Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Теория государства является неотъемлемой частью науки теории государства и права. Один из разделов, который изучает теория государства, исследование форм государственного устройства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, одним из которых является форма правления.
Моя курсовая работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.1

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     В итоге бурных дебатов и обсуждений на общероссийский референдум в декабре 1993 года был вынесен президентский проект Конституции, который и устанавливал весьма лаконичную и достаточно расплывчатую форму, провозгласившую Российскую Федерацию правовым федеративным демократическим государством с республиканской формой правления.

     Отсутствие  однозначной законодательной формулировки российской формы правления обусловливает  то обстоятельство, что одни ученые пишут о президентской модели, другие о смешанной системе правления. О.И. Зазнаев пишет, что формально-юридически Россия отвечает минимальным требованиям смешанной системы27. Характер российской республики наиболее ярко проявляется в наиболее важном признаке, определяющем вид республики: процедуре формирования высшего органа исполнительной власти. В назначении Председателя Правительства Российской Федерации принимает участие глава государства и парламент. В соответствии со ст. 111 Конституции Российской Федерации Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы. Хотя, как отмечается, именно Президент Российской Федерации оказывает существенное влияние на процесс формирования Правительства России, а влияние Государственной Думы является достаточно ограниченным. Президент избирается народом, существует дуализм исполнительной власти (Президент и премьер-министр, возглавляющий Правительство), Президент наделен существенными полномочиями, Правительство ответственно перед Государственной Думой, которая может быть распущена Президентом в четко оговоренных Конституцией случаях28. Депутаты Государственной Думы не могут совмещать свой мандат с правительственной должностью. Общепризнанным в российской правовой науке является мнение, что контрольных полномочий у Государственной Думы достаточно мало.29

     Несмотря  на формальные основания и аргументации различных точек зрения о существовании  в нашей стране смешанной формы правления, главное, что характеризует форму правления в современной России –это фактически складывающиеся отношения между высшими органами государства, которые имеют нередко более важное значение, чем правовые нормы, определяющие форму правления юридически, пишет Чиркин.30 Политическая практика функционирования режима во многом схожа с президентской формой правления. В реальности Президент стремится усилить свои полномочия и за счет Парламента, и за счет Правительства. В этих целях Президент имеет и укрепляет свой собственный аппарат – Администрацию Президента, которая, по существу, поставлена над Правительством. И его огромная роль несопоставима с ролью подобных органов в других странах, пишет Чиркин.31 И.В. Левакин считает, что президентская форма правления в нашей стране уже стабилизировалась, что Президент РФ получил возможность воздействовать на решения парламента через лояльное большинство во фракциях Государственной Думы, а главы субъектов РФ не образуют более мощное объединение в Совете Федерации. По существу система президентской власти в России - это уже сформировавшаяся структура, развивающаяся со своими противоречиями, но уже относительно устоявшаяся.32Фактически складывающиеся в системе политической власти отношения в России свидетельствуют прежде всего о силе Президента РФ. Несмотря на то, что он не является официальным главой исполнительной власти, Президент, по сути, формирует его состав, структуру и политику, основные задачи. По Конституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством под руководством его председателя. Но в действительности, как пишет В.М. Ведяхин, треть федеральных министерств и ведомств полностью выведена из-под контроля премьера и подчиняется непосредственно Президенту. Ему напрямую подчиняются Министерство обороны, МВД, МЧС, МИД, Министерство юстиции, ФСБ, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, ФСО и др.33

     Ведяхин приводит точку зрения президента Института стратегических оценок А.А. Коновалова: в результате прошедших думских выборов 2003 года и мероприятий по укреплению вертикали власти последняя представляет собой пирамиду, стоящую на одной точке - на вершине. В стране остался единственный политик - Президент. Колоссальное средоточие властных полномочий в России было характерным и для периода Ельцина, но теперь оно многократно возросло, пишет Коновалов. А пропорционально с ним возросла и ответственность. Теперь ничего не спишешь на "нехороших" олигархов или "саботаж" Думы. Продолжая данную линию, я думаю уместно привести точку зрения Марченко М.Н. о том, что в России президентская республика, характеризующаяся наличием чрезвычайно сильной власти главы государства – президента, а, следовательно, форму правления современной России можно именовать суперпрезидентской.34

     Итак, основные мнения: Россия – смешанная республика и Россия – президентская республика. Я придерживаюсь первой точки зрения, что в России смешанная республика, хотя и существует тенденция усиления президентской власти. Не смотря на то, что фактически форму правления нашей страны сложно назвать смешанной, наличие элементов парламентаризма не позволяет обозначить её и как президентскую.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
 

     Я рассмотрела республику как форму правления и её основные виды: президентскую, парламентскую и смешанную форму. Различие между которыми состоит: в порядке формирования высших органов власти, в характере взаимоотношений между законодательной и исполнительной властью, в статусе президента и его полномочий. В работе я также упомянула деление республики по социальному характеру на аристократические, олигархические и демократические. Подобное деление в настоящее время не учитывается.

     Приведены примеры стран с различными видами республиканской формы правления. Из этого можно сделать вывод, что всемирные процессы демократизации общества ведут к тому, что республиканская форма правления становится одной из самых массовых в мире. Во многих странах республика как форма правления проходит через эволюцию, постепенно избавляясь от элементов монархии, и всё более отвечая принципу разделения властей, становясь формой правления, которая отражает интересы граждан.

     Подавляющее большинство стран мира, как уже отмечалось, избрало республиканскую форму государственного правления как более соответствующую интересам народовластия, развития демократии, поскольку она по самой своей сути предполагает признание народа единственным источником любой государственной власти, носителем суверенитета. Сегодня республиками являются Китай и Индия, США и Россия, Франция и Германия, Италия и Греция, Бразилия и Аргентина, Австрия и Швейцария, Мексика и Индонезия, Египет и ЮАР, Нигерия и Тунис, Турция и Сирия, Польша и Венгрия, Чехия и Словакия, Болгария и Румыния, Пакистан и Вьетнам и многие другие страны. Республиками являются и все страны СНГ. Конечно, как и за всякой формой, за республиканской формой правления может скрываться различное, в том числе и недемократическое содержание. Как, например тоталитаризм – являющийся извращенной формой республики.

     Что касается нашей страны, я согласна с мнением, что России нужна сильная президентская власть, которая способна обеспечить политическую стабильность и эффективное управление в стране. Однако стремление к стабилизации системы вступает в противоречие с требованиями демократизации. Российская смешанная система с ярко выраженными элементами президенциализма консервирует монократический режим, препятствуя реальной политической конкуренции и развитию плюралистичности. А потому ослабление президентских составляющих формы правления и усиление парламентских элементов, при условии их "рационализации" при прочих благоприятных факторах способны создать эффективную и демократическую систему власти в стране. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ   
 

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным  голосованием 12 дек. 1993 г. : по сост. На 2010 год : с комментариями юристов. М. : Эксмо, 2010. – 80 с.
  2. Авдеев, Д.А, Модель республиканской формы правления в России / Д.А. Авдеев // Право и политика. – 2010. - №7. – С.1214-1221
  3. Аристотель. Политика кн.2 Разбор государственного устройства лакедемонян [электронный ресурс] // http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/polit2-3.htm.
  4. Аристотель. Политика кн.2. Разбор государственного устройства критян и карфагенян [электронный ресурс] // http://www.philosophy.ru/library/aristotle/polit/polit2-4.htm
  5. Ведяхин, В.М. Форма Российского государства: теория и практика / В.М. Ведяхин // Право и политика. – 2006. - №3. – С.63-74
  6. История государства и права зарубежных стран. Учебник: в 2 ч. / Под ред. О.А. Жидкова, Н.А. Крашенинниковой. М., 1997.
  7. Зазнаев, О.И. Российская форма правления: прошлое, настоящее и будущее. // Сравнительное конституционное обозрение. – 2006. – №4. – С.4-12
  8. Ильин, А.И. О монархии и республике [электронный ресурс] // http://rus-sky.com/gosudarstvo/ilin/ilin_mr.htm
  9. Левакин, И.В. Современная российская государственность: проблемы переходного периода // Государство и право. – 2003. – №1. – С.5-12
  10. Макарцев, А.А. Развитие в России парламентской республики: цель или средство? // Государственная власть и местное самоуправление. М., - 2009. - №11. – С.3-5
  11. Марченко, М.Н. Теория государства и права. М., 2004. – 640 с.
  12. Нерсесянц, В.С. Общая теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. – М.: НОРМА—ИНФРА М, 1999. – 552 с.
  13. Сапельников, А.Б., Честнов,И.Л. Теория государства и права: Учебник для юридических высших учебных заведений. – СПб.: ИВЭСЭП, Знание, - 2006. – 279 с.
  14. Соколов, В.М. Форма правления и разделение властей: зарубежный опыт / В.М. Соколов // Актуальные проблемы российского права. – 2010. №4. – С. 56-67
  15. Спиридонов, Л.И. Теория государства и права: учебник / Л.И. Спиридонов. – М. : Фирма Гардарика. – 1996. – 304 с.
  16. Честнов, И.Л. История политических и правовых учений : теоретико-методологическое введение : учебное пособие / И.Л. Честнов. СПб. : ИВЭСЭП, Знание. – 2009. – 279 с.
  17. Чашин, А.Н. Теория государства и права : учебник / А.Н. Чашин. М. : Дело и Сервис. – 2008. – 688 с.
  18. Чиркин, В.Е. Государствоведение: учебник / В.Е. Чиркин. М. : Юристъ. – 2000. – 384 с.
  19. Чиркин, В.Е. Конституционное право : Россия и зарубежный опыт / В.Е. Чиркин. М. – 1998. – 448 с.
  20. Чиркин, В.Е. Конституционное право зарубежных стран / В.Е. Чиркин. М. : Юристъ. – 1997. – 568 с.

Информация о работе Республика как форма правления