Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Теория государства является неотъемлемой частью науки теории государства и права. Один из разделов, который изучает теория государства, исследование форм государственного устройства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, одним из которых является форма правления.
Моя курсовая работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.1

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

      Из  вышеуказанных признаков следует  вывод, что исполнительная и законодательная власти пересекаются. А.И. Черкасов пишет, что в странах с парламентарными формами правления имеет место большая взаимосвязь и взаимозависимость различных ветвей власти, что делает барьеры между ними менее четкими.15 Применительно к странам с парламентарной формой правления используется термин «симфонии властей» согласно которому разделение властей не должно быть очень жестким.

      Парламентская республика имеет свои разновидности, это связано с внедрением идей «рационализированного парламентаризма»16. Для этого используется такое понятие как «конструктивный вотум недоверия»(решение о недоверии главе правительства может быть принято только при одновременном назначении другого главы правительства), впервые введенный в Германии.17. Парламент министров не утверждает, а только назначает главу правительства, а тот подбирает и увольняет министров (хотя официально это делает президент по представлению главы правительства). Такой порядок отличает классическую парламентскую от рационализированной парламентской республики. Сделано это для того, чтобы ограничить возможность использования вотума недоверия и исключить министерскую чехарду. Чиркин приводит пример, что в Италии, за послевоенные полвека сменилось более 50 советов министров.18

     Парламентская форма правления менее распространена, чем президентская. Такими республиками являются сегодня ФРГ, Италия, Греция, Индия и др. Эта форма правления присуща развитым странам, так как предполагает довольно высокий уровень развития демократии, наличие развитой партийной системы и высокой политической культуры населения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ПРЕЗИДЕНТСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ 
 

     Президентская республика представляет определенное соотношение полномочий президента – главы государства, парламента – законодательного органа и правительства – органа исполнительной власти, при котором в руках президента соединяются полномочия главы государства и главы правительства. Яркими примерами президентской республики являются США, Аргентина, Мексика, Бразилия и др. В республике данного вида государственное управление строится по принципу жесткого разделения властей. Президент управляет, парламент (конгресс, национальное собрание и т.д.) принимает законы. Президент не имеет права законодательной инициативы19, но имеет право наложения вето. Высшие органы государства не только структурно обособлены, но и обладают значительной самостоятельностью. Президентская республика отличается, как правило, внепарламентским способом избрания президента (всенародное голосование) и формирования правительства, отсутствием ответственности правительства перед парламентом. Высших чиновников исполнительной власти президент назначает сам, а кандидатов на должности ключевых министров вносит на утверждение Парламента. Правительство ответственно перед президентом. Президент лишен права роспуска парламента, и, наоборот, парламент может возбудить против президента процедуру импичмента. Это происходит, когда президент допускает злоупотребление своей властью, совершает преступления, умышлено, грубо нарушает Конституцию.

     Президентская республика создает весьма благоприятные  юридические предпосылки для  сосредоточения в руках президента множества властных полномочий. Президентская  республика является довольно гибкой формой правления, поэтому она получила достаточное распространение. Большинство государств имеют президентские системы правления.

     Однако, нельзя не учитывать и недостатки президентских республик – сосредоточение непомерной власти в руках президента ведет в случае его болезни, возрастных проблем, к параличу исполнительной власти, политическим тупикам. Одному человеку не просто своевременно и качественно принимать многочисленные политические решения. Вот почему объективно в президентских республиках должна существовать мощная «президентская команда» - структура, помогающая президенту по всем направлениям его деятельности. Главный признак данной формы правления – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.

     В настоящее время президентская  республика классического типа, о которой речь шла выше, подвергается изменениям. Возникает президентская республика с некоторыми чертами парламентской формы. В некоторых странах (Египет, Перу и др.) учреждается должность премьер-министра, назначаемого президентом, создается Совет министров. Министры в каких-то отношениях становятся подчиненными премьер-министру, а не только президенту, что несколько ослабляет принцип президентского правления. Во-вторых, при сохранении основной ответственности министров перед президентом устанавливается ограниченная ответственность министров перед парламентом, что совсем не свойственно президентской республике (Уругвай, Перу, Эквадор), а в некоторых странах и ответственность премьер-министра и всего Совета министров. Правда, эта ответственность затруднена, и в конечном счете вопрос решается президентом, но возможны такие ситуации, когда он должен отправить министра или правительство в отставку в результате недоверия парламента (например в Египте, если недоверие подтверждено путем референдума избирателей). Иногда конституция очень четко устанавливает случаи, когда возможно недоверие. В Казахстане (ст. 53 Конституции 1995 г)20 правительство ответственно перед парламентом только в одном случае: отклонение программы правительства означает недоверие, но принятие такого решения затруднено (за него должны проголосовать 2/3 списочного состава парламента, причем на совместном заседании обеих палат). В других странах таких жестких условий нет, но предложить резолюцию о недоверии министру может лишь значительное число парламентариев (в Перу четвертая часть однопалатного парламента).На деле недоверие правительству при «сильном» президенте не выносится. Такие факты неизвестны. Президент сам меняет правительство, если он видит такую необходимость и соответствующее отношение к правительству со стороны парламента.

     Наряду  с определенным смягчением принципа президенциализма в президетской республике появились и такие ее формы, которые  свидетельствуют о возрастании  всевластия президента, о превращении  его по существу в единственный институт государственной, а то и партийно-государственной власти. Учитывая особую роль президента и слабость парламента в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии их нередко называют суперпрезидентскими республиками. Свои особенности имеет республиканская форма в условиях военных режимов, когда высшим органом государства является созданный в результате переворота военный (революционный и т.д.) совет, избирающий своего руководителя президентом (иногда - исполняющим обязанности президента, иногда - временным президентом). Это - милитарно-президентская республика. Это - временная форма, но в отдельных странах до перехода к гражданскому режиму она существовала более 10 лет (Алжир, Нигерия, Эфиопия и др.)21.

     В различных видах президентской  республики прямые и обратные связи органов государства с населением имеют свои особенности. В милитарно-президентской республике по существу имеют место только прямые связи путем командного метода управления (на места также назначаются коменданты-офицеры). Связи, основанные главным образом на принуждении, хотя и в меньшей степени, характерны также для суперпрезидентской республики. В традиционной президентской республике центром связей, с одной стороны, является президент, но в данном случае его деятельность более открыта для населения, с другой - парламент. На местах нередко в качестве представителей государства назначаются лица, избранные населением, что является одной из форм для установления и прямых, и обратных связей. 
 

ПОЛУПРЕЗИДЕНТСКАЯ , ПОЛУПАРЛАМЕНТСКАЯ

  (СМЕШАННАЯ) РЕСПУБЛИКА  
 

     Такая форма синтезирует в себе элементы двух предыдущих. Впервые смешанная республика была введена во Франции в 1958 г. по инициативе Шарля де Голля, который стремился к сильной президентской власти, но должен был учитывать длительные традиции парламентаризма в стране. Название «полупрезидентская» не означает слабой власти президента, напротив, она является реальной в отличие от парламентарной республики, но эта власть действительно слабее, чем это имеет место в президентской республике. Эта форма соединяет определенные достоинства той и другой, стремясь устранить их некоторые недостатки.

     Особенности смешанной республики. Как и в президентской, в смешанной республике действует сравнительно «жесткое» разделение властей, но оно все же смягчено: президент по тексту конституций не является главой исполнительной власти (он охарактеризован только как глава государства), исполнительная власть по конституции принадлежит правительству, которое несет основную ответственность перед президентом и ограниченную - перед парламентом. Двойная ответственность правительства - специфическая черта в модели разделения властей приданной форме правления.

     В такой республике имеются следующие черты, объединяющие ее с президентской формой правления:

     1.Президент избирается непосредственно избирателями, что делает его независимым от парламента и дает возможность противопоставлять себя парламенту. В некоторых республиках отношения президента и парламента, а также вследствие этого - президента и избирателей обострялись, в связи с чем, например, Шарль де Голль ушел в отставку с поста президента, когда на референдуме была отвергнута предложенная им реформа верхней палаты парламента - Сената.22 В отдельных республиках таких конфликтов не бывает, особенно при реформированном, слабом парламенте, например Белоруссия после 1996 г., некоторые постсоциалистические республики Средней Азии.23 В этих условиях, будучи по конституции полупрезидентской, республика наделе превращается в президентскую.

      Вице-премьеров  и министров президент может назначить по своему усмотрению, независимо от партийной расстановки сил в парламенте. Премьер-министра он назначает также сам, но по-разному: во Франции и Казахстане самостоятельно, в России, на Украине назначает с согласия парламента (в России одной из палат государственной Думы, а на Украине парламент однопалатный).

       2.Правительство несет ответственность перед президентом, который может по своему усмотрению уволить премьер-министра, отдельного министра и все правительство в отставку.

     Наряду  с сильными элементами президенциализма, в смешанной республике имеются черты парламентаризма. Главная из них - ответственность правительства перед парламентом. Она всегда затруднена. В России для решения вопроса об отставке Правительства нужен не один, а два вотума (голосования) недоверия по инициативе парламента, причем в трехмесячный период. Однако и после двух вотумов отставка Правительства не безусловна. Президент вместо этого может распустить парламент (Государственную Думу) с назначением даты новых выборов. Если же вопрос о доверии ставится по инициативе Правительства, одного вотума отказа в доверии достаточно, но Президент опять-таки вправе решать: уволить Правительство или распустить Думу.

     Второй  элемент парламентаризма: согласие нижней палаты на назначение определенной кандидатуры, предлагаемой президентом, на должность премьер-министра. Такой порядок предусматривается не во всех странах, во Франции этого нет, но в России и некоторых других странах получение такого согласия обязательно.

     Наряду  с совмещением черт президентской и парламентарной республики смешанная республика имеет такие особенности, которые не присущи двум первым формам. Основная из них: особый статус президента. По конституциям президент не относится ни к одной из ветвей власти, в том числе к исполнительной, как это всегда бывает в президентской республике и по традиции нередко - в парламентарной. По Конституции России 1993 г. исполнительная власть принадлежит только Правительству24, Президент охарактеризован только как глава государства. 25

     В настоящее время смешанную форму  правления можно наблюдать в  таких странах как Россия, Польша, Болгария, Румыния, а также в странах Восточной Европы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ  В РОССИЙСКОЙ  ФЕДЕРАЦИИ 
 

     Статья 1 Конституции РФ гласит, что Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

     В настоящее время форма правления в Российской Федерации достаточно дискуссионный вопрос. В рамках своей курсовой работы я рассмотрю существующие мнения по вопросу формы правления в России, а также приведу свою точку зрения.

     Конституция нашей страны не указывает конкретной разновидности республики, взятой за форму правления в России. Д.А. Авдеев в своей статье описывает  процесс разработки проекта и принятия Конституции.26 Он пишет, что ключевым был вопрос о будущем статусе главы государства. Ведь в рамках и парламентской, и президентской, и смешанной форм правления Президент может иметь совершенно разный политический «вес», разработчикам, кроме выбора самой формы правления, требовалось принять принципиальное решение относительно того, каким быть президенту: номинальным, полновластным или же реальным, но функционально ограниченным.

     Два основных варианта будущей формы правления: президентская республика и парламентская. Так, 12 октября 1990 года на пленарном заседании Конституционной комиссии ответственный секретарь Комиссии О. Г. Румянцев представил первый проект новой Конституции, подготовленный Рабочей группой Конституционной комиссии. В разделе о системе высших органов государственной власти он указал, что главы о Парламенте, Президенте и Правительстве представлены в двух вариантах «А» и «Б», дабы предоставить членам Конституционной комиссии, членам комитетов и комиссией Верховного Совета, депутатам Съезда право сделать выбор, какой быть системе органов государственной власти. Вариант «А» (вариант В. Д. Зорькина) получил условное название «президентская республика», а вариант «Б» (вариант JI. Б. Волкова) - «ответственное перед Парламентом Правительство». Суть отличия этих двух вариантов упрощенно состояла в следующем: является ли президент только главой государства или он также возглавляет исполнительную власть, существует ли самостоятельное Правительство и перед кем оно ответственно.

Информация о работе Республика как форма правления