Религия и право, взаимосвязь между ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Итак, основная цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. Рассмотреть, на основе двух религий: мусульманство и христианство, влияние церкви на индивида и на общество в целом.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 53.10 Кб (Скачать)

   Свод  канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным  к применению в церковных делах  и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание  значимости папских декреталиев  и Свода канонического права  было важнейшим актом религиозной  борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской  власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с  папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII – XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.

   Суды  канонического права основывались на более сложной судебной процедуре, чем обычные феодальные суды. Отличия  и особенности проявились к XII в., когда в каноническом праве стали  заметны традиции римского права, переработанные и обновленные соответственно новым  церковным требованиям. К основным судопроизводственным порядкам варварских времен и феодального суда церковь  относилась неприязненно. В 1215 г. Четвёртым  Лютеранским собором было запрещено священнослужителям принимать участие в судебных испытаниях — ордалиях; тем самым это привычное средство отыскания "Божьей истины" ставилось как бы вне церковного закона. Настойчиво церковь преследовала судебные поединки.

   Важнейшей привилегией церкви явилось право  на свой церковный суд. Все лица, принадлежавшие церкви: монахи, монастырские крестьяне и т. д. — подлежали  суду церкви и по гражданским, и уголовным  делам. Исходя из положения, что все  преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, она присвоила  себе подсудность по делам ереси (вероотступничества), колдовства, святотатства (кража церковного имущества, насилие  над служителями церкви), нарушения  супружеской верности, кровосмешения, двоеженства, лжесвидетельства, клеветы, подделки документов, ложной присяги, ростовщичества. Так как имущественные  договоры часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей  компетенцией области обязательственных  отношений.

   Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права  к процессуальным доказательствам  стало причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.

   Римское право не имело в средние века такого глубоко влияния на правопорядок и общественную жизнь европейских  стран, как каноническое право. Последнее  стало сильным орудием укрепления и развития церковной власти, и  перестройки социальной структуры  общества в нужном церкви направлении.

   Основополагающим  вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру  общества, в которой бы семья, а  не род стала первичной социальной группой, и, поэтому, регулирование  брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического  права. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность  создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали  себя братьями и сестрами под властью  Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним  не было социально-психологической  основы. В качестве первого звена  в этой политике пришлось ввести правила  целибата (обязательное безбрачие) для  духовенства. Это выводило духовенство  из сферы общих родовых и в  целом мирских интересов и  превращало его в послушный и  находящийся под железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства.10

   Брак  в каноническом праве понимался  и как соглашение между супругами, и как главное таинство священного содержания: "Брачный союз, посредством  которого мужчина и женщина устанавливают  между собой общность всей жизни, по самой природе своей направлен  ко благу супругов и к порождению и воспитанию потомства". То, что  брак считался договором, предопределяло взаимные права и обязанности супругов. То, что он был таинством, предполагало его неотменимость; а в результате брачного сожительства создавался особого рода кровно-родственный союз супругов, и разорвать его было не во власти людей. Только к XII в. утвердилась политика церкви в отношении брака и семьи — ей была придана обязывающая сила.

   Каноническое  право, которое в своей основе, прежде всего, было правом управления, привело к тому, что церковная  собственность стала несравненно  лучше администрированной и, в связи  с этим, более экономически полезной, чем соответствующие ресурсы  мирских власть имущих. Кроме того, церковь получила большое богатство  благодаря добровольным пожертвованиям путем развития наследственного  права: институтов завещания и дарения  — в соответствии со своими возможностями  оказывать религиозное давление.

   Своеобразие идеологических дебатов и политической жизни Позднего средневековья в  высшей степени обусловлено борьбой  между двумя универсальными силами — папской и императорской  властями, которая в результате Авиньонского пленения пап (1309 – 1377 гг.) окончилась поражением церкви. Политической теорией, на которую  опиралась церковь в борьбе с  императором, была так называемая доктрина обоюдоострого меча, разработанная  папой Геласием II во второй половине V в. Доктрина содержала резкое противопоставление компетенций церкви и государства. Император был представителем мирского меча. Эта дуалистическая конструкция  власти была сформулирована, прежде всего, с целью защитить церковь от влияния  императора. Император в Константинополе  не только предъявлял требования быть высшим государственным авторитетом, но и, подобно языческим римским  императорам, считал себя также главой религиозного культа.

   Геласий объяснил, что император — сын  Церкви, а не её властитель. Бог дал  епископам и священникам право  управлять религиозными делами. Император  сам получил свой авторитет от Бога и не мог поэтому поступать  вопреки установленному Богом порядку. Христос как единственно истинный абсолютный император и пастырь в своей личности соединил оба меча. Поскольку в то же время он знал и слабости человеческого рода, он решил разделить право на власть. Император получил мирской меч с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни. Чтобы достичь вечной жизни, он должен был всё же подчиняться папе, который церковным мечом осуществлял абсолютную власть над церковной организацией.

  1. Место религии в современном обществе

   Как правило, в настоящее время основы взаимоотношений  между церковью и государством в  гражданском обществе регулируются нормами конституционного права, провозглашающими отделение церкви от государства. Это  означает, что государственные органы и должностные лица не вмешиваются  в сферу религиозных отношений, в том числе в деятельность религиозных объединений, и не поручают им выполнение государственных функций. Вместе с тем государство защищает законную деятельность религиозных  объединений, занимая в вопросах свободы вероисповеданий и убеждений  нейтральную позицию.

   В современном  обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в  духовной, но и в политической жизни  общества. Свои религиозные потребности  верующие удовлетворяют через церковь.

   Современное государство, как уже отмечалось, строит свои отношения с церковью, как правило, на основе провозглашения отделения церкви от государства. В  то же время, провозглашая невмешательство  в ее дела, оно гарантирует равенство  всех религиозных конфессий, допускает  возможность добровольного религиозного образования.

   Сегодняшний западный мир живет в так называемую эпоху постмодерна. Культурологи характеризуют  ее как постхристианскую. Это не значит, что нынешнее время совершенно безрелигиозно, у него есть религия - гуманизм, который пришел вслед за деизмом.

   Отход западного мира от христианства начался  с эпохи Просвещения, когда европейская  интеллектуальная элита в своем  большинстве оставила веру и послушание Богу. Христианство сменила вера в  прогресс, развитие науки и безграничные возможности человека. Гуманисты  стали доказывать, что религия  окончательно потеряла свое значение, более не играет важной роли в жизни  общества. Последние события показали сколь серьезно заблуждаются эти  проповедники насчет отмирания религии. Все их доводы опровергает являемая ныне миру фанатичная преданность исламистов своей идее устроения исламского мира. И даже списать на недостаточное  образование не получается - у многих фанатиков-камикадзе за плечами  европейские университеты.11

   В отдельных  странах, например, в Греции, Болгарии, Великобритании, отмечается особое положение  религии и церкви. Англиканскую церковь  в Англии и пресвитерианскую - в  Шотландии возглавляет британский монарх, который назначает на высшие церковные должности и оказывает  влияние на церковную политику.

   Например, согласно ст. 14 Конституции России, Российская Федерация объявлена  светским государством: «Никакая религия  не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства». Правовое положение  церкви в современной России, помимо конституционных положений, регулируется российским законом «О свободе совести  и о религиозных объединениях». Однако, следует отметить укрепление положения церкви в России. О том, что церковь возрождается в России, можно судить по многим обстоятельствам: реконструируются старые и строятся новые Храмы; выпускается множество газет религиозного содержания («Жизнь с Богом», «Истина и жизнь» (католическое издание), «Символ», «Русь православная» и др.), да и других газетах все чаще появляются заметки и статьи, так или иначе связанные с церковной тематикой; по телевидению в самых разных программах часто можно увидеть не только репортажи о церкви, но и самих церковных деятелей, которые, к слову, принимают, можно сказать, активное участие в политической и общественной жизни страны (взять, хотя бы, активно дебатировавшийся зимой 2001 года вопрос об уже упоминавшимся мной выше противодействии некоторых представителей духовенства введению общероссийской системы налогового учета; присутствие Святейшего Патриарха на практически всех больших праздниках рядом с политическими деятелями и т.п.); люди все чаще и охотнее посещают церковь; открываются религиозные образовательные учреждения, в том числе и еврейские.12

   Весь  опыт ХХ в. показал несостоятельность  односторонних прогнозов относительно дальнейших судеб религии: либо ее неминуемого  и близкого отмирания, либо грядущего  возрождения былой мощи. Сегодня  очевидно, что религия играет заметную роль в жизни общества и что  она претерпевает глубокие и необратимые  изменения.

   На  положение религии в современном  обществе решающее воздействие оказывают  две главные силы современности - наука и политика. Их эволюция в  современном обществе ведут к  неоднозначным для религии последствиям: разрушая традиционные установления, они подчас и открывают для  нее и новые возможности.

   Успехи  в овладении природой с помощью  техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных  знаний, оказали глубокое воздействие  на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.

   Религия в качестве нравственной духовной силы получила возможность сегодня вступить в диалог с миром, судьбы которого оказались зависимыми от его нравственной состоятельности перед лицом  реальных проблем общественного  развития. В основе культурных ценностей, разделяемых большинством религий, лежат универсальные общечеловеческие ценности, такие понятия, как любовь, мир, надежда, справедливость.

   В настоящее  время большинство церковных  иерархов и рядовых священнослужителей стоят на позициях нового осмысления современных социально-экономических  и общественно-политических проблем, возникающих в процессе развития и изменения нашего общества, ориентируют  церковь на повышение нравственного  потенциала человека. 
 
 
 

Информация о работе Религия и право, взаимосвязь между ними