Религия и право, взаимосвязь между ними

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 10:51, курсовая работа

Описание работы

Итак, основная цель курсовой работы раскрыть содержание и сущность двух категорий - права и религии, а также взаимосвязь между ними, оценить их воздействие на общественные явления, степень эффективности этого воздействия. Рассмотреть, на основе двух религий: мусульманство и христианство, влияние церкви на индивида и на общество в целом.

Работа содержит 1 файл

Копия Курсовая.docx

— 53.10 Кб (Скачать)

   При анализе  соотношения религиозных и правовых норм в исламе следует иметь в  виду, что количество религиозных  предписаний, явившихся источниками соответствующих юридических правил поведения, санкции которых полностью совпадают по содержанию с «земными» религиозными мерами наказания (божественная кара остается, естественно, исключительно религиозной), относительно невелико. Значительно чаще предусмотренные в Коране или сунне наказания за нарушение установленных ими норм, став прототипом юридических санкций, уточнялись, конкретизировались и даже существенно корректировались государством на основе выводов мусульманско-правовой доктрины. Например, за прелюбодеяние как правонарушение применялось не только телесное наказание, совпадавшее с религиозной санкцией, но в некоторых случаях и забивание камнями до смерти, что не было предусмотрено в Коране. При умышленном убийстве смертная казнь заменялась, как правило, выкупом за кровь.

   Последний пример подтверждает, что религиозная  и сформировавшаяся на ее основе «правовая  норма, регулировавшие сходные отношения, могли полностью и не совпадать  по содержанию закрепляемого ими  правила поведения. Ведь за умышленное убийство и телесные повреждения  Кораном, по существу, допускается кровная  месть и наказание по принципу талиона, а мусульманское право, отвергая применение этих норм ответственности, настаивало на уплате выкупа и лишь в крайних случаях допускало  смертную казнь.

   Таким образом, о неразрывном единстве в исламе «веры и государства» нет никаких сомнений. На протяжении долгого времени формировалось  мусульманское право, вбирая в свое основание религиозные нормы. Основанное на Коране мусульманское право следует  рассматривать как систему, совершенно независимую от всех других правовых систем, не имеющих того же источника. 

  1. Христианская  религия и право

   Каноническое  право возникло первоначально как  право христианской церкви в целом. Христианство возникло как религия  бедных и рабов и испытало жестокие преследования со стороны властей  Рима. Только при императоре Антонине Пие и его преемниках в 138 – 192 гг. оно выходит из подполья, из катакомб. В эти 50 лет христианство добилось больших успехов. Зарождается христианская литература. Её ядро составляли четыре Евангелия. В период гонений христианские общины связывались между собой  приходящими проповедниками — пророками. В период ослабления гонений их место  постепенно занимают епископы ("хранители", "наблюдатели"), пресвитеры ("старейшины") и дьяконы ("служители"). Возникают синоды — собрания епископов.

   В 1054 г. происходит окончательный раздел христианской церкви на западную — римскую католическую и восточную — греческую православную. В XII – XIII вв. римский папа был на вершине могущества, вмешивался как  высший судья и арбитр во внутренние дела западных государств, отлучал  непослушных королей от церкви.

   Церковь в эпоху Средневековья представляла практически независимую, автономно  управляющуюся политическую и духовную организацию. В своей деятельности она руководствовалась собственными, для себя выработанными на базе библейских преданий и христианской традиции правилами, которые сложились в особую систему  канонического права. В силу значимости христианских правил для средневекового религиозного общества каноническое право  обязывало своими требованиями не только священнослужителей и людей церкви, но и всех верующих, включая государственные  и политические установления "христианских государств".7

   Такое особое значение церковных правил опиралось  на доктрину исключительной, "единоспасающей роли церкви". Её разработал крупнейший политический и духовный мыслитель, один из отцов церкви св. Августин (IV в.). Согласно этой доктрине, ставшей официальным учением католической западной церкви, "земному граду" — миру (порождению дьявола и зла) противостоит "град Божий", или небесное государство. Увязший в земной жизни и грехах человек не может преодолеть соблазнов и цепей "земного государства" по пути ко "граду Божьему" без посредствующей роли Церкви. Для выполнения этой великой миссии Церковь изначально наделена не только правами духовного поучения, но и принуждения, обязанностью "искоренять греховность дел и помыслов" в верующих.

   В первые века христианства, даже когда оно  стало официальной религией Римской  империи (западной и Восточной одинаково), вся организация церкви сводилась  к самоуправлению духовных общин. С III в. руководители духовных общин и  объединений этих общин (епископы) стали  постоянными, профессиональными церковнослужителями. Так начал формироваться клир — совокупность наделенных особыми  религиозными и священными правами  служителей церкви. Права эти приобретались  в результате священных обрядов, признанных таинством. В свою очередь, они давали основание самим совершать  богослужения и исполнять обряды и таинства по отношению к мирянам. Позднее, исходя из доктрины о самоопределении  Церкви как совершеннейшего и  вполне свободного общества, сложилось  представление о неравенстве  в рамках её: клир первенствует над  мирянами и принуждает их к вере.

   Особая  роль папы в западной католической церкви проистекала из признания  его не просто вышестоящим из епископов, но наместником самого Бога, обладавшим равно и светской, и церковной  властью. С основанием в VIII в. Папского государства с центром в Риме власть папы обрела вполне государственно-политический характер. Эта власть опиралась на обширные земельные владения католической церкви, внутри которых сложилась  собственная феодально-ленная структура, где папа был как бы и верховным  сеньором. С 1059 г. утвердился строгий порядок избрания очередного папы (выбирался он пожизненно) — коллегией из 70 особо почётных епископов — кардиналов. Для управления церковными делами и пропаганды вероучения под началом папы сформировалась конгрегация (формальная организация установлена в 1560 г.). Кроме этого, для управления Папским государством существовала собственная администрация. Со временем все управление сосредоточилось в особом предместье Рима — Ватикане. К XV – XVI вв. он стал истинным религиозным, политическим и культурным центром католического мира. В нем были собраны многочисленные священные реликвии раннего христианства. Помимо кардиналов и епископов, руководство делами церкви на местах, в других государствах вручалось особым папским посланцам — нунциям.

   Огромную  роль в управлении церковью приобрели  соборы. На них решались вопросы  вероучения, установления таинств и  обрядов, осуждения отклонений от веры. На первые восемь соборов (IV – VIII вв.) собирались представители всех христианских церквей. В IX в. началось догматическое и административное обособление восточной (греческой) церкви, завершившееся к середине XI в. С этого времени римская  католическая церковь объединяла только западно- и центрально-европейские  государства. Раскол произошел, в том  числе, и из-за непризнания восточной  церковью верховенства римских пап. Последующие соборы (с 1123 г. они стали  регулярными) считались вселенскими  только в рамках западно-католической церкви. Ещё одним отличием было то, что постановления соборов  были необязательными для папы. Собирались и местные соборы церкви одного какого-то государства.

   В отличие  от римского права, о возрождении  которого в средние века можно  говорить, по крайней мере, для Италии, каноническое право с раннехристианского периода основывалось на фиксированной  письменной традиции. Уже в I в. начали проводиться христианские собрания для принятия всеобщих решений, например, по вопросам управления.8 Со временем возникло большое число постановлений крупных церковных единств, подобных папским декреталиям, которые считались имеющими юридическую силу. Возникло не устно передаваемое традиционное право, а письменное, авторитет которого в кругах, близких к церкви, в большой степени зависел от того, как оно излагалось в документах.

   Большая значимость норм канонического права  в западноевропейском обществе определялась рядом факторов. Прежде всего, каноническое право разрабатывалось и поддерживалось могущественной римско-католической церковью и папством. Каноническое право отличалось универсальностью и экстерриториальностью, поскольку его нормы действовали  во всех странах, принявших католицизм. Оно не знало государственных  границ и соединяло в единое целое  всех католиков. Каноническое право  отличалось также широтой регулируемых им отношений. Оно включало в себя вопросы как духовной, так и  светской жизни, было обязательным как  для клириков, так и для мирян. Наконец, особый вес каноническому  праву придавала его традиционность, поскольку оно своими корнями  уходило в античность, в греческую  философию и в римскую правовую культуру. Каноническое право вобрало  в себя и передало последующим  поколениям целый ряд норм римского права, его язык, что нашло своё отражение в формуле: "церковь  живёт по римским законам".

   Источники канонического права восходят к  раннехристианской литературе. Первоначальные источники западной церкви были теми же, что и для церкви восточной  греческой. Они были едины для  всех содержательных канонов христианства. Отправным считалось Священное  писание, включая Ветхий и Новый  заветы с теми изъятиями, которые  были установлены католическим богословием. Следующим по времени источником были произведения отцов церкви —  Василия Великого, Григория Богослова, св. Августина. Их трудами было дано равноапостольское истолкование Евангелия и богословской доктрины Писания, установлены основные обряды и догматы церкви, правила исполнения священнической и епископской должности, критерии церковных таинств, в том числе брака, и расписаны главнейшие нарушения церковных правил — от малых до вероотступничества и впадения в ересь. Сходное значение имели постановления церковных соборов. Ими были установлены важнейшие правила в вероучении, оценке еретических учений и отступлений от церковного канона. Традиционным источником, особенно благодаря византийскому использованию, было римское право, особенно христианской эпохи. Созданные на основе позднего римского права кодексы были прямо заимствованы в практике церковных судов.

   Все первоначальные источники канонического права, за исключением римского права, в  равной степени были и богословскими, и литературными, и только исходя из этого — общеправовыми. Началом  собственно юридического канонического  права стали Апостольские конституции  — сборник правил, приписанный  первым апостолам, составленный в IV в. Сборник включил сначала 50, затем 85 правил, относящихся к самым  разным сферам церковной жизни и  юридического рассмотрения церковных  вопросов. Хотя после разделения церквей  этот сборник стал рассматриваться  как апокриф западной католической церковью. Разделение церквей вообще поставило исторический вопрос о  собственном католическом каноническом праве. Многочисленные тщательно разработанные  церковно-государственные кодексы  и законы восточной церкви не могли  официально применяться католиками. На важное место в западной церкви вышли издаваемые папами постановления  — декреталии. Первые декреталии появились  в IV в. Позднее они стали приобретать  все более правовой характер, устанавливая правила внутрицерковной жизни, обязанности мирян и церковнослужителей.

   В VIII в. в империи Каролингов появился первый опыт систематизации церковного права  западной церкви — Codex canonum Ecclesiaromani. Его  составление приписано римскому монаху Дионисию Малому (VI в.). Свод Дионисия включил собрания апостольских постановлений  и соборов, а также избранные  декреталии римских пап, начиная  с папы Сириция (конец IV в.). По решению  Карла Великого в 802 году данный сборник  получил официальное признание  во Франкском государстве.

   В XI – XII вв. в период "папской революции" складывается "новое право". Именно в это время заканчивается  процесс складывания канонического  права в качестве самостоятельной  правовой системы западноевропейского  общества. Более четким становится его юридическое содержание. Утверждается само понятие "каноническое право". Главенствующим источником нового канонического  права становятся папские конституции (буллы, бреве, энциклики, рескрипты  и др.). С папы Григория VII начинается преподавание канонического права  в университетах. В XII в. под влиянием возрожденной традиции римского права  итальянский монах Грациан предпринял новаторскую кодификацию канонического  права. Его декрет "Гармония несогласующихся  канонов" — первая из авторитетных компиляций — появился примерно в 1140 г. в Болонье под влиянием изучения римского гражданского права. Свод разделялся на 3 части. В первой устанавливались  исторические права церкви и его  субъекты, во второй — "36 причин начала церковного суда" (то есть права епископов  и правила юрисдикции), в третьей  — нормы о свободе церкви, браке, литургических обрядах. В целом  в нем было сведено воедино  около 3 800 канонических текстов. Декрет Грациана получил официальное признание  папского престола.9

   На  основе Грацианова Свода возникла собственная  церковная школа систематизаторов права — канонистов. В конце XII в. Бернард из Павии дополнил Декрет ещё одним сборником декреталиев. Он был составлен уже по собственной, выработанной на основе только канонического права схеме: судьи — судопроизводство — церковнослужители — браки — преступления. В дальнейшем эта схема систематизации, выделившая самые особенности содержания канонического права, стала как бы официальной.

   В XII – XIII вв. папское творчество получило особенно широкий размах, в связи  с чем возникла необходимость  дальнейшей систематизации канонического  права. В 1234 г. по такой же схеме были систематизированы декреталии папы Григория IX, с именем и деятельностью  которого была связана "папская революция" в отношениях церкви и государств в западной Европе. Следующим Дополнением  к своду источников канонического  права стали систематизации декреталиев  папы Бонифация VIII (начало XIV в.) и Клементия V (после 1317 г.) под названием Клементины. Около 1500 года было сделано ещё одно дополнение к Декрету Грациана: собрание декреталиев начиная с папы Иоанна XXII — Extravangantae. Все дополнения вместе с Декретом Грациана с 1583 года получили официальное название единого Свода  церковного канонического права (по аналогии с Кодификацией Юстиниана). В 1582 году вышло его официально напечатанное издание, на котором основываются все  последующие. С 1918 года сборники канонических законов выходят под названием "Кодекс канонического права".

Информация о работе Религия и право, взаимосвязь между ними