Республика как форма правления

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 20:40, курсовая работа

Описание работы

Теория государства является неотъемлемой частью науки теории государства и права. Один из разделов, который изучает теория государства, исследование форм государственного устройства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, одним из которых является форма правления.
Моя курсовая работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.1

Работа содержит 1 файл

текст.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     ВВЕДЕНИЕ   
 

     Теория  государства является неотъемлемой частью науки теории государства  и права. Один из разделов, который изучает теория государства, исследование форм государственного устройства. Классификация государств осуществляется по различным критериям, одним из которых является форма правления.

     Моя курсовая работа посвящена республиканской форме правления, которая в идеале должна базироваться на теории разделения властей.1

     Чтобы разобраться в вопросе, что такое форма правления, нам нужно обратиться к понятию формы государства. Это организация и устройство государственной власти, а также способы её осуществления. Государство составляют публичная власть, население и территория. Связи между этими элементами и определяют форму государства: форму правления, форму территориального устройства и политически режим.2

     В свою очередь под формой правления  мы понимаем организацию верховной  власти и порядок её образования. Характер формы правления в конечном счете зависит от типа общества. Республиканская форма правления характерна для обществ, основанных на обменных отношениях между свободными, политически равными субъектами собственниками.3

      Форма правления дает возможность уяснить:

  • как создаются высшие органы государства, и каково их строение;
  • как строятся взаимоотношения между высшими и другими государственными органами;
  • как строятся взаимоотношения между верховной государственной властью и населением страны;

     I. РЕСПУБЛИКАНСКАЯ ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ   
 

     Республика  — это форма правления, основанная на принципе выборности на определенный срок высших органов государственной власти, таких как парламент и глава государства-президент. В.С. Нерсесянц в своей работе приводит цитату Цицерона: Respublica est res populi (республика — дело народа)4.

     Республиканская форма правления сложилась в древнем мире - Римская сенатская республика в V—I вв. до н.э. Также известны феодальные республики, как Венеция, Генуя, Флоренция в Италии, вольные города в Германии, Новгород и Псков в России и др.. Следующий исторический этап занимают буржуазные республики, когда данная форма правления достигает своего расцвета, становясь способом политической организации гражданского общества.5

      Республиканская форма правления отличается рядом следующих признаков:

  • Выборность органов государственной власти и их коллегиальный характер.
  • Наличие выборного на определенный срок единоличного и коллегиального главы государства.
  • Производный характер государственной власти, которая пользуется властными полномочиями не по собственному праву, а по поручению суверенного народа.
  • Юридическая ответственность главы государства.

     Выборность  на определённый срок главы государства  и других верховных органов государственной  власти на определённый срок выражается в том, что данные органы выбираются прямым всенародным голосованием и  осуществляют свои полномочия в течение определённого срока, установленного Конституцией.

     Существование единоличного главы государства выражается в наличии поста президента, а коллегиальность проявляется в наличии трёх ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. При данной системе организации власти реализуется система сдержек и противовесов, которая является основой правового государства.

     Производный характер государственной власти выражается в верховенстве закона, подчинении всех органов государственной власти закону, принципу функционирования государственной власти не ради интересов самой государственной власти, а в интересах народа.

     Юридическая ответственность главы государства-президента заключается в том, что в случае наличия признаков преступления в деяниях главы государства он должен быть привлечён к ответственности, но перед этим он отрешается от должности. Для реализации этого положения в конституциях присутствует институт импичмента. Примером наличия данного института в государствах с республиканской формой правления является Российская Федерация. В статье 93 Конституции РФ закреплена процедура отрешения Президента от должности в случае преступных деяний, совершенных главой государства.6

     Как видно из приведенных выше признаков  весьма существенное значение в условиях республики имеет избирательное законодательство, от содержания которого зависит социальный характер соответствующего республиканского строя. По своему социальному характеру республики могут быть аристократическими, олигархическими, демократическими7. Хотелось бы подробнее рассмотреть их на конкретных примерах.

     В Древнеримской республике (509-27 до н. э.) народ, то есть совокупность полноправных римских граждан, формально считался носителем верховной власти. Народные собрания (комиции) избирали должностных лиц, принимали законы, объявляли войну, утверждали или отвергали смертные приговоры, вынесенные гражданам. Правда, в действительности, высшим органами власти в Римской республике являлись сенат и магистраты – органы реальной власти нобилитета.8

     В аристократических республиках  полномочия народных собраний были урезаны. Выборы имели фиктивный характер, должностные лица являлись ставленниками  знати. Для аристократических республик  как Древности, так и Средневековья  характерно долгосрочное или пожизненное замещение государственных должностей. Поскольку в формировании высших органов власти участвовал узкий круг знати, в аристократических республиках появлялась тенденция к семейственности и наследственности при замещении государственных должностей. Можно сделать вывод, что первоначальную задачу сформировать высшие органы власти из наиболее образованных, квалифицированных членов общества, элиты не возможно осуществить при аристократическом правлении. Приходя к власти люди ставили цель прочнее закрепиться на государственной должности, а не добросовестно и качественно исполнять свои трудовые обязанности.

     Олигархическое  правление же само по себе является отклонением, считал Аристотель. Он называл любую олигархию несовершенной, так, описывая государственное устройство Спарты с её олигархией эфоров, ограничивавших власть царей, он писал:

     «Плохо обстоит дело с эфорией. Эта власть у них ведает важнейшими отраслями управления; пополняется же она из среды всего гражданского населения, так что в состав правительства попадают зачастую люди совсем бедные, которых легко можно подкупить.9»

     Впрочем, и распространённое в его время  мнение о необходимости имущественного ценза при избрании достойнейших — как это происходило в  Карфагене — Аристотель также  отвергал из-за «покупки власти»:

     «Всего же более отклоняется от аристократического строя в сторону олигархии карфагенское государственное устройство в силу вот какого убеждения, разделяемого большинством: они считают, что должностные лица должны избираться не только по признаку благородного происхождения, но и по признаку богатства, потому что необеспеченному человеку невозможно управлять хорошо и иметь для этого достаточно досуга. Но если избрание должностных лиц по признаку богатства свойственно олигархии, а по признаку добродетели — аристократии, то мы в силу этого могли бы рассматривать как третий тот вид государственного строя, в духе которого у карфагенян организованы государственные порядки; ведь они избирают должностных лиц, и притом главнейших — царей и полководцев, принимая во внимание именно эти два условия. Но в таком отклонении от аристократического строя следует усматривать ошибку законодателя. Хотя должно считаться и с тем, что богатство способствует досугу, однако плохо, когда высшие из должностей, именно царское достоинство и стратегия, могут покупаться за деньги.

     Вполне  естественно, что покупающие власть за деньги привыкают извлекать из неё прибыль, раз, получая должность, они поиздержатся; невероятно, чтобы  человек бедный и порядочный пожелал  извлекать выгоду, а человек похуже, поиздержавшись, не пожелал бы этого.»10 Из слов Аристотеля можно сделать вывод, что олигархическая республика худшая форма правления. Негативность её состоит в том, что львиная доля собственности находится в руках правящей верхушки, а государственные должности «распродаются». Безусловно, что цель сего правящего слоя собственное обогащение, а не деятельность, направленная на удовлетворение интересов общества.

     Демократическая республика - форма правления, сложившаяся во многих государствах современного мира. Она синтезирует в себе признаки республиканской формы правления и демократического политического режима. Наиболее яркий пример Соединенные Штаты Америки(США).

     Демократические республики формируют свой государственный аппарат на принципе народного суверенитета, реализуемого путем прямой и представительной демократии.11 Демократия - режим, при котором народ является единственно легитимным источником власти. Под демократией также понимается метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Народное правление требует обеспечения ряда прав для каждого члена общества. С демократией связан ряд ценностей: законность, равенство, свобода, право наций на самоопределение, права человека и др. Демократия – идеал народовластия. То что многие вопросы решаются в таком государстве путем всенародного непосредственного голосования с одной стороны замечательно, ведь люди имеют возможность сделать свой выбор, но подчас на обсуждение выносятся вопросы, которые требуют специальных знаний, которыми простой обыватель не владеет. Я хочу привести цитату из работы И.А. Ильина, подчеркивающую этот недостаток демократической республики: «Такое голосование, считающееся осуществлением настоящей республиканской свободы и полного народоправства, оказывается совершенно неизбежным, причем надо еще принять во внимание сложность современной общественно-государственной и хозяйственной жизни и юридическую многозначительность каждого слова в каждом предлагаемом законопроекте. Наиболее ответственные граждане только воздерживаются от подобных голосований: безответственные - или следуют партийной директиве, или продают свой голос, или же решают дело "на авось"

     Таким образом, республиканство означает притязательность политической силы суждения и ведет к безответственности в политике».12 На мой взгляд, явно выражена непродуманность проведения процедуры референдума.

     Далее в своей работе я рассмотрю  такие виды республиканской формы  правления как президентская, парламентская и смешанная республика. Следует помнить, что и в президентской, и в парламентской республике есть и президент, и парламент, а различие между этими двумя разновидностями республиканской формы правления заключается в характере отношений между законодательной и исполнительной властью. 

     II. ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА    
 

     Парламентская республика – разновидность формы  правления, характеризующаяся сильной  властью представительного органа. Говоря об этой форме правления нужно вспомнить понятие парламентаризма, как метода осуществления государственной власти, особого режима, определяемого реальными взаимоотношениями, складывающимися между законодательной и исполнительной властями в каждом конкретном государстве, при котором ведущую роль играет парламент. Парламентаризм связан с формой правления, но не идентичен ей, хотя некоторые ученые и уравнивают эти понятия.

     Парламентаризм  как разновидность государственного режима может характеризоваться, прежде всего верховенством парламента не только юридическим, но и фактическим, при котором правительство подчинено и подконтрольно парламенту. Помимо этого парламентаризм предполагает переход фактической власти в исполнительно-распорядительной сфере от главы государства (короля, президента) к правительству или кабинету. При таком режиме основным источником власти выступает парламент, а важнейшими принципами парламентаризма являются парламентское правительство и парламентская ответственность правительства.

     В целом для такой республики характерны следующие черты:

  • Верховная власть принадлежит парламенту, избираемому населением.
  • Президент является главой государства, но не главой правительства, его роль выполняет премьер-министр. ( лидер победившей на выборах партии ). Избирается парламентом ( примеры Греция, Ливан, Турция) либо специальным расширенным органом государственной власти, особой коллегией (например, в Германии в состав коллегии входят все депутаты нижней палаты и такое же число депутатов, избранных представительными органами земель; эта коллегия называется Федеральным собранием)13.
  • В целом полномочия президента номинальные ( представительские, организационные). Как глава государства президент обнародует законы, издает декреты, имеет право роспуска парламента, назначает главу правительства (Президенту приходится назначать лидером правительства лицо, которое пользуется доверием парламента (его нижней палаты), иначе правительство не будет утверждено парламентом. Поэтому в парламентарной республике пост премьер-министра занимает лидер партии, имеющей большинство в парламенте, или кандидат, предложенный блоком объединившихся партий, которые вместе располагают таким большинством (коалиционное правительство))14, является главнокомандующим вооруженными силами.
  • Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к правящей партии (располагающих большинством голосов в парламенте) или к партийной коалиции.
  • Правительство ответственно перед парламентом. Оно остается у власти до тех пор, пока правительство располагает поддержкой парламентского большинства, а в случае утраты такой поддержки  оно либо уходит в отставку, что означает правительственный кризис, либо через главу государства добивается роспуска парламента и назначения внеочередных парламентских выборов.

Информация о работе Республика как форма правления