит только им, остальные органы государства — это органы не государственной власти, а управления, правосудия и др. Полнота государственной власти может принадлежать одному лицу (например, фюреру, дуче, каудильо — в свое время в Германии, Италии, Испании, Португалии, монарху — в некоторых мусульманских странах, по конституциям которых вся власть исходит от монарха). Во многих странах Африки (Гвинее, Заире, Малави, Тунисе, Уганде и др.) власть принадлежала «пожизненным президентам», которые одновременно являлись председателями единственной разрешенной (правящей) партии, хотя в некоторых конституциях и были отдельные положения о разделении властей. Наконец, реальная власть может находиться в руках хотя и не государственного, но на деле органа, выполняющего важнейшие государственные полномочия. Так было и есть в странах тоталитарного социализма, где все важнейшие государственные решения принимались и принимаются политбюро (президиумом, исполнительным комитетом, центральным комитетом) правящей коммунистической партии.
При такой государственной форме нет системы сдержек и противовесов; территориальные коллективы либо находятся под строгой опекой центра, либо местное самоуправление прямо отвергается как институт: оно заменяется назначенными губернаторами (другими должностными лицами) или избранными советами, которым по конституции принадлежит вся власть, но которые на деле подчинены местным органам правящей партии; господствует единая государственная идеология (в одних странах, например в Бенине, Гаити, Заире, Индонезии, Иране, Пакистане, это было установлено конституциями, в других такое господство имело фактический характер); существует авторитарный режим; партиципация либо отвергается, либо формы, в которых она проводится, не имеют реального значения для определения политики государственных органов в центре и на местах.
Сегментарная
государственная форма (сегмент — с латинского
«отрезок») характеризуется тем, что государственная
организация как целое складывается из
разнородных отрезков, но ее объединяет
единая природа государственной власти,
единство государственной политики по
принципиальным вопросам, единые принципы
организации и деятельности. В данной
государственной форме есть и элементы
поликратии, и элементы монократизма,
частички демократии, авторитаризма и
даже тоталитаризма. Органы государственной
власти формируются путем выборов, но
они «заорганизованы», а число партий,
допускаемых к участию в них, нередко ограничено
(три в Индонезии, две в Нигерии, в свое
время три, а затем четыре в Сенегале и
т.д.). Выборы в парламент не имеют, однако,
принципиального значения, поскольку
традиционно решающая доля власти сосредоточена
в руках президента (многие президентские
республики в Латинской Америке), иного
главы государства (Иордания, Марокко)
или иной структуры (сената и военных в
Таиланде). Разделение властей конституциями
может признаваться, но на деле реальной
системы сдержек и противовесов не существует.
В территориальной структуре государства
при сегментарной форме возможна автономия,
даже политическая (например, Филиппины),
на местах могут существовать выборные
органы (советы, старосты), но автономные
полномочия на деле ограничиваются, а
выборные главы советов, старосты утверждаются
и могут быть не утверждены вышестоящими
начальниками органов исполнительной
власти. В деятельности органов государства
значительное место занимает принуждение,
партиципация граждан мала, хотя ее элементы
и существуют. Демократические права и
свободы в конституциях признаются (иногда
их перечень довольно широк), но действенные
юридические гарантии их реализации на
практике отсутствуют.
2. Понятие и классификация форм правления.
В государствоведческой литературе существуют
два подхода к понятию формы правления:
узкий и широкий. С точки зрения узкого
подхода (А.А. Мишин) понятие формы правления
связано, по существу, с положением одного
лица — главы государства, монарха или
президента; с точки зрения широкого подхода)
в понятие формы правления включаются
отношения между органами государства
и центрами экономической и политической
жизни, политическая среда, в которой действуют
государственные органы[1].
Одна
из составных частей формы
государства – форма
• состав и полномочия высших органов государственной власти;
• порядок их образования;
• степень участия населения в формировании этих органов и влияния на принимаемые решения, то есть порядок взаимодействия между властными органами и населением.
Таким образом, форма правления есть составная часть формы государства, характеризующая состав высших органов государственной власти, порядок их образования, организацию и порядок взаимодействия между собой и населением.
Классификация форм правления:
В истории учений о государстве существуют разные классификации форм правления. Наиболее распространенная из них – это деления форм государства в зависимости от количества правящих лиц. В соответствии с классификацией, проведенной еще Геродотом, форма правления называется:
•монархия – если власть принадлежит одному;
•аристократия – если власть принадлежит многим;
•демократия или республика – если власть принадлежит всем.
Аристотель,
как и Геродот, разграничивал
формы правления в