Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа
Итак, основная цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. Рассмотреть, на основе двух религий: мусульманство и христианство, влияние церкви на индивида и на общество в целом.
Свод канонического права, как он сложился к XVI в., стал единственным разрешенным к применению в церковных делах и церковной юстиции источником норм канонического права. Его значение приравнивалось к основополагающим богословским доктринам церкви. Отрицание значимости папских декреталиев и Свода канонического права было важнейшим актом религиозной борьбы с католицизмом, начавшейся в эпоху Реформации (в 1517 г., выступив с открытым протестом против папской власти, Мартин Лютер бросил в костер виттенбергской живодерни вместе с папской буллой и Свод канонического права, что произвело неизмеримо больший эффект на церковные круги). Но для католической церкви составленный в XII – XVI вв. Свод сохранил свое значение на столетия.
Суды
канонического права
Важнейшей привилегией церкви явилось право на свой церковный суд. Все лица, принадлежавшие церкви: монахи, монастырские крестьяне и т. д. — подлежали суду церкви и по гражданским, и уголовным делам. Исходя из положения, что все преступления, связанные с грехом, подлежат суду церкви, она присвоила себе подсудность по делам ереси (вероотступничества), колдовства, святотатства (кража церковного имущества, насилие над служителями церкви), нарушения супружеской верности, кровосмешения, двоеженства, лжесвидетельства, клеветы, подделки документов, ложной присяги, ростовщичества. Так как имущественные договоры часто скреплялись религиозными клятвами, церковь объявила своей компетенцией области обязательственных отношений.
Церковная судебная процедура оказала значительное влияние и на светские суды в Европе. Излишне жесткое и своеобразное отношение канонического права к процессуальным доказательствам стало причиной для распространения в юстиции излишнего затягивания разбора дел, начала практики многомесячных и многолетних тяжб.
Римское
право не имело в средние века
такого глубоко влияния на правопорядок
и общественную жизнь европейских
стран, как каноническое право. Последнее
стало сильным орудием
Основополагающим вкладом в церковную политику силы, многосторонне представленную в каноническом праве, является борьба церкви за такую социальную структуру общества, в которой бы семья, а не род стала первичной социальной группой, и, поэтому, регулирование брачно-семейных отношений было совершенно особой по значимости областью канонического права. Это было абсолютно необходимо, если церковь хотела иметь возможность создавать Царство Божие на земле, в котором бы все люди считали себя братьями и сестрами под властью Отца Небесного. В родовом обществе для такого отношения к ближним не было социально-психологической основы. В качестве первого звена в этой политике пришлось ввести правила целибата (обязательное безбрачие) для духовенства. Это выводило духовенство из сферы общих родовых и в целом мирских интересов и превращало его в послушный и находящийся под железным правовым контролем инструмент в высочайшей руке церковного руководства.10
Брак
в каноническом праве понимался
и как соглашение между супругами,
и как главное таинство священного
содержания: "Брачный союз, посредством
которого мужчина и женщина
Каноническое
право, которое в своей основе,
прежде всего, было правом управления,
привело к тому, что церковная
собственность стала
Своеобразие идеологических дебатов и политической жизни Позднего средневековья в высшей степени обусловлено борьбой между двумя универсальными силами — папской и императорской властями, которая в результате Авиньонского пленения пап (1309 – 1377 гг.) окончилась поражением церкви. Политической теорией, на которую опиралась церковь в борьбе с императором, была так называемая доктрина обоюдоострого меча, разработанная папой Геласием II во второй половине V в. Доктрина содержала резкое противопоставление компетенций церкви и государства. Император был представителем мирского меча. Эта дуалистическая конструкция власти была сформулирована, прежде всего, с целью защитить церковь от влияния императора. Император в Константинополе не только предъявлял требования быть высшим государственным авторитетом, но и, подобно языческим римским императорам, считал себя также главой религиозного культа.
Геласий объяснил, что император — сын Церкви, а не её властитель. Бог дал епископам и священникам право управлять религиозными делами. Император сам получил свой авторитет от Бога и не мог поэтому поступать вопреки установленному Богом порядку. Христос как единственно истинный абсолютный император и пастырь в своей личности соединил оба меча. Поскольку в то же время он знал и слабости человеческого рода, он решил разделить право на власть. Император получил мирской меч с правом быть судьёй во всех вопросах, касающихся земной жизни. Чтобы достичь вечной жизни, он должен был всё же подчиняться папе, который церковным мечом осуществлял абсолютную власть над церковной организацией.
Как правило,
в настоящее время основы взаимоотношений
между церковью и государством в
гражданском обществе регулируются
нормами конституционного права, провозглашающими
отделение церкви от государства. Это
означает, что государственные органы
и должностные лица не вмешиваются
в сферу религиозных отношений,
в том числе в деятельность
религиозных объединений, и не поручают
им выполнение государственных функций.
Вместе с тем государство защищает
законную деятельность религиозных
объединений, занимая в вопросах
свободы вероисповеданий и
В современном обществе существует и такой важный духовно-культурный институт, как религия. Ее влияние ощущается не только в духовной, но и в политической жизни общества. Свои религиозные потребности верующие удовлетворяют через церковь.
Современное
государство, как уже отмечалось,
строит свои отношения с церковью,
как правило, на основе провозглашения
отделения церкви от государства. В
то же время, провозглашая невмешательство
в ее дела, оно гарантирует равенство
всех религиозных конфессий, допускает
возможность добровольного
Сегодняшний западный мир живет в так называемую эпоху постмодерна. Культурологи характеризуют ее как постхристианскую. Это не значит, что нынешнее время совершенно безрелигиозно, у него есть религия - гуманизм, который пришел вслед за деизмом.
Отход западного мира от христианства начался с эпохи Просвещения, когда европейская интеллектуальная элита в своем большинстве оставила веру и послушание Богу. Христианство сменила вера в прогресс, развитие науки и безграничные возможности человека. Гуманисты стали доказывать, что религия окончательно потеряла свое значение, более не играет важной роли в жизни общества. Последние события показали сколь серьезно заблуждаются эти проповедники насчет отмирания религии. Все их доводы опровергает являемая ныне миру фанатичная преданность исламистов своей идее устроения исламского мира. И даже списать на недостаточное образование не получается - у многих фанатиков-камикадзе за плечами европейские университеты.11
В отдельных
странах, например, в Греции, Болгарии,
Великобритании, отмечается особое положение
религии и церкви. Англиканскую церковь
в Англии и пресвитерианскую - в
Шотландии возглавляет
Например,
согласно ст. 14 Конституции России,
Российская Федерация объявлена
светским государством: «Никакая религия
не может устанавливаться в
Весь
опыт ХХ в. показал несостоятельность
односторонних прогнозов
На
положение религии в
Успехи в овладении природой с помощью техники, достигнутые в ХХ веке на основе гигантского приращения научных знаний, оказали глубокое воздействие на религиозное сознание. Однако типичные для прошлого века ожидания близкого конца религии в результате развития науки не сбылись. Наука не вытеснила религию, но она вызвала глубокие перемены в религиозном сознании - в понимании Бога, мира, человека. Решив многие проблемы познания мира и овладения человеком силами природы, наука отодвинула границу познания к еще более сложным, чем ранее проблемам. Сегодня наука вышла далеко за пределы чувственно доступного человеку, наглядного. Это дает новый шанс для религиозного мироощущения, не говоря уже о том, что гигантски возросшая на научно-технической основе мощь человеческого деяния ставит нас теперь перед проблемой последствий научно-технического прогресса и его нравственной состоятельности. А в результате напрашивается вывод, что сами по себе наука и техника - без религии - еще не дают решения современных проблем, когда человечество оказалось перед угрозой самоуничтожения.
Религия
в качестве нравственной духовной силы
получила возможность сегодня вступить
в диалог с миром, судьбы которого
оказались зависимыми от его нравственной
состоятельности перед лицом
реальных проблем общественного
развития. В основе культурных ценностей,
разделяемых большинством религий,
лежат универсальные
В настоящее
время большинство церковных
иерархов и рядовых священнослужителей
стоят на позициях нового осмысления
современных социально-